Авторское право распространяется на все произведения, независимо от их назначения и достоинства (ст.8 ЗоАП). Это означает что охраняются и высокохудожественные произведения и те, которые не имеют высокой ценности, потому, что невозможно объективно судить о достоинствах произведения. Этот вопрос решается сам собой на практике (будет ли публика покупать билеты на показ, на концерт, книги, диски). Но даже если произведение нецелесообразно использовать ввиду наличия ошибок или непригодность по другим мотивам, это не значит, что оно лишается авторской охраны.
Объективная форма его выражения. Произведение становиться объектом авторского права, т.е. становится охраняемым, только в том случае, если оно выражено в какой-либо объективной форме. Это означает, что пока мысли, идеи, образы только формируются в виде замысла автора, для закона они не существуют и получат охрану, только тога, когда будут перенесены на какой либо материальный носитель, или каким либо другим образом люди смогут их воспринять.
Виды объективной формы объектов авторского права:
- письменная – рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.;
- устная – публичное произведение, публичное исполнение и т.д.;
- звуко- или видеозапись – механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.д.;
- изображение – рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, фотокадр и т.д.;
- объемно-пространственная – скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.
Производное
Служебное
Произведения созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания. Согласно ст. 14 п.2 ЗоАП исключительные права на использование служебного произведения принадлежат работодателю, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Автор не вправе без согласия работодателя передать созданное им произведение для использования другим лицам. А работодатель может использовать произведение как в своих целях, так и выдавать разрешение на его использование третьим лицам. Размер вознаграждения за использование такого произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем.
Автор вправе на каждом экземпляре произведения помещать знак охраны
Знак охраны состоит из:
Латинской буквы «С» в окружности;
Имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
Года первого опубликования произведения.
За малолетних (не достигших 14 лет) и недееспособных авторское право осуществляют их родители или опекуны. Они заключают от имени этих авторов договоры, выступают в защиту их прав. Но это не значит, что родители или опекуны принимают на себя какие либо обязательства по договорам и несут ответственность за их исполнение. Стороной по договору является сам автор, а родители и опекуны лишь выступают от его имени.
Несовершеннолетние (от 14 до 18 лет) авторы осуществляют свои авторские права самостоятельно.
Условия соавторства:
1. Вклад лиц претендующих на соавторство произведения должен носить творческий характер. Оказание автору технической помощи (подбор материалов, вычерчивание схем, графиков и т.д.) не основание для соавторства.
2. Произведение должно являться совместным трудом нескольких лиц. Понимается не совместный процесс труда, а совместно достигнутый результат .Очень часто суды рассматривают дела, когда один человек рассказывает писателю истории из своей жизни, а писатель на основе этого материала создает роман. Даже если эти два человека работали совместно, рассказчик не признается соавтором, если художественную, творческую форму, образы и содержание создает писатель, а рассказчик просто делится воспоминаниями отдельных эпизодов из своей жизни. И наоборот, если лицо, записывающее воспоминания не внесло ничего нового ни в содержание ни во внутреннюю форму произведения, а лишь выполняло техническую работу, то автором признается рассказчик. Если же в создании художественной формы произведения принимали участие и рассказчик и писатель, то можно говорить о соавторстве. Поэтому критерием, помогающим установить действительного автора произведения является творческий характер внесенного в создание произведения вклада.
3. В идеале необходимо наличие соглашения о возникновении соавторства (взаимное волеизъявление авторов, направленное на совместную творческую работу).
Соавторство
Виды соавторства
Раздельное
Нераздельное
Произведение, созданное двумя или более соавторами, представляет единое неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения и результаты коллективного творческого труда не могут быть практически выделены (например, романы Ильфа и Петрова). Авторские права как на произведение в целом, так и на любую его часть осуществляются авторами только сообща. Если один из соавторов нарушил свои обязательства по созданию произведения, то все соавторы несут за это ответственность.
Коллективное произведение является целым, но состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, при этом известно кем из авторов созданы эти части. (например, учебник). Использование коллективного произведения в целом также осуществляется по взаимному согласию всех авторов. Однако каждый соавтор вправе распоряжаться самостоятельно, без согласия соавторов своей частью. Соавторы отвечают лишь за свою часть произведения и не несут ответственности за нарушение обязательств другими соавторами.
Право воспроизводить (например, тиражировать) произведение (ту же рекламу);
Право распространять экземпляры произведения;
Право импортировать экземпляры произведения;
Право публично исполнять произведение (например, на телерадиоканалах, сценах и др.);
Право переводить и перерабатывать произведение;
Право на вознаграждение.
Служебное произведение
Имущественные авторские права действуют 50 лет после смерти автора, поэтому разрешение на использование произведений, авторы которых умерли менее 50 лет назад, а также репрессированных и реабилитированных необходимо получать у их наследников
Наследование
При наследовании по завещанию авторские права могут быть переданы любому гражданину или юридическому лицу, которое указано в завещании.
Если умерший автор не имеет законных наследников и не составил завещания, то его авторское право к государству не переходит (в отличие от права собственности), а прекращается.
В теории авторского права наследники рассматриваются как носители производного авторского права. Их авторское право возникает не в силу создания произведения, а на основе открытия наследства, вхождения в круг наследников по закону или завещанию.
Права наследников ограничены установленным законом сроком и действуют в течение 50 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.
Авторские права переходят к наследникам в бездолевом порядке, т.е. авторское право наследуется как единое целое, не подлежащее разделу. Распоряжение перешедшим по наследству произведением осуществляется наследниками по взаимному согласию. Если такового нет (например один наследник не дает согласие на переиздание), то в судебном порядке. Исключение составляет право на получение гонорара. Он делится между наследниками в любой пропорции в соответствии с завещанием или по соглашению между наследниками.
Если произведение было создано в соавторстве, то согласно ст. 27 п.4 ЗоАП права каждого из соавторов переходят по наследству и действуют в течение 50 лет после смерти последнего автора. Оставшиеся в живых соавторы должны согласовывать свои действия с наследниками умершего автора. Права умершего соавтора, который не оставил наследников прекращаются.
2. Сочетание личных интересов автора с интересами творчества. В основе авторского права лежит признанное за автором монопольное право на использование созданного им произведения. Определение разумных границ этой монополии на протяжении веков являлось одной из главных проблем авторского права. Сегодня уже никто не утверждает, что авторы должны иметь неограниченный контроль за использованием своих произведений. Если произведение, с согласия автора стало доступно для всеобщего сведения, его права на произведение не могут быть столь обширными, чтобы полностью игнорировать интересы других граждан и общества в целом. Законы демократического общества не только гарантируют охрану интеллектуальной собственности, но и закрепляют право членов общества на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры (п.2 ст. 44 Конституции РФ). Общество в равной степени заинтересовано как в свободном доступе к творческим произведениям своих членов, так и в том, чтобы создаваемые произведения эффективно охранялись нормами авторского права.
4. Свобода авторского договора. Данный принцип заменил собой присущий ранее действовавшему авторскому праву принцип нормативной регламентации основных прав и обязанностей сторон по авторским договорам. Ранее существовали так называемые типовые авторские договора, которые имели нормативное значение и подробно регламентировали отношения авторов и пользователей произведений. Новое российское законодательство отказалось от жесткой регламентации отношений сторон авторского договора. В нем закрепляются лишь возможные типы авторских договоров, а так же указываются условия, которые должны быть в обязательном порядке согласованы сторонами.
Виды авторских договоров
По способу использования произведения:
издательский договор (издание);
постановочный договор (постановка);
сценарный договор и др.
По передаче исключительных и неисключительных авторских прав
По виду лицензии:
простая лицензия;
неисключительная лицензия;
исключительная лицензия.
В зависимости от определенности формы произведения:
авторский договор на уже существующее произведение;
договор авторского заказа.
Содержание авторского договора - условия, которые устанавливаются соглашением сторон. Совокупность условий определяет состав подлежащих совершению сторонами действий.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть