Разделы презентаций


Беркли и Юм: Субъективный идеализм

Содержание

Род. 12 марта 1685 г. в окрестностях замка Дайзерт близ Томастауна (Ирландия)Учёба в Дублинском университете (1700-1704)Работа в Дублинском университете (Тринити-колледж) (1707-1724)Поездки в ЛондонПоездки в Италию (1713-1714, 1716-1720)Миссионерская работа в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Беркли и Юм Субъективный идеализм
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии
Prezentacii.com

Беркли и Юм  Субъективный идеализмМОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ  Кафедра философииPrezentacii.com

Слайд 2Род. 12 марта 1685 г. в окрестностях замка Дайзерт близ

Томастауна (Ирландия)
Учёба в Дублинском университете (1700-1704)
Работа в Дублинском университете (Тринити-колледж)

(1707-1724)
Поездки в Лондон
Поездки в Италию (1713-1714, 1716-1720)
Миссионерская работа в Америке (Ньюпорт, Род-Айленд) (1728-1731)
Епископ клойнский (с 1734)
Ум. 14 января 1753 г. в Оксфорде

Джордж Беркли (1685-1753)


Томастаун


Дублин


Оксфорд


Клойн

Род. 12 марта 1685 г.  в окрестностях замка Дайзерт близ Томастауна (Ирландия)Учёба в Дублинском университете (1700-1704)Работа

Слайд 3Джордж Беркли (1685-1753)
Джордж Беркли
Опыт новой теории зрения (1709)
Трактат о принципах

человеческого знания (1710)
Три разговора между Гиласом и Филонусом (1713)
Основные сочинения

Джордж Беркли  (1685-1753)Джордж БерклиОпыт новой теории зрения (1709)Трактат о принципах человеческого знания (1710)Три разговора между Гиласом

Слайд 4Джордж Беркли Субъективный идеализм

Имматериализм
Критика концепции первичных и вторичных качеств
Критика понятия

материи
как непосредственно не воспринимаемого «носителя» объективных чувственных качеств вещей
как

действующей причины ощущений
как абсолютной субстанции, существующей вне нашего ума
Радикальный номинализм
Субъективный идеализм
Вещи как комплексы ощущений
«Носитель» идей – не материя, а дух
Проблема непрерывности существования
Проблема реальности нечувственного
Два вида ментальных сущностей
Бытие других сознаний
Солипсизм
Джордж Беркли Субъективный идеализм ИмматериализмКритика концепции первичных и вторичных качествКритика понятия материи как непосредственно не воспринимаемого «носителя»

Слайд 5Протяжённость, форма, плотность, подвижность
Цвет, звук, вкус, запах, тепло
Имматериализм Критика концепции первичных и вторичных качеств
Первичные

качества – качества, идеи которых сходны с самими качествами тел.
Вторичные качества – качества, идеи

которых отличаются от породивших их форм.

находятся в самих телах.

находятся в наших органах чувств.



Протяжённость, форма, плотность, подвижностьЦвет, звук, вкус, запах, теплоИмматериализм Критика концепции первичных и вторичных качествПервичные качества – качества,

Слайд 6

или находятся в наших органах чувств
или не находятся в наших органах чувств


(в этом случае

они ничем, в сущности, не отличаются от вторичных качеств),
(в этом случае мы их не

воспринимаем и, следовательно, ничего о них не знаем).

Имматериализм Критика концепции первичных и вторичных качеств

Так называемые первичные качества: протяжённость, форма, плотность, подвижность –

или находятся в наших органах чувствили не находятся в наших органах чувств(в этом случае они ничем, в

Слайд 7

Цвет
Звук

Вкус
Имматериализм Критика понятия материи как «носителя» чувственных качеств

ЦветЗвукВкусИмматериализм Критика понятия материи  как «носителя» чувственных качеств

Слайд 8Имматериализм Критика понятия материи как «носителя» чувственных качеств
Цвет
Звук
Вкус

Имматериализм Критика понятия материи  как «носителя» чувственных качествЦветЗвукВкус

Слайд 9Имматериализм Критика понятия материи как причины ощущений (идей)
БОГ
Человек
Идея
Вещь
Идея
Вещь
Идея
Вещь






Точка зрения Локка

Имматериализм Критика понятия материи  как причины ощущений (идей)БОГЧеловекИдеяВещьИдеяВещьИдеяВещьТочка зрения Локка

Слайд 10БОГ

Человек
Идея
Идея
Идея



Имматериализм Критика понятия материи как причины ощущений (идей)
Точка зрения Беркли

БОГ ЧеловекИдеяИдеяИдеяИмматериализм Критика понятия материи  как причины ощущений (идей)Точка зрения Беркли

Слайд 11Дж. Беркли. «Трактат о принципах человеческого знания».
Имматериализм Критика понятия материи как абсолютной субстанции
Если

допустить возможность существования вне духа вещественных, имеющих форму и подвижных субстанций, соответствующих нашим идеям о

телах, то как было бы возможно для нас знать о них? Мы должны были бы знать это либо с помощью чувств, либо с помощью рассудка.

Дж. Беркли. «Трактат о принципах человеческого знания».Имматериализм Критика понятия материи  как абсолютной субстанцииЕсли допустить возможность существования

Слайд 12Имматериализм Критика понятия материи как абсолютной субстанции
Дж. Беркли. «Трактат о принципах человеческого знания».
Что

касается наших чувств, то они дают нам знание лишь о наших ощущениях,

идеях или о тех вещах, которые, как бы мы их ни называли, непосредственно воспринимаются в ощущениях, но они не удостоверяют нас в том, что существуют вне духа невоспринятые вещи, сходные с теми, которые воспринимаются. Это признаётся самими материалистами.
Имматериализм Критика понятия материи  как абсолютной субстанцииДж. Беркли. «Трактат о принципах человеческого знания».Что касается наших чувств,

Слайд 13Имматериализм Критика понятия материи как абсолютной субстанции
Дж. Беркли. «Трактат о принципах человеческого знания».
Следовательно,

остаётся допустить, что, поскольку мы обладаем каким-нибудь знанием внешних предметов, это знание приобретается благодаря

рассудку, умозаключающему об их существовании из того, что непосредственно воспринято в ощущении. Но я не вижу, какой рассудок может привести нас к выводу о существовании тел вне духа, исходя из того, что мы воспринимаем.
Имматериализм Критика понятия материи  как абсолютной субстанцииДж. Беркли. «Трактат о принципах человеческого знания».Следовательно, остаётся допустить, что,

Слайд 14Радикальный номинализм
Что может быть легче для каждого, чем немного вникнуть в свои

собственные мысли и затем испытать, может ли он достигнуть идеи, которая соответствовала бы

данному здесь описанию идеи треугольника, который ни косоуголен, ни прямоуголен, ни равносторонен, ни равнобедрен, ни неравносторонен, но который есть вместе и всякий, и никакой из них?

Локк

Беркли

Разве не нужны усилия и способности, чтобы составить общую идею треугольника?
Ибо она не должна быть идеей ни косоугольного, ни прямоугольного, ни равностороннего треугольников; она должна быть всем и ничем в одно и то же время.

Радикальный номинализмЧто может быть легче для каждого, чем немного вникнуть в свои собственные мысли и затем испытать,

Слайд 15Радикальный номинализм
Абстрактные идеи не существуют,
т.е. идея есть нечто единичное.

Радикальный номинализмАбстрактные идеи  не существуют,т.е. идея есть нечто единичное.

Слайд 16Субъективный идеализм Вещи как комплексы ощущений
Объект и ощущение – одно и то

же.
Бытие вещей состоит в их воспринимаемости.
Esse est percipi.

Субъективный идеализм Вещи как комплексы ощущенийОбъект и ощущение – одно и то же.Бытие вещей состоит в их

Слайд 17
Субъективный идеализм «Носитель» идей – не материя, а дух

Цвет
Звук

Вкус

Субъективный идеализм «Носитель» идей – не материя, а духЦветЗвукВкус

Слайд 18Субъективный идеализм «Носитель» идей – не материя, а дух
Цвет
Звук
Вкус

Идеи могут существовать

лишь в уме (духе), следовательно, именно ум и «поддерживает» единство их комплексов.

Субъективный идеализм «Носитель» идей – не материя, а духЦветЗвукВкусИдеи могут существовать лишь в уме (духе), следовательно, именно

Слайд 19Субъективный идеализм Проблема непрерывности существования
Цвет
Звук
Вкус
Но комплексы идей (вещи), которые воспринимались,
потом перестали

восприниматься
и после перерыва восприняты вновь,
существовали ли, в то время, когда они

не воспринимались?
Субъективный идеализм Проблема непрерывности существованияЦветЗвукВкусНо комплексы идей  (вещи), которые воспринимались, потом перестали  восприниматьсяи после перерыва

Слайд 20Субъективный идеализм Проблема непрерывности существования

Вещи всегда кем-то воспринимаются.

Субъективный идеализм Проблема непрерывности существованияВещи всегда кем-то воспринимаются.

Слайд 21Два вида ментальных сущностей
Идеи (ideas)
Духи (minds)
Субъективный идеализм Проблема реальности нечувственного
Идеи пассивны: их бытие состоит

в их воспринимаемости.
Духи активны: их бытие состоит в восприятии.
Esse est percipi.
Esse est percipere.

Два вида ментальных сущностейИдеи (ideas)Духи (minds)Субъективный идеализм  Проблема реальности нечувственногоИдеи пассивны: их бытие состоит в их

Слайд 22

Проблема реальности нечувственного Бытие других сознаний
Но если духи воспринимают, но не воспринимаются (они

ведь не составлены из чувственных свойств),
и не вытекает ли из позиции Беркли

солипсизм?

то откуда берётся и что вообще такое идея другого духа, в том числе – идея Бога,

Проблема реальности нечувственного Бытие других сознанийНо если духи воспринимают, но не воспринимаются (они ведь не составлены из

Слайд 23Солипсизм
Солипсизм (лат. solus, единственный, ipse, сам) – философское учение, согласно которому несомненно данным

является лишь собственный субъективный опыт, а всё, что считается существующим независимо от него (включая

тело, мир внешних сознанию вещей, других людей), в действительности – лишь часть этого опыта.
СолипсизмСолипсизм (лат. solus, единственный, ipse, сам) – философское учение, согласно которому несомненно данным является лишь собственный субъективный

Слайд 24
Солипсизм












Солипсизм

Слайд 25Род. 7 мая 1711 г. в Эдинбурге
Учёба в Эдинбургском университете

(1723-1726)
Ум. 25 августа 1776 г. в Эдинбурге
Давид Юм (1711-1776)

Эдинбург

Род. 7 мая 1711 г.  в ЭдинбургеУчёба в Эдинбургском университете (1723-1726)Ум. 25 августа 1776 г.

Слайд 26Давид Юм (1711-1776)
А. Рамсэй. Дэвид Юм (Эдинбург)
Трактат о человеческой природе (1739-1740)
Опыты

моральные и политические (1741-1742/1777)
Исследование человеческого познания (1748/1751)
Диалоги о естественной религии

(1779)

Основные сочинения

Давид Юм  (1711-1776)А. Рамсэй. Дэвид Юм (Эдинбург)Трактат о человеческой природе (1739-1740)Опыты моральные и политические (1741-1742/1777)Исследование человеческого

Слайд 27Давид Юм Самокритика эмпиризма
Субъективный идеализм: гносеологическая версия
Причины ощущений, а следовательно

– и природа реальности, непознаваемы
Гносеология Юма
Два вида восприятий

(перцепций)
впечатления
идеи
Принципы ассоциации идей
сходство
смежность
причинность
Субъективность причинности
Давид Юм Самокритика эмпиризма Субъективный идеализм: гносеологическая версияПричины ощущений, а следовательно – и природа реальности, непознаваемы Гносеология

Слайд 28Субъективный идеализм Гносеологическая версия
Идея
Наше собственное сознание (солипсисты)?
Бог (Беркли)?
Материальная вещь (Локк)?



Субъективный идеализм Гносеологическая версия    ИдеяНаше собственное сознание (солипсисты)?Бог (Беркли)?Материальная вещь (Локк)?

Слайд 29



или чем-то ощущаемым
или какими-то сверхчувственными сущностями


(иначе говоря – просто другим ощущением; но в этом случае

вопрос остаётся без ответа),
(которые чувствами не воспринимаются и, следовательно, остаются непознанными).
Субъективный идеализм Гносеологическая версия
Поскольку, согласно

принципам эмпиризма, единственным источником наших знаний являются чувственные ощущения, вопрос о причинах ощущений не имеет смысла, так как такие причины должны быть

И в том, и в другом случае субъективный (идеальный) мир чувственных ощущений остаётся единственном доступной нам реальностью.

или чем-то ощущаемымили какими-то сверхчувственными сущностями(иначе говоря – просто другим ощущением; но в этом случае вопрос остаётся

Слайд 30







Гносеология Юма Два вида восприятий
Впечатления


Идеи


Гносеология Юма  Два вида восприятийВпечатленияИдеи

Слайд 31Гносеология Юма Два вида восприятий
соединяются умом по его усмотрению
связаны в опыте
менее живые и

сильные
более живые и сильные
остаются в уме после прекращения ощущений или предвосхищают их
получаются

в процессе чувственного восприятия

Идеи

Впечатления

Гносеология Юма  Два вида восприятийсоединяются умом по его усмотрениюсвязаны в опытеменее живые и сильныеболее живые и

Слайд 32



Гносеология Юма Принципы ассоциации идей

Сходство


Смежность
Причинность


Гносеология Юма  Принципы ассоциации идейСходствоСмежностьПричинность

Слайд 33


Гносеология Юма Принципы ассоциации идей

Сходство
Смежность
Причинность

Гносеология Юма  Принципы ассоциации идейСходствоСмежностьПричинность

Слайд 34Субъективность причинности
Post hoc non est propter hoc.
«После» не значит «вследствие».
Умозаключение

о наличии каузальной связи на основании последовательности во времени – результат логической ошибки.

Субъективность причинностиPost hoc non est propter hoc.«После» не значит «вследствие».Умозаключение о наличии каузальной связи на основании последовательности

Слайд 35






Субъективность причинности

Субъективность причинности

Слайд 36От гносеологического оптимизма Бэкона …
… к гносеологическому пессимизму Юма.
Знание

– сила.
Развитие науки – залог будущего благоденствия человечества.

Достоверное знание невозможно и не нужно.
Стремление к нему порой даже вредно.

Эволюция британского эмпиризма XVII-XVIII в.

… через сведение эмпиризма к сенсуализму (Локк) и элиминацию объективного предмета науки (Беркли) …

От гносеологического оптимизма Бэкона …… к гносеологическому пессимизму Юма. Знание – сила. Развитие науки – залог будущего

Слайд 37Вопросы?

Вопросы?

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика