Слайд 1БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лектор: доц. каф. БЖД. Никитченко Ольга Юрьевна
Слайд 2ЗМ 1.1: Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Тесты.
ЗМ 1.2: Опасности,
ведущие к чрезвычайным ситуациям, и меры для уменьшения их последствий.
Тесты.
Самостоятельная робота студента. Индивидуальное семестровое задание.
МВ №442.
Дифференцированный зачет.
МОДУЛЬ 1. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Слайд 3МОДУЛЬ 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лекция 1
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК
ПОНЯТИЕ
Вопросы:
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗЕДЕЯТЕЛЬОСТИ
2. История развития и
этапы формирования БЖД как науки 3.Современное состояние безопасности жизнедеятельности
Экологическая ситуация, которая сложилась в Украине.
ЗАДАНИЕ НА САМОСТОЯТЕЛЬНЮ РАБОТУ:
ЛИТЕРАТУРА
Желібо Є.П., Заверуха Н.М., Зацарний В.В. Безпека життєдіяльності. Навчальний посібник – К.: Каравела, 2002. -327с.
Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Под редакцией Березуцького В.В. - Х.: Факт, 2005. - 384с.
Слайд 41.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЖД.
Безопасность жизнедеятельности –область знания и научно-практическая
деятельность, направленные на формирование безопасности и предупреждения опасности путем изучения
общих закономерностей возникновения опасностей, их свойств, последствий их влияния на организм человека, основ защиты здоровья и жизни человека и среды его обитания от опасностей.
Слайд 5Жизнь – это одна из форм существования материи, которая отличается
от других способностью к размножению, развитию, активному регулированию своего состава
и функций, различных форм движения, возможностью приспосабливаться к окружающей среде.
Деятельность – это специфическая форма человеческой активности, необходимая для существования человеческого общества, смысл которой состоит в коренном изменении окружающей среды в интересах человека. Любая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Формы деятельности разнообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные, духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, трудовой, научной, навчальноий и других сферах жизни.
Слайд 6
Деятельность человека объединяет его биологическую, социальную и духовно-культурную сущности. Человеческая
активность имеет особенность, которая отличает ее от активности остальных живых
организмов и существ. Эта особенность заключается в том, что человек не только приспосабливается к окружающей среде, но и трансформирует её для удовлетворения собственных
Слайд 7 Под жизнедеятельностью понимают осознанную деятельность человека, направленную на его
самореализацию с учетом жизненных потребностей и возможностей
Безопасность — это сбалансированное,
по экспертным оценкам, состояние человека, социума, государства, природных, антропогенных систем и т.п.
Безопасность человека — неотъемлемая составная характеристика стратегического направления развития человечества, которое определено ООН как «устойчивое развитие человечества».
Развитие, которое ведет не только к экономическому, а и к социальному, культурному, духовному росту, способствует гуманизации менталитета граждан.
Слайд 8Безопасность жизнедеятельности человека (БЖД) - наука о комфортной и безопасном
взаимодействии человека со средой обитания.
Объект изучения в БЖД - комплекс
явлений и процессов в системе "человек - среда обитания", негативно влияющих на человека и природную среду. Система "человек - среда обитания" многовариантно. Для горожанина, например, наиболее характерными являются системы:
- "Человек - природная среда"; "Человек - бытовую среду";"Человек - машина - среда рабочей зоны";
- "Человек - городская среда".
Слайд 10Среда обитания - это окружающая человека среда, что в данный
момент обусловлено совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных совершить
прямой или косвенный мгновенный или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.
Взаимодействие человека со средой обитания может быть положительным и отрицательным, характер взаимодействия определяется потоками веществ, энергии и информации.
Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в комфортных условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаются человеком и природной средой.
Слайд 11Комфорт - удобства, благоустройство, уют, покой.
Все живые организмы могут
существовать в биосфере.
Биосфера - зона распространения жизни на Земле, включая
нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы.
На всех этапах своего развития человек и общество непрерывно влияли на биосферу. И если на протяжении многих веков это влияние было незначительным, то, начиная с середины девятнадцатого века, преобразующая роль человека в развитии среды стала значительно повышаться.
В двадцатом веке на Земле возникли зоны повышенного антропогенного и технического воздействия на биосферу.
Крупномасштабный развитие энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, военного дела привел к разрушению биосферы во многих регионах нашей планеты и созданию нового типа среды - техносферы.
Слайд 12Здоровье -
естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей
средой и отсутствием каких-либо
болезненных изменений.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано:
«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов ».
Слайд 13Основополагающий постулат БЖД:
Потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека
со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла.
Слайд 14Опасность –
негативное свойство системы «человек-среда обитания», способное проявить себя при
определенных условиях, причинить ущерб здоровью людей или окружающей среде, и
обусловленное энергетическим состоянием среды и действиями человека.
Скрытая опасность – опасность, факторы которой без применения специальных приборов не идентифицируются ( электрический ток, яд, взрывчатое вещество и т.п.).
Явная опасность – факторы опасности идентифицируются без применения специальных приборов (шум, вибрация, свет, открытый огонь и т.п.).
Слайд 15Опасность реализуется посредством поражающих факторов.
Поражающий фактор – это фактор жизненной
среды, который при определенных условиях наносит ущерб, как людям так
и системам жизнеобеспечения.В зависимости от последствий влияния конкретных поражающих факторов на организм человека они подразделяются на вредные и опасные.
Вредный фактор – фактор воздействие которого на человека, в определенных условиях, приводит к заболеванию или снижению работоспособности.
Опасные – факторы жизненной среды, которые приводят к травмам, ожогам, обморожениям, другим повреждениям организма или отдельных его органов и даже к внезапной смерти.
Слайд 16Заданием дисциплины БЖД является:
идентифицировать потенциальные опасности,
определять опасные, вредные и
поражающие факторы;
прогнозировать возможность и последствия влияния опасных и вредных факторов
на организм человека
использовать нормативно-правовую базу защиты личности и среды обитания;
разрабатывать средства и методы защиты от действия опасных, вредных и поражающих факторов;
предупреждать возникновение чрезвычайных ситуаций;
планировать мероприятия по созданию здоровых и безопасных условий жизни и деятельности в системе “человек-среда обитания”.
Слайд 17
История развития и этапы формирования БЖД как науки
Возникновение направлении
безопасности жизнедеятельности человека можно отнести к началу развития эпохи человечества.
Проблема защиты человека от опасностей возникла вместе с появлением на Земле человечества. Первобытный человек был тесно связан с природой и природные опасности представляли наибольшую угрозу.
Слайд 18Второй группой опасностей,
, которые начали представлять угрозу человеку со времени
существования ее на нашей планете, были действия других людей. Войны,
вооруженные конфликты, убийства, похищения, угрозы, террористические акты и другие насилия сопровождали и в наше время продолжают сопровождать развитие общества.
Слайд 19Третьей на Земле появилась группа опасностей
которые исходят от объектов,
созданных людьми, так называемых антропогенных факторов.
То есть: машин, механизмов, химических
и взрывчатых веществ, источников разного рода излучений, макро- и микроорганизмов, и т.п.
Слайд 20Этапы развития научного направления "Безопасность жизнедеятельности"
1-й этап - подготовка (бессистемный)
2-й
этап - становления (системный);
3-й этап - совершенствование (современный).
Первый этап начинается
с древних времен и продолжается до конца двадцатого века.Его основные особенности: формирование методов и направлений (дисциплин), касающиеся вопросов, связанных с безопасностью жизнедеятельности. Важнейшим результатом этого этапа следует считать формирование в сознании людей необходимости решения проблем БЖД. Внутри каждого из направлений (дисциплин) рассматривались отдельные составляющие, которые обеспечивали безопасность человека.
Слайд 21Второй этап начинается с конца двадцатого века.
По окончании восьмидесятых годов
этого века началась методическая работа по систематизации научных и практических
разработок, касающихся в той или иной степени вопросов, связанных с безопасностью человека, в единое направление. Инициаторами этой работы были ученые из России - профессора Белов С.В. и Русак О.Н.
Слайд 22В начале двадцать первого века начинается третий этап,
который позволяет
создать прочную научную основу в направлении б.ж.д, поднять проблемы, связанные
с охраной жизни и здоровья человека. Ежегодные конференции, создания специализированных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, выпуск журналов "БЖД", набор студентов в специальность "Безопасность жизнедеятельности" и т.п. усиливают важность рассматриваемых вопросов.
Слайд 23Современное состояние безопасности жизнедеятельности
В XX ст. человечеству начала угрожать опасность
медленного вымирания вследствие непрерывного ухудшения качества окружающей среды, а также
исчерпания природных ресурсов.
Главной причиной всех неурядиц является сам человек и его непродуманная социально опасная деятельность.
Для устранения этой опасности необходимо пересмотреть традиционные формы природопользования и коренным образом перестроить хозяйственную деятельность большинства стран мира.
Слайд 24Причины глобального экологического кризиса;
Быстрая урбанизация и индустриализация,
Резкий рост населения
планеты, рост численности населения Земли (в 1995г. – 5,5 млрд.,
к 2025г. ожидается 7 млрд. чел.).
Интенсивная химизация сельского хозяйства,
Усиление антропогенного давления на природу нарушили биологический круговорот веществ в природе,
повредили ее регенерационные механизмы.
Слайд 25современный цикл развития общества не имеет аналогов в истории
так как
связан с получением максимальной прибыли и с монополистическим развитием экономики,
увеличением производства оружия, в том числе химического и ядерного, расточительным использованием ресурсов в индустриальном производстве, которое базируется на идее покорения природы, необдуманном истощением ее богатств, концентрации огромных масс людей в мегаполисах.
Слайд 26В условиях обострения экологической ситуации, социальных и военных противоречий, существенных
изменений в техногенной сфере возникает вопрос: "Что ждет человечество в
ближайшем будущем?"
Для того, чтобы избежать глобальных необратимых процессов, необходима реализация идеи устойчивого развития общества, основанной на использовании ресурсосберегающих и экологически чистых технологий, на бережном отношении к человеку и окружающей среды.
Слайд 27Под устойчивым (самоподдерживающим) развитием понимается
создание условий, обеспечивающих потребность живущего поколения,
не подвергая риску способность окружающей среды поддерживать жизнь в будущем,
т.е. не ставя под угрозу возможность будущих поколений в удовлетворении своих потребностей.
.
Слайд 28В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН,
посвященная Концепции по
окружающей среде и устойчивому развитию мирового сообщества. Конференция приняла документ
«Повестка дня XXI столетия» и сделала вывод о необходимости глобального партнерства всех государств для достижения стабильного социального, экономического и экологического развития общества.
Слайд 29Римский клуб
— это неформальная организация ученых математиков, экономистов, экологов, социологов,
специалистов по управлению и т.п., созданная в 1968 г.
Основная
цель работ, которые выполнялись членами этого клуба, заключалась в разработке научных методов описания мира как сложной биосоциальной системы.
Результаты работ клуба показали, что надо пересмотреть систему общепринятых ценностей и целей и переходить от узконациональных, региональных целей к оценке и восстановлению глобального мирового равновесия, которое обеспечит безопасность жизнедеятельности всего человечества.
Слайд 3038-ая сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 1983 г. создает Международную
комиссию по вопросам окружающей среды и развития,
которая призвана анализировать состояние
окружающей сред. На основе оценок авторитетных экспертов в 1987г. эта комиссия подготовила фундаментальное исследование «Наше общее будущее».
В нем отображено понимание мировым сообществом остроты социоэкологической проблематики, необходимость глобальной переориентации социально-политического, экономического, технического, технологического и культурного развития, осуществление для этого соответствующих национальных и общепланетарных проектов.
Слайд 31Современное состояние безопасности жизнедеятельности в Украине
Отсутствие централизованного государственного финансирования,
механизм реализации законов не функционирует в достаточной мере.
экономическая нестабильность,
постоянный поиск политических альтернатив в Украине не позволяют поддерживать на необходимом современном уровне безопасность проживания людей.
Слайд 32Экологическая ситуация, которая сложилась в Украине.
Загрязнение окружающей среды вызывает
21% всех смертей в Украине. По оценкам ВООЗ, почти 80%
всех заболеваний в мире вызванные именно некачественной питьевой водой.
Атмосферное загрязнение отрицательно влияет на 17 млн. жителей Украины (34% от общего количества). По данным Минэкологии, в Украине нагромождено 25 млрд. тонн вредных отходов промышленности. Ими захламлено 160 гектаров земель целиком пригодных для с.х.
В Украине, в связи с высокой смертностью и низкой рождаемостью, численность населения страны уменьшается ежегодно на 1,3 млн. человек.
Слайд 33Уровень смертности в Украине наибольший в Европе. Продолжительность жизни сокращается.
Рейтинговое место Украины - 80-е из 191 страны мира. Общая
смертность является самой высокой в юго-восточном и центральном регионах, особенно в Днепропетровской, Донецкой, Луганской, Запорожской и Харьковской областях, где расположены предприятия металлургической, угольной, химической, атомной индустрии.
Еще одной проблемой безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях охрана психического здоровья.
Слайд 34Изучая детально причинно-следственные связи событий, возникающих в мире, можно сделать
вывод,
что главной причиной всех проблем является сам человек и
его непродуманная социально опасная деятельность.
Слайд 353. Источники опасности. Классификация
Одной из главных задач каждого человека, является
умение определить источник опасности.
Источниками (носителями) опасностей являются природные процессы и
явления,
элементы техногенной среды, человеческие действия, которые кроют в себе угрозу опасности.
Номенклатура, т.е. перечень возможных опасностей, насчитывает свыше 150 наименований.
Опасности существуют в пространстве и времени и реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации.
Слайд 36Классификация опасностей по источникам происхождения:
Природные источники опасностей - это природные
объекты, явления
природы и стихийные бедствия, которые представляют угрозу для жизни и здоровья человека.
Техногенные источники опасностей - все опасности связанные с влиянием на человека объектов материально – культурной среды
(транспортные средства, использование горючих материалов, процессы с использованием электрической энергии, химические вещества, разные виды излучений).
Социально – политические источники опасностей :
Социальные источники опасностей – вызванные низким духовным и культурным уровнем людей; бродяжничество, проституция, пьянство, алкоголізм, преступления.
Политические источники опасностей – конфликты на международном уровне, духовное угнетение, политический терроризм, войны.
Комбинированные источники опасностей:
природно – техногенные, смог, кислотные дожди, пылевые бури, снижение плодородности грунтов и.т.д.
природно – социальные , наркомания, эпмдемии инфекционных заболеваний, венерические заболевания и др..
социально – техногенные – профессиональные заболевания, профессиональный травматизм, токсикомания, массовые психические заболевания, вызванные влиянием на сознание и подсознание средствами массовой информации.
Слайд 37Классифицировать опасности можно:
По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на
импульсные и кумулятивные.
По локализации: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, техносферой,
космосом.
По наносимому ущербу: социальный, технический, экологический и т.п.
Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и др.
По структуре (строению) опасности делятся на простые и сложные.
По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на активные и пассивные.
К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек.
Активные опасности – все остальные, проявляющие активность в воздействие на человека.
Для реализации потенциальной угрозы необходима триада:
«Источник опасности — Опасная ситуация (опасность)— Поражающий фактор».
.
Слайд 38.
Поражающие факторы можно классифицировать, взяв за основу известный
ГОСТ 12.0.003-74* ССБТ на физические, химические, биологические, психофизиологические факторы.
Физические, опасные
и вредные факторы среды обитания подразделяются на следующие:
движущиеся машины и механизмы;
обрушивающиеся горные породы;
повышенная запыленность и загазованность воздуха зоны дыхания человека
повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;
пониженные или повышенные температуры, влажности и подвижность воз-
духа рабочей зоны
повышенные уровни шума, вибрации, инфразвука, ультразвука на месте на- хождения человека;
наличие излучений с повышенными уровнями (ионизирующих, лазерных, электромагнитных, ультрафиолетовых, инфракрасных и др.);
повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание, которой может произойти через тело человека;
повышенный уровень статического электричества;
повышенная напряженность электрического и магнитного полей;
отсутствие или недостаток естественного света.
Слайд 39 Химические опасные и вредные факторы среды обитания классифицируются по
характеру воздействия и по пути проникновения в организм человека.
По характеру
воздействия на организм человека их делят на следующие виды:
токсические ( общесоматические ) - окись углерода, свинец, ртуть, и др.;
сенсибилизирующие - аллергены типа лаков, красок и др.;
канцерогенные - сажа, фенолформальдегидные смолы, асбест, и др.;
мутагенные - свинец, марганец, радий, уран и др.;
влияющие на репродуктивную функцию - свинец, радий, и др.
По пути проникновения в организм человека бывают проникающие через:
органы дыхания (газы, аэрозоли, пары);
кожные покровы и слизистые оболочки (углеводородсодержащие вещества);
желудочно - кишечный тракт (нарушение элементарных гигиенических требований).
По степени опасности вредных веществ, которая оценивается по предельно допустимой концентрации (ПДК), химически опасные и вредные факторы среды обитания подразделяются на чрезвычайно опасные; высоко опасные; умеренно опасные; малоопасные.
Биологические опасные и вредные факторы среды обитания включают следующие биологические объекты:
патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы), спирохеты, грибы;
микроорганизмы (растения и животные).
Слайд 40Психофизиологические, опасные и вредные факторы среды обитания по характеру воздействия
подразделяются на следующие:
а) физические перегрузки
б) нервно-психические
перегрузки.
Физические перегрузки подразделяются на статические; динамические; гиподинамию.
Нервно - психические перегрузки подразделяются на умственное перенапряжение; перенапряжение анализаторов; монотонность труда; эмоциональная перегрузка.
Один и тот же опасный и вредный производственный фактор по природе своего воздействия может относиться одновременно к различным группам, перечисленным выше. Поэтому очень важно правильно идентифицировать фактор окружающей среды, т.е. определить его тип и величину.
Слайд 41Опасность, как правило, проявляется в определенной области пространства, которая называется
опасной зоной.
На рисунке приведены графические варианты размещения зоны пребывания человека
2 и опасной зоны 1, средства защиты 3.
І ІІ ІІІ IV
Вариант 1 иллюстрирует наиболее опасную ситуацію, корда человек находится в опасной зоне и не имеет средств защиты или не использует их.
Вариант 11 – опасность существует только в области совмещения зон 1и2.
Вариант 111 – опасность возникает только в случае нарушения средств защиты 3.
Вариант IV гарантирет полную безопасность (дистанционное правление технологическим процессом.
Наиболее опасная ситуация возникает, при таких условиях :
> опасность реально существует;
> человек находится в зоне действия опасности;
> у человека нет достаточных средств защиты , не использует их или они не достаточно эфективны.