Слайд 1Лекция № 3
Автоматизированные
Информационные системы
АИС
Слайд 2ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Система (от греческого systema — целое, составленное из частей
соединение) — это совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, образующих
определенную целостность, единство.
Элемент системы — часть системы, имеющая определенное функциональное назначение. Сложные элементы систем, в свою очередь состоящие из более простых взаимосвязанных элементов, часто называют подсистемами.
Организация системы — внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, проявляющаяся, в частности, в ограничении разнообразия состояний элементов в рамках системы.
Слайд 3ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Структура системы — состав, порядок и принципы взаимодействия элементов
системы, определяющие основные свойства системы.
Структура системы может быть – линейная,
иерархическая, сетевая.
Архитектура системы — совокупность свойств системы, существенных для пользователя.
Целостность системы — принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств отдельных ее элементов (эмерджентность свойств) и, в то же время, зависимость свойств каждого элемента от его места и функции внутри системы.
Информационная система — взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели
Слайд 4Классификация по масштабу
По масштабу информационные системы подразделяются на следующие группы:
одиночные;
групповые;
корпоративные.
Одиночные
информационные системы реализуются, как правило, на автономном персональном компьютере (сеть
не используется). Такая система может содержать несколько простых приложений, связанных общим информационным фондом, и рассчитана на работу одного пользователя или группы пользователей, разделяющих по времени одно рабочее место. Подобные приложения создаются с помощью настольных или локальных систем управления базами данных (СУБД). Среди локальных СУБД наиболее известными являются Clarion, Clipper, FoxPro, Paradox, dBase и Microsoft Access.
Слайд 5Классификация по масштабу
Групповые информационные системы ориентированы на коллективное использование информации
членами рабочей группы и как правило строятся на базе локальной
вычислительной сети. При разработке таких приложений используются серверы баз данных ( SQL-серверы) для рабочих групп. Существует большое количество различных SQL-серверов, как коммерческих, так и свободно распространяемых. Среди них наиболее известны такие серверы баз данных, как Oracle, DB2, Microsoft SQL Server, InterBase, Sybase, Informix.
Слайд 6Классификация по масштабу
Корпоративные информационные системы являются развитием систем для рабочих
групп, они ориентированы на крупные компании и могут поддерживать территориально
разнесенные узлы или сети. В основном они имеют иерархическую структуру из нескольких уровней. Для таких систем характерна архитектура клиент-сервер со специализацией серверов или же многоуровневая архитектура. При разработке таких систем могут использоваться те же серверы баз данных, что и при разработке групповых информационных систем. Однако в крупных информационных системах наибольшее распространение получили серверы Oracle, DB2 и Microsoft SQL Server.
Слайд 7Классификация по сфере применения
По сфере применения информационные системы обычно подразделяются
на четыре группы:
системы обработки транзакций;
системы принятия решений;
информационно-справочные системы;
офисные информационные системы.
Системы
обработки транзакций, в свою очередь, по оперативности обработки данных, разделяются на пакетные информационные системы и оперативные информационные системы. В информационных системах организационного управлений преобладает режим оперативной обработки транзакций, для отражения актуального состояния предметной области в любой момент времени, а пакетная обработка занимает весьма ограниченную часть.
Слайд 8Классификация по сфере применения
Системы поддержки принятия решений — DSS (Decision
Support Systems) — представляют собой другой тип информационных систем, в
которых с помощью довольно сложных запросов производится отбор и анализ данных в различных разрезах: временных, географических и по другим показателям.
Обширный класс информационно-справочных систем основан на гипертекстовых документах и мультимедиа. Наибольшее развитие такие информационные системы получили в сети Интернет.
Класс офисных информационных систем нацелен на перевод бумажных документов в электронный вид, автоматизацию делопроизводства и управление документооборотом.
Слайд 9Классификация по способу организации
По способу организации групповые и корпоративные информационные
системы подразделяются на следующие классы:
системы на основе архитектуры файл-сервер;
системы на
основе архитектуры клиент-сервер;
системы на основе многоуровневой архитектуры;
системы на основе Интернет/интранет - технологий.
В любой информационной системе можно выделить необходимые функциональные компоненты, которые помогают понять ограничения различных архитектур информационных систем.
Слайд 10Основные понятия технологии "клиент-сервер"
Что такое архитектура "клиент-сервер"?
Клиент-серверная система характеризуется наличием
двух взаимодействующих самостоятельных процессов - клиента и сервера, которые выполняются
на разных компьютерах, обмениваясь данными по сети.
Серверами (servers) называются процессы, реализующие некоторую службу, например службу файловой системы или базы данных.
Клиентами (clients) называются процессы, запрашивающие данные у службы серверов путем посылки запроса и последующего ожидания ответа от сервера, .
Слайд 11Основные понятия технологии "клиент-сервер"
По такой схеме построены системы обработки данных
на основе СУБД, почтовые и другие системы. Мы будем говорить
о базах данных и системах на их основе. Сравним клиент-серверную архитектуру с файл-серверной.
В файл-серверной системе данные хранятся на файловом сервере, а их обработка осуществляется на рабочих станциях.
Приложение на рабочей станции "отвечает за все" - за формирование пользовательского интерфейса, логическую обработку данных и за непосредственное манипулирование данными. Файловый сервер предоставляет услуги только самого низкого уровня - открытие, закрытие и модификацию файлов. Обратите внимание - файлов, а не базы данных. Система управления базами данных расположена на рабочей станции.
Слайд 12Архитектура файл-сервер
Только извлекает данные из хранящихся на сервере файлов
Вся обработка данных происходит на клиентах
Дополнительные пользователи и приложения добавляют
лишь незначительную нагрузку на сервер.
Каждый новый клиент добавляет вычислительную мощность к сети.
Слайд 13Архитектура клиент-сервер
В системе функционируют два приложения - клиент и
сервер, делящие между собой основные функции.
Сервер баз данных занимается хранением
и непосредственным манипулированием данными (Microsoft SQL Server, Oracle, Sybase)
Клиент занимается формированием пользовательского интерфейса (специальные инструменты, а также настольные СУБД).
Слайд 14Архитектура клиент-сервер
Клиент посылает на сервер запросы, сформулированные на языке
SQL.
Сервер обрабатывает эти запросы и передает клиенту результат (разумеется, клиентов
может быть много).
Таким образом, непосредственным манипулированием данными занимается один процесс - сервер.
Обработка данных происходит там же, где данные хранятся - на сервере, что исключает необходимость передачи больших объемов данных по сети.
Слайд 15Сравнение файл-серверной и клиент-серверной архитектур
Архитектура клиент-сервер
непосредственным манипулированием данными занимается
один процесс
обработка данных происходит там же, где данные хранятся -
на сервере, что исключает необходимость передачи больших объемов данных по сети
Сервер должен иметь очень значительную вычислительную мощность
Архитектура файл-сервер
непосредственным манипулированием данными занимается несколько независимых и несогласованных между собой процессов.
для осуществления любой обработки (поиск, модификация, суммирование и т.п.) все данные необходимо передать по сети с сервера на рабочую станцию
Рабочая станция должна иметь значительную вычислительную мощность
Слайд 16Трехуровневая Архитектура клиент-сервер
В трехуровневом приложении появляется третий, промежуточный уровень,
реализующий бизнес-правила, которые являются наиболее часто изменяемыми компонентами приложения.
Слайд 17Зачем нужно много уровней
Наличие не одного, а нескольких уровней позволяет
гибко и с минимальными затратами адаптировать приложение к изменяющимся требованиям
бизнеса.
Пример в некоей организации изменились правила расчета заработной платы (бизнес-правила) и требуется обновить соответствующее программное обеспечение.
1) В файл-серверной системе мы "просто" вносим изменения в приложение и обновляем его версии на рабочих станциях. Но это "просто" влечет за собой максимальные трудозатраты.
2) В двухуровневой клиент-серверной системе, если алгоритм расчета зарплаты реализован на сервере в виде правила расчета зарплаты, его выполняет сервер бизнес-правил, выполненный, например, в виде OLE-сервера, и мы обновим один из его объектов, ничего не меняя ни в клиентском приложении, ни на сервере баз данных.
3) В трехуровневой системе можно просто заменить сервер расчета заработной платы.
Слайд 18Схема работы трехуровневой системы
клиент-сервер
Слайд 19Контрольные вопросы
Что называется сервером в архитектуре "клиент-сервер"?
Что называется клиентом в
архитектуре "клиент-сервер"?
Перечислите компоненты и их функции в модели "файл-сервер"
Перечислите компоненты
и их функции в двухуровневой модели "клиент-сервер".
Перечислите компоненты и их функции в трехуровневой модели "клиент-сервер".