Слайд 1Авторы: Горбунов Андрей,
Ковальчук Диана,
Абдуллаева Эля.
Электронное пособие
по истории
с
элементами мобильности
Слайд 3Культура – совокупность материальных и духовных
ценностей, созданных руками человека.
Слайд 4 Восточные славяне-язычники, но после Крещения Руси они начали обращаться
к христианской культуре.
Слайд 5Особенности культуры Древней Руси
1)Восточные славяне получили от эпохи первобытности языческую
культуру(былины, сказки).
2)Сформировалась в эпоху образования единой древней русской народности. Отразилась
культура отдельных племён: поляне, вятичи, новгородцы.
3)Огромное влияние оказало христианство.
4)Несмотря на влияние Византии формировалась самобытная русская культура.
Слайд 6Кирилл и Мефодий.
Братья из города Солуни (Салоники), реформаторы славянской азбуки,
создатели церковнославянского языка и проповедники христианства. Их отец по имени
Лев, «хорошего рода и богатый»
Слайд 7Десяти́нная це́рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная
церковь Древнерусского государства, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром на месте кончины
первомучеников Феодора и его сына Иоанна.
Слайд 10Храм Святой Софии в Новгороде, созданный в 1045—1050 годах.
Слайд 11У восточных славян граффити имеют долгую и богатую историю. В
Новгороде сохранилось 10 граффити XI века. Большое число граффити XI—XV
веков имеется в соборе св. Софии в Киеве, они содержат как рисунки, так и (чаще) текст. Большей частью древнерусские граффити — это записи на стенах храмов, поэтому самое частое их содержание — молитвенные просьбы к Богу или святым. Для Киева, где в отличие от Новгорода нет берестяных грамот, граффити являются одним из основных источников сведений о бытовой письменности и разговорной речи.
Слайд 12Христос-Вседержитель" (Христос-Пантократор. Мозаичное зображение). Главный купол:
Слайд 13Летописание
«Повесть временных лет».
Написана монахом Киевско-Печёрской лавры Нестором – летописцем в
1113 году.
Игумен Сильвестр сделал в 1116-1118 году новый её свод.
Главный
вопрос – «Откуда – есть пошла земля Русская».
Слайд 15Литература
Илларион – «Слово о законе и благодати» (40-ые г.9 в.)
«Чтения
о Борисе и Глебе».
«Хождения Даниила игумена в святые места».
Владимир Мономах
«Поучение детям».
Даниил Заточник «Слово и Моления».
Кирилл Туровский «Притча о человеческой душе».
Слайд 16Материал для письма.
Береста-материал для письма, изготовленный из верхнего слоя коры
берёзы. Большинство берестяных грамот — частные письма, носящие деловой характер (взыскание
долгов, торговля, бытовые указания). Береза перестала употребляться для письма только в 15 веке.
Слайд 17Пергамент-материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных. В XI-XII
столетиях пергамент на Руси делать не умели и ввозили его
из Византии или Запада, и только в XIII веке началось писание книг на отечественном пергаменте.
Слайд 18Литература
Устное народное творчество: заговоры, заклинания, пословицы, загадки, былины (поэтическое
сказание о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей)
Богатыри- Добрыня Никитич, Алёша Попович, Илья Муромец – народные защитники.
Садко- (Богатый гость) — герой былин новгородского цикла.
Слайд 19Илья Репин «Садко»
Андрей Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость. 1895.
Слайд 21Зернь - Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4
мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани.
Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени.
Слайд 22Скань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический
фон узор из тонкой золотой , серебряной или медной проволоки,
гладкой или свитой в верёвочки.
Слайд 23Чернь- использование различных видов красок для придания металлическим изделиям более
привлекательного вида.
Слайд 27Дайте определения следующим понятиям:
Крестово-купальный храм-_________________________________________________________________________________________________________
Мозайка-__________________________________________________________
Фреска-__________________________
Плинфа-__________________________
Золотые ворота-_________________________________
Слайд 28Прочитайте отрывок из летописи и укажите правителя, о котором идет
речь.
«В лето 1037 «…» заложил (князь) церковь Святой Софии. И
к книгам прилежал, читал их часто ночь и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык , и списали они книг множество, ими же поучаются верные люди… (Князь), книги многие написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам.»
1. Вещий Олег
2.Игорь Старый
3. Ярослав Мудрый
4.Владимир Монамах
Слайд 29По какому принципу образованы ряды?
Зернь, чернь, скань-_______________
Фреска, мазаика, икона-_________________
«Слово», житие,
«Поучение»-______________________________
Слайд 30Культура русских земель в Xii-Xiii вв.
Слайд 31 Особенности культуры XII-XIII вв.
Культура – совокупность
созданных обществом
материальных и духовных ценностей.
Крупные политические центры:
Великий Новгород
* Псков
Владимир-на-Клязьме * Галич.
Отличительные черты развития культуры:
Новгород и Псков - в культурном развитии этих центров
проявились черты, которые
соответствовали вечевым порядкам и
активности городского населения.
Владимиро-Суздальская земля – это образец пышности,
торжественности, стремления
подчеркнуть силу и значение
владимирских князей.
Слайд 32 Монахи, духовенство должны были знать грамоту,
Чтобы служить в
церкви, ведь церковная служба ведется
по книгам.
Монахи вели летописи. Они записывали
не только события
политической жизни, но и фиксировали такие явления природы, как: затмения, кометы, бури, засухи и т.д.
Князьям и боярам образование было нужно, чтобы знать
законы, издавать их и правильно применять.
Школы в большинстве русских земель существовали при монастырях.
Слайд 33Литература
Новые жанры
Земельные особенности
Поучение
«Поучение Владимира
Мономаха детям»
Хождение
«Хождение игумена
Даниила в Иерусалим»
Слово
Моление
Новгород-
Северская
земля
Владимиро-
Суздальская
земля
«Слово о полку
Игореве»
«Моление»
Даниила
Заточника
Призыв
к единству
Русской земли
перед лицом
внешней угрозы
Размышления об
идеальном
правителе
Политическая раздробленность
Слайд 34Политическая
раздробленность
Архитектура
Новгородская земля
Владимиро-Суздальская
земля
Скромность убранства,
небольшие размеры
церквей
Пышность убранства,
большие размеры
церквей
Кирпич
Белый камень известняк,
каменная резьба
Церковь святого Георгия
на Ладоге.
Церковь Спаса на
Нередице
под Новгородом.
Новгород
Слайд 36
Дмитриевский собор сооружен князем
Всеволодом III как дворцовый храм. (1194-1197 гг)
Резьба на стене
Владимир
Слайд 37При Андрее Боголюбском было создано одно из чудес
русской архитектуры –
неповторимый
по своей
утонченности Храм Покрова на Нерли
XIIв.
.
Слайд 39Успенский собор. Архитектурный памятник XIIв.
Слайд 40 Иконопись
Русская иконопись в XII-XIII вв.
все больше
приобретает самобытные черты. Изначально иконы
на Руси писали
приглашенные из Болгарии и Византии
художники. В начале XIII в. после половецких набегов
и разгрома крестоносцами Византийской империи
приток художников из-за рубежа на Русь прекратился.
Возникла русская школа иконописи.
От византийской она отличалась более яркими
красками и очеловеченными образами святых.
Ангел Златые Власы.
икона
XII в.
Дмитрий Солунский.
икона XII в.
Слайд 42В. Черный. Андрей Рублев
Культура русских земель
в период XIV-XVI веков
Слайд 43Условия для развития культуры
Экономическое возрождение
Контакты с Золотой Ордой
Появление бумаги
Особый статус
русской православной церкви
Слайд 45Книги
Переписывание одной рукописи занимало 5-7 лет
Стиль письма – устав, полуустав
Надстрочные
знаки – титла
Вязь – узор заглавной буквы
Стоимость книги = табун
лошадей = стадо коров = груда собольих шуб
Слайд 46Главная тема – борьба с Ордой
Повесть о разорении Рязани Батыем
Слово
о погибели русской земли
Повесть о побоище на реке Пьяне
Повесть о
битве на реке Воже
Задонщина
Сказание о мамаевом побоище
Повесть о нашествии Тохтамыша
Повесть о стоянии на Угре
Слайд 48Сказание о Мамаевом побоище
«Начал Мамай поспешать,
дьяволом распаленный, ополчась на христиан.
И, забывшись, стал говорить: «Приду на Русь и убью князя
их, города наилучшие будут для нас».
Слайд 49Святой Благоверный Князь
Дмитрий Донской
Виктор Маторин. Святой Благоверный
Князь Дмитрий Донской
Житийная литература
Слово
о житие и представлении
великого князя Дмитрия Ивановича
царя русского
Слайд 50
Житийная литература
Житие Сергия Радонежского
М.В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею
Слайд 51Житие о мудром князе Петре
и деве Февронии
О. Самойлова. Святые
Петр и Феврония
8 июля день Муромских святых –
Покровителей семьи и
брака
Слайд 52Дневник русского посольства на церковный собор во Флоренции 1439г.
Новгородец Стефан
и житель Смоленска Игнатий о поездке в Византию
Афанасий Никитин
«Хождение за три моря»
Путешествия:
Слайд 53Золотой век иконописи
Московская школа живописи:
Феофан Грек
Андрей Рублев
Данила Черный
Дионисий
Феодосий
Андрей Рублев. Рождество
Христово
Слайд 54«Владимирская Богоматерь»
Успенский собор
Слайд 56Васнецов. Московский Кремль при Иване Калите
Слайд 57Успенский собор. Аристотель Фиораванти XV в
Слайд 58Благовещенский собор
домовая церковь великих князей XV в
Слайд 59Архангельский собор
1505-1508гг. - усыпальница царей
Слайд 60Грановитая палата
Пьетро Антонио Солари и Марко XV в
Слайд 61Иван Грозный «в мудрости ни кем побежден не был…»
Библиотека
Письма А.Курбскому
Культура XVI века
Слайд 62Литература
Андрей Курбский – «Сказание о Максиме Греке», «История о
великом князе московском»
Сильвестр – «Домострой»
Макарий –
«Четьи – Минеи»
Максим Грек
–
«О грамматике»
Слайд 63Андрей Курбский
Он изучал науки, языки. Был знаком с грамматикой, риторикой,
диалектикой , астрономией, в зрелом возрасте самостоятельно выучил латынь.
Судя
по его сочинениям, знал философские сочинения Аристотеля, Цицерона Парменида, Эпикура, Платона, Эразма Роттердамского, Кирилла Александрийского
Слайд 64“Книгопечатание явилось могучим орудием, которое охраняло мысль личности, увеличивало ее
силу в сотни раз” Вернадский
1140г.
Иоганна Гутенберг
Европейские
печатные книги, вышедшие до 1 января 1501 года, называются инкунабулами
«Часовник»
«Евангелие»
«Букварь»
«Апостол»
Иван Федоров и Петр Мстиславец (1564 г.)
Слайд 65Колокольня «Иван Великий».
Начало XVI в.
В 1600г. По указанию Бориса
Годунова
колокольня достроена
до 81м.
Слайд 66
Построен в 1555 — 1561 годах. Архитекторы – Постник
и Барма.
В настоящее время в соборе Покрова-на-Рву размещается филиал Исторического
музея.
Собор Василия Блаженного
Слайд 67Шатровый стиль -
архитектурная форма в виде
многогранной пирамиды, которая
служит для
завершения сооружения.
Шатрами завершают башни,
колокольни, храмы и крыльца.
Их
делают каменными и деревянными.
В какой-то мере это копирование
деревянной архитектуры
Конструкция шатра заменила
купола.
Шатровый стиль придавал
столпообразный силуэт
Каменные шатровые храмы не имеют
аналогий в архитектуре других стран
Церковь Вознесения в селе
Коломенском 1537г.
Слайд 68Царь – пушка 1586г. Андрей Чохов
Слайд 69Культура 17 века
Теремной дворец Московского Кремля. XVII в.
Слайд 70Церковь Троицы в Никитниках XVII в.
Слайд 71Церковь Рождества Богородицы в Путинках XVII в.
Слайд 74Вознесенская церковь в Устюге Великом
Церкви Николы в Пыжах и Хамовниках
Слайд 77«Строгановская школа» – Прокопий Чирин, Никифор Савин,
Емельян Москвитин
Симон Федорович Ушаков (1626-1686) и ученики Иван Максимов, Михаил Милютин. В работах намечается стремление к реализму
Оружейная палата
Икона «Троица»(Рус.м.)
Тихон Филатьев (кон.17в.) на иконах появляются реалистические пейзажи, изображения зданий
Живопись
Слайд 78Тайная вечеряв
Икона «Древо Московского государства»
XVII в.
Архангел Михаил
попирающий дьявола
Троица. XVII
в
Спас Нерукотворный. XVII в.
Слайд 82Портретный жанр
Парсуны царя Федора Ивановича (1600),
М.В.Скопина –Шуйского (1610)
Портрет Алексея
Михайловича (С.Лопуцкий)
Портрет Федора Алексеевича (Салтанов, Елин, Смолянинов.Оружейная п.)
Портрет Патриарха Никона
(Детерсон и Вухтерс)
Слайд 84Культура XVIII века
Большой Тронный (Георгиевский) зал
Слайд 85Архитектура
В творчестве крупнейших русских архитекторов XVIII века были воплощены лучшие
национальные традиции русского зодчества обогащенные мировым наследием.
На смену монголо-татарской системе
строительства города (радиальные кольца с площадью в центре) пришла европейская -строить города по плану.
На смену византийскому стилю приходит более легкий, итальянский – барокко.
Слайд 86Франческо Растрелли
(1700 - 1771)
Родился в Италии, но в
1716 году вместе со своим отцом приехал в Россию. Является
автором крупнейших дворцовых ансамблей:
Зимний дворец
Большой дворец в Петергофе
Большой Екатерининский дворец
Дворец Строгановых
Смольный дворец
Андреевская церковь в Киеве
Слайд 87Зимний дворец
Большой дворец в Петергофе
Богато украшенные парадные залы,
отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными
стенами.
Нарядность и великолепие силуэту здания придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом по всему периметру здания.
Слайд 88Андреевская церковь в Киеве
Специфика стиля:
Колонны
Полуколонны
Пилястры
Кариатиды
Атланты
Дворец Строгановых
Слайд 89Екатерининский дворец является одним из самых знаменитых сооружений зодчего.
Архитектор виртуозно применяет любимые художественные средства: пространственный
размах композиции, пластика, рельефность архитектурных форм, выразительный ритм колоннад, активное включение скульптуры в декор.
В полной мере используется и характерное для Растрелли цветовое решение: контраст белых колонн, лазурно-голубого поля стен и золото архитектурного декора.
Слайд 90Классицизм в архитектуре
В 60-ых годах на смену декоративному барокко приходит
классицизм.
Особенности:
симметричность композиций
гармония пропорций
геометрически правильные планы
сдержанность
строгость
Слайд 91В. И. Баженов
(1737 - 1790)
Сын дьячка
одной из придворных кремлевских церквей.
Учился в школе Д. В. Ухтомского и в гимназии Московского университета, работал в Петербурге. От Академии художеств был отправлен учиться во Францию и Италию.
Слайд 92Владимирская церковь в Быково
Дом Пашкова
Два главных фасада
— один смотрит на проезжую часть и имеет торжественный характер,
другой — ориентирован во двор и имеет более уютный вид.
Причудливое сочетание барочных и готических форм.
Слайд 93М. Ф. Казаков
(1738 – 1812)
В Москве
разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие
городские пространства: Сенат в Кремле (1776-87), университет (1786-93), Голицынская больница (1796-1801), дома-усадьбы Демидова (1779-91), Губина (1790-е гг.).
Применил большой ордер в оформлении интерьеров (Колонный зал Дома Союзов).
Руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.
Слайд 94 Сенатский дворец явился крупнейшим воплощённым проектом Казакова. Согласно
задумке архитектора здание должно было символизировать гражданские идеалы, законность и
правосудие, а воплощение этих идеалов архитекторы находили в классических формах античности. Этим объясняется строгая и сдержанная лаконичность здания, увенчанного куполом, классической формой которого Казаков хотел усилить архитектурную выразительность Красной площади как главной площади первопрестольной столицы.
Слайд 95 Скульптура
Во второй
половине XVIII в. были заложены основы русской скульптуры. Она развивалась
медленно, но русская просветительская мысль и русский классицизм явились величайшими стимулами для развития больших гражданственных идей.
Слайд 96Ф. И. Шубин
(1740 – 1805)
Творил в
эпоху, когда в искусство скульптурного портрета проникает идея ценности духовного
мира человека.
Работал в основном с мрамором, очень редко обращался к бронзе.
Его работы относят к жанру классицизма.
Большинство его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов.
Слайд 98И. П. Мартос
(1754 – 1835)
И. Мартос
был художником широкого диапазона, но особенно прославился как автор великолепных
монументов и классических надгробий.
Слайд 99 Царь – колокол 1735г.
Мастера отец и сын Моторины
Слайд 100 Памятник Минину и Пожарскому.
Посвящён Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому, руководителям второго
народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время, и победе над Польшей в 1612 году. Создан в 1818 г.
Слайд 101Живопись
XVIII век оказался необыкновенно богат талантливыми
художниками.
Картины отличались разнообразием жанров:
от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни.
Слайд 102Портретная живопись
Главное место в живописи XVIII
века занимает портрет.
Портрет (фр. portrait, от
старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
Слайд 103И. П. Аргунов
(1729 – 1802)
И. П. Аргунов
не идеализирует внешность модели, он смело передает и косящие глаза,
и некоторую одутловатость лица. При этом обращает на себя внимание мастерское владение художником кистью в передаче фактуры, изысканность теней.
Слайд 104 Из поздних произведений И.П. Аргунова наиболее
известен «Портрет неизвестной крестьянки в русском платье». Ныне считается, что
изображена была кормилица, что подтверждает костюм модели.
Художник воплотил на холсте свое представление о женской красоте.
Слайд 105Д. Г Левицкий
(1735 – 1822)
Работам Левицкого присуща яркая
индивидуальность образов. Он способен найти выразительную позу и жест, сочетать
интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков.
Слайд 106 В 1773 году была создана одна
из интереснейших работ Д. Левицкого – портрет философа Дени Дидро,
французского философа-энциклопедиста, писателя. Энергию, творческое беспокойство и душевное благородство которого так живо и непосредственно передал русский художник.
Слайд 107А. П. Антропов
(1716 – 1795)
А. П.
Антропов избегал изображать на портретах поверхностное изящество. Его образы конкретны,
реалистичны и вместе с тем – психологичны.
Слайд 108 Коронационный портрет Петра III (1762).
Император
изображен как бы «вбежавшим» в пышные покои: неуверенность, душевная дисгармония
на фоне роскошного интерьера – вот что прозорливо увидел А. П. Антропов.
Слайд 109Историческая живопись
Жанр живописи, берущий свое начало
в эпоху Ренессанса и включающий в себя произведения не только
на сюжеты реальных событий, но также мифологические, библейские и евангельские картины.
Изображает важные для отдельного народа или всего человечества события прошлого.
Слайд 110А. П. Лосенко
(1737 -1773)
Основоположник русской исторической живописи.
С 1753 учился живописи у И. П. Аргунова,
с 1759 в Петербургской академии художеств. Продолжил учебу в Париже и Французской академии в Риме.
Слайд 111Владимир перед Рогнедой
1770
Чудесный улов 1762
Слайд 112Литература
Основным направлением в литературе XVIII века стал классицизм. Русский классицизм
придавал особое значение «высоким» жанрам:
Эпической поэме
Трагедии
Торжественной оде
С 70-ых годов XVIII
века возникает новое направление – сентиментализм. С ним появляются новые жанры:
Путешествие
Чувствительная повесть
Слайд 113Д. И. Фонвизин
(1745 – 1792)
Фонвизин
был не только крупным и талантливым драматургом XVIII века.
Он — один из основоположников русской прозы, замечательный политический писатель, воистину великий русский просветитель, бесстрашно, в течение четверти века, воевавший с тиранией.
Слайд 114Г. Р. Державин
(1743 – 1816)
Главным объектом
поэтики Державина является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве
личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти.
Слайд 115Культура России первой половины XIX века
Слайд 116Направления культуры в первой половине XIX века
Классицизм
Романтизм
Сентиментализм
Реализм
Идея служения государю
и Отечеству;
Обращение к образам античной литературы и искусства;
Интерес
к русской летописной литературе.
Сентиментальная идеализация действительности;
Чувствительность;
Внимание к личности человека, его внутреннему миру, душевным переживаниям.
Противопоставление романтического, идеального образа реальной жизни;
Интерес к национальной самобытности, традициям отечественной истории;
Интерес к утверждению сильной, раскрепощенной личности.
Правдивое отражение реальной жизни различных социальных слоев;
Истинная, а не показная народность;
Широкая постановка социальных и нравственных проблем.
Слайд 117Литература
А.С. Пушкин.
Художник
О. Кипренский. 1827 г.
«Повести Белкина», «Капитанская дочка», «Борис
Годунов».
В.А. Жуковский
Н.М. Карамзин
Слайд 118И.С. Тургенев.
«Записки охотника»
Ф.М. Достоевский.
«Бедные люди»
М.Ю. Лермонтов.
«Герой нашего времени»
Н.В. Гоголь.
«Шинель», «Мертвые
души», «Ревизор».
Слайд 119Живопись
В живописи первой половины 19 века присутствуют различные направления:
классицизм и романтизм. Яркими представителями классицизма были К.П. Брюллов, А.А.
Иванов. Романтизма О.А. Кипренский.
Венецианов писал в популярном в этот период в бытовом жанре.
Представителем критического реализма в русской живописи является П.А. Федотов.
Слайд 120Карл Павлович Брюллов
Автопортрет
Всадница
Слайд 121Последний день Помпеи. 1830-1833 гг.
Слайд 122Александр Андреевич Иванов
Явление Христа народу. 1837-1857 гг.
Слайд 123Павел Андреевич Федотов
Сватовство майора. 1848 г.
Слайд 124Алексей Гаврилов Венецианов
На Пашне. Весна. 1820-е гг.
Слайд 125Архитектура
В русской архитектуре первой половины 19 века господствовал поздний классицизм.
Разновидностью классицизма является стиль ампир. Ему присущи массивность и монументальность
архитектурных форм, богатый декор, широкое использование скульптур.
Слайд 126А.Д. Захаров. Адмиралтейство. 1806-1823 гг.
Слайд 127О. Монферран. Исаакиевский собор. 1818-1858 гг.
Слайд 128А.Н. Воронихин. Санкт-Петербург. Казанский собор. 1801-1811 гг.
Слайд 129К.А. Тон. Большой Кремлевский дворец. 1838-1849 гг.
Слайд 130Театр
Многие произведения писателей ставились на театральной сцене.
Театр играл заметную роль в общественно-культурной жизни России. В Москве
Петровский театр в 1824 г. был разделен на Большой и Малый театры. Большой театр предназначался для оперных и балетных постановок, Малый театр был драматургическим.
О.И.Бове. Большой театр. 1816-1824 гг.
Слайд 131Музыка
В музыкальном искусстве возникает особый жанр
- русский романс, известность которому принесли А.Е. Варламов, А.А. Алябьев
и д.р.
Развития русского оперного искусства связано с именами композиторов А.Н. Верстовского «Аскольдова могила», М.И. Глинки «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин»), опера «Руслан и Людмила»
Слайд 132Культура России второй половины XIX в.
Слайд 133Культура России во второй половине 19 века переживала значительный подъем.
Развитие новых капиталистических отношений, отмена крепостного права и общественный подъем привели к
тому, что во всех сферах искусства стали появляться новые течения, новые имена.
Слайд 134Однако представители интеллигенции имели разнообразные взгляды на изменения, происходящие в
стране, что привело к появлению трёх лагерей – либералов, консерваторов
и демократов. У каждого течения были свои особенности как в политической мысли, так и в способах выражения себя в искусстве.
В целом, промышленный переворот и рост экономики привели к тому, что культура стала более демократичной и открытой для всех слоёв населения.
Слайд 135Произошёл небывалый рост уровня образования. Начали открываться многочисленные школы, образование
становилось поуровневым – начальная школа и средняя. К средним относились
многочисленные гимназии и училища, где студенты не только получали общее образование, но и осваивали необходимые для дальнейшей работы знания. Появились женские курсы.
Образование оставалось платным, поэтому все большее значение стали обретать библиотеки и музеи, где могли обрести знания те, у кого не было денег на лицей или гимназию. Были созданы Третьяковская галерея, Исторический музей, Русский музей и другие.
Также активно развивалась наука, были созданы несколько научных школ, которые стали фундаментом для важнейших открытий. Огромное развитие получили история и философия.
Образование
Слайд 136Литература развивалась также активно, как и другие отрасли культуры. По
всей стране стали издаваться многочисленные литературные журналы, в которых писатели
публиковали свои произведения. Наиболее заметными можно назвать «Русский вестник», «Отечественные записки», «Русская мысль». Журналы были разной направленности – либеральные, демократические и консервативные. Помимо литературной деятельности авторы в них вели активную политическую дискуссию.
Наиболее яркими авторами этого периода были: Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.Г Чернышевский, И.С. Тургенев и другие.
Литература
Слайд 137Большую известность получили художники-реалисты – Е.И. Репин, В.И. Суриков, А.Г.
Саврасов. Во главе с И.Н Крамским они образовали «товарищество передвижников»,
ставящее своей главной целью необходимость «нести искусство в массы». Эти художники открывали небольшие передвижные выставки в самых отдалённых уголках России, чтобы приучить народ к искусству.
Живопись
Слайд 138Картины
В.Г. Перов. Тройка. 1866 г.
И.Е. Репин. Бурлаки на Волге.
1870-1873 гг.
И.И.
Шишкин. Утро в сосновом лесу.
1889 гг.
Слайд 139В.И. Суриков. Боярыня Морозова.
1887 г.
В.М. Васнецов. Богатыри.
1881-1898 гг.
И.Е. Репин. Портрет
П.М. Третьякова.
1883 г.
Слайд 140М.И. Антокольский. Нестор-летописец. 1890 г.
М.О. Микешин.
Тысячелетие России.
1862 г.
А.М.
Опекушин.
Памятник А.С. Пушкину.
1880 г.
Слайд 141Образовалась группа «Могучая кучка» во главе с М.А. Балакиревым. В
неё входили многие видные композиторы того времени - М.П. Мусоргский,
Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин. В это же время творил великий композитор - П.И. Чайковский. В Москве и Петербурге в те годы открылись первые в России консерватории. Музыка также становилась национальным достоянием, доступным для всех слоёв населения.
Музыка