Слайд 2История баскетбола
От англ. basket — корзина, ball — мяч) — спортивная командная игра с
мячом. Баскетбол входит в программу Олимпийских игр с 1936 года.
Изобретатель игры Джеймс Нейсмит был там в качестве гостя. Регулярные чемпионаты мира по баскетболу среди мужчин проводятся с 1950 года, среди женщин — с 1953 года, а чемпионаты Европы — с 1935 года.
Слайд 3История баскетбола
Однако придуманная Нейсмитом игра, лишь отдалённо напоминала то феерическое
зрелище, которое известно нам под этим именем сегодня. Ведения мяча
не существовало, игроки только перебрасывали его друг другу, стоя на месте, и стремились затем закинуть в корзину, причём исключительно обеими руками снизу или от груди.
Слайд 4Сейчас баскетбол – это яркая и неподражаемая в смысле спорта,
игра.
Но как и у всякой игры, в баскетболе есть свои
уловки и правила, про которые не следует забывать. Рассмотрим их более подробно…
Слайд 5Правила игры
Изначально правила игры в баскетбол были сформулированы Нейсмитом и
состояли лишь из 13 пунктов.
С течением времени баскетбол изменялся,
изменений потребовали и правила.
Первые международные правила игры были приняты в 1932 году на первом конгрессе ФИБА, после этого они многократно корректировались и изменялись, последние значительные изменения были внесены в 1998 и 2004 годах.
С 2004 года правила игры остаются неизменными.
Слайд 6
Размеры игровой площадки
Должны быть 28 метров в длину и
15 метров в ширину, измеренные от внутреннего края ограничивающих линий.
Разрешены
игровые площадки с минимальными размерами 26х14 метров.
Высота потолка или расстояние до самого низкого препятствия над игровой площадкой должны быть не менее 7 метров.
Игровая поверхность должна быть равномерно и достаточно освещена. Источники света должны находиться там, где они не будут мешать зрению игроков.
Размеры щитов должны быть: 1,80 м (+ 3 см) по горизонтали и 1,05 м (+ 2 см) по вертикали. Нижние края щитов должны быть расположены на высоте 2,90 м от поверхности площадки.
Слайд 7В баскетбол играют две команды от каждой из которых на
площадке одновременно присутствует пять игроков.
Цель каждой команды в баскетболе —
забросить мяч в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в корзину своей команды.
Мячом играют только руками. Бежать с мячом, не ударяя им в пол, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком является нарушением.
Слайд 8Победителем в баскетболе становится команда, которая по окончании игрового времени
набрала большее количество очков.
При равном счёте по окончании основного
времени матча назначается овертайм (обычно пять минут дополнительного времени).
В случае, если и по его окончании счёт будет равен, назначается второй, третий овертайм и т. д., до тех пор, пока не будет выявлен победитель матча.
Слайд 9За одно попадание мяча в кольцо может быть засчитано разное
количество очков:
1 очко — бросок со штрафной линии
2 очка — бросок
со средней или близкой дистанции (ближе трёхочковой линии)
3 очка — бросок из-за трёхочковой линии на расстоянии 6м 75см
Слайд 10Игра официально начинается спорным броском в центральном круге, когда мяч
правильно отбит одним из спорящих.
Матч состоит из четырёх периодов
по десять минут с перерывами по две минуты.
Продолжительность перерыва между второй и третьей четвертями игры — пятнадцать минут. После большого перерыва команды должны поменяться корзинами
Игра состоит из двух (2) половин по двадцать минут каждая, или четырех (4) периодов (четвертей) по двенадцать (12) минут, каждый с перерывами по две (2) минуты между первым и вторым периодами и между третьим и четвертым периодами
Слайд 11Нарушения
аут — мяч уходит за пределы игровой площадки;
пробежка — игрок, контролирующий
«живой» мяч, совершает перемещение ног сверх ограничений, установленного правилами
нарушение ведения
мяча, включающее в себя пронос мяча, двойное ведение;
три секунды — игрок нападения находится в зоне штрафного броска более трех секунд в то время, когда его команда владеет мячом в зоне нападения;
Слайд 12Фолы
Фол — это несоблюдение правил, вызванное персональным контактом или неспортивным поведением.
Виды фолов:
персональный;
технический;
неспортивный;
дисквалифицирующий.
Игрок, получивший 5 фолов в
матче, должен покинуть игровую площадку и не может принимать участие в матче (но при этом ему разрешается остаться на скамейке запасных). Игрок, получивший дисквалифицирующий фол должен покинуть место проведения матча.
Слайд 13Перехват
- (англ. steal) — в баскетболе действия игрока обороны по завладению мячом.
Перехват мяча выполняется при броске или передаче игроков атаки.
После
перехвата мяча защищающаяся команда переходит в быстрый прорыв и набирает «лёгкие» очки.
Слайд 14Вырывание и выбивание мяча:
Этими приемами пользуются для овладения мячом, который
плохо укрыт противником.
Вырывание: Сблизившись с противником, игрок накладывает правую
руку на мяч сверху, а левую снизу. Захватив мяч таким образом, защитник резко тянет его к себе с одновременным поворотом туловища вперед-влево.
Выбивание: Выбивание мяча у игрока стоящего на месте – защитник должен сделать неожиданный выпад вперед к нападающему и резким (сверху или снизу) коротки движением ребром кисти, с плотно прижатыми пальцами, выбивает мяч.
Выбивание мяча при ведении: Защитник набирает такую же скорость как и нападающий, и опередив ритм ведения выбивает мяч ближайшей к сопернику рукой в момент приема мяча, отскочившего от площадки.
Слайд 15Блокшот
-англ. blocked shot - заблокированный бросок) — баскетбольный термин, означающий ситуацию, когда
игрок защиты блокирует по правилам бросок соперника.
Основными блокирующими игроками
являются игроки передней линии — центровые и тяжёлые форварды.
Однако игроки других позиций, имеющие хороший прыжок и координацию, зачастую становятся лучшими в данном показателе.
Слайд 16Итог:
Цель разработки и применения данного материала состоит в том, чтобы
учащиеся как можно больше узнали о баскетболе.( спортивных играх)
Данный дидактический
материал создан в помощь учащимся 5 – 11 классов, для лучшего освоения теоретического и практического материала на уроках физической культуры и во внеурочное время.
Материал представлен в виде презентации каждого вида спорта для быстрого освоения программного материала.
Полученные знания позволят учащимся 5-11 классов технически овладеть навыками и умениями игры в баскетболл, применять самостоятельно полученные знания в области спортивных игр, а это приведет к улучшению их физического развития и физической подготовленности.
Данный материал можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Слайд 17Презентацию выполнила ученица МБОУ «Добрянской средней общеобразовательной школы№5»
Желнина Дарья