Слайд 2Стиль барокко
Бароккоо означает «странный» «причудливый».
В барокко отмечались:
- усложненность объемов и пространства, взаимное пересечение различных геометрических форм,
- преобладание сложных криволинейных форм при определении планов и фасадов сооружений,
- чередование выпуклых и вогнутых линий и плоскостей
- активное применение скульптурных и архитектурно-декоративных мотивов;
- неравномерное распределение архитектурных средств;
- создание богатой игры светотени, цветовых контрастов
- динамичность архитектурных масс.
Слайд 3Франческо-Бартоломео Растрелли
Франческо Бартоломео Растрелли родился в 1700 году, в Париже.
Его отец, Бартоломео Карло Растрелли, архитектор и скульптор, в 1715
году переехал с семьёй в Россию по приглашению Петра I.
Слайд 4 В 1748 году императрица Елизавета издаёт указ о начале строительства
Смольного монастыря и поручает это Растрелли. Строительство велось с 1749
года, в 1751 году из-за Семилетней войны воплощение проекта пришлось прекратить.
Смольный монастырь
Слайд 6Шедевры итальянского барокко. Лоренцо Бернини
Характерные черты
итальяноского барокко нашли наиболее яркое воплощение в творчестве двух зодчих,
создавших целую эпоху в развитии архитектуры, - Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.
В создании криволинейных, изгибающихся поверхностей и прихотливых геометрических сочетаний Франческо Борромини не знал равных. Церковь Сант Аньезе на площади Навона в Риме – одно из лучших творений архитектора. Плавно изгибающийся фасад церкви украшает величественный купол, помещенный на высоком барабане. Стены церкви как будто растворяются в игре светотени, в выступах и проемах.
Франческо Барромини. Церковь Сант Аньезе. 1653 г. Рим.
Слайд 7Борромини по возможности избегает прямых линий — вертикальных или горизонтальных,
а также прямых углов. Предпочтение отдается сложным изогнутым планам
Франческо Борромини
Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634-67, Сант-Иво, 1642-60, в Риме).
Слайд 8Не менее эффективен и интерьер собора, отличающийся изощренностью лепных украшений,
многокрасочностью декоративных росписей, цветных мраморных колонн.
Франческо Борромини. Церковь Сан-Карло алле
Куатро Фонтане, (1634-1667, Сант-Иво, 1642-1660, в Риме).
Слайд 9Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634-1667, Сант-Иво,
1642-1660, в Риме). Фрагмент, фасад.
Слайд 10Лоренцо Бернини. Рим. Фонтан Нептуна на площади Навона.
Слайд 11Строгановский дворец
В 1742 году его приобрёл
барон Сергей Григорьевич Строганов. На свои деньги он достроил двухэтажный
дом. Строительство дворца велось стремительными темпами. Уже 15 декабря 1753 здесь состоялся бал по случаю новоселья, который посетила сама императрица Елизавета Петровна.
Слайд 18 В 1718 году Доменико Трезини выиграл первый в России архитектурный
конкурс на строительство здания. Это сооружение - Здание Двенадцати Коллегий
- первое каменное правительственное сооружение в Санкт-Петербурге.
Доменико Андреа Трезини
Здание Двенадцати Коллегий
Слайд 19Доменико Андреа Трезини
Летний дворец Петра I
Слайд 20«Дивное узорочье» московского барокко
Стремление к
парадности и богатству внешнего убранства архитектурных сооружений было чрезвычайно характерно
для России. «Дивное узорочье» стало лейтмотивом русского зодчества конца XVII – началаXVIII в. Для архитектуры этого времени характерно сочетание национальных традиций, в особенности деревянного зодчества, с лучшими достижениями западноевропейского барокко. Наиболее ярко и самобытно черты русского барокко проявились в так называемом нарышкинском, или московском, стиле. Свое название он получил благодаря заказчикам строительства, в числе которых были Нарышкины – родственники Петра I. По их инициативе в Москве было возведено немало красивых и нарядных зданий – дворцов, церквей, беседок и парковых павильонов.
Слайд 21К уникальным сооружениям московского барокко следует отнести и церковь Троицы
в Никитниках, построенную по заказу купца Григория Никитникова – выходца
из Ярославля. Храм, поставленный на высоком холме в центре города, господствовал над окружающей застройкой, выделяясь сложностью силуэта. Яркая раскраска фасадов, сочная пластика белокаменного и кирпичного декора, многоцветные изразцы вместе с живописной асимметрией композиции привлекли к себе внимание горожан.
Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634 гг. Москва.
Слайд 22Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690-1704. Москва.
Слайд 23 Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690-1704. Москва.
Слайд 24Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва.
Слайд 25Архитектурные творения В.В.Растрелли
В середине XVIII
столетия искусство барокко в России достигло наивысшего расцвета. Развивая лучшие
национальные традиции, архитекторы все чаще обращались к европейскому художественному наследию. Пышная архитектура барокко распространялась по всей России. Самые яркие творения зодчества были сосредоточены в новой столице Российского государства – в Санкт-Петербурге.
Значительный вклад в развитие национальной архитектуры внес Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) Растрелли (1700-1771) – сын скульптора Б.К.Растрелли, итальянец по происхождению, родившийся во Франции. Получив образование за границей, он затем работал только в России, ставшей его второй родиной.
Все что было им построено в России, вызывало восхищение и восторженные оценки современников. Поэт А.Д.Кантемир (1708-1744) писал о творениях выдающегося зодчего:
«Граф Растрелли… искусный архитектор. Инвенции его в украшении великолепны, вид здания его казист, одним словом, может увеселиться око в том, что он построил».
Слайд 26Лучшие произведения Растрелли – Андреевская церковь в Киеве, дворцы в
пригородах Санкт-Петербурга – Петергофе и Царском Селе, дворцы Строганова и
Воронцова, собор Смольного монастыря и Зимний дворец в Санкт-Петербурге.
В.В.Растрелли. Андреевская церковь. 1749-1759 гг. Киев.
Слайд 27В.В.Растрелли. Посольская лестница в Зимнем дворце. 1754 – 1762 гг.
Санкт-Петербург.
Главный подъезд был расположен в северном
корпусе: к нему торжественно подъезжали кареты императрицы и ее гостей. Через огромную галерею они поднимались по ослепительно прекрасной Посольской лестнице с верхней площадки которой открывался вход в парадные залы дворца.
Слайд 28В.В.Растрелли. Екатерининский дворец. (Главный вход).
Слайд 29В.В.Растрелли. Екатерининский дворец. (Фасад)
Слайд 30Вывод
Стиль барокко выразил прогрессивные представления о единстве, безграничности и многообразии
мира, о его сложности, изменчивости, постоянном движении; в барокко отразился
интерес к природным стихиям, среде, окружению человека, который стал восприниматься как часть мира. Человек в искусстве барокко предстает как сложная, многоплановая личность со своим миром переживаний, вовлеченная в драматические конфликты. Искусству барокко свойственны патетическая приподнятость образов, их напряженность, динамичность, страстность, смелые контрасты масштабов, цветов, света и тени, совмещение реальности и фантазии, стремление к слиянию различных искусств в едином ансамбле, поражающем воображение.