Слайд 1Проектная и исследовательская деятельность
Прохорова Е.А., к.и.н., доцент
Слайд 2Образовательная деятельность -
целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека,
общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных
уровней (образовательных цензов).
Слайд 3Проектирование в ФГОС
Направленность ФГОС на формирование компетенций
Компетентность - новое качество
субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных
установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личном контексте.
Слайд 4Что такое проект?
Замысел, план; разработанный план какого-либо сооружения, механизма, устройства
(Толковый словарь С.И. Ожегова).
Интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания,
которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения, навыки и компетенции (в педагогике).
Ограниченная во времени деятельность, направленная на решение значимой проблемы и достижение определенной цели, предполагающая получение ожидаемых результатов путем решения связанных с целью задач, обеспечения необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков.
Слайд 5Проект – самостоятельная разработка проблемы, знакомой и значимой для разработчика
(разработчиков)
самостоятельность, творчество
поисковый, исследовательский характер
свобода формы
коллективный (групповой) характер
практическая направленность
Слайд 6Проектная и исследовательская деятельность
Различные установки:
Исследовательская деятельность
Формирование у обучающихся познавательной установки
на то, что «мир познаваем» и готовности исследовать мир «как
он есть на самом деле».
Проектная деятельность
Формирование у обучающихся готовности относиться к миру, к человеческой цивилизации как к «проекту»; к тому, что создается по воле людей.
Слайд 7Проектная и исследовательская деятельность
Исследовательская
деятельность
Познавательная проблема, связанная с отсутствием объяснения
причин явления, события
Результат – новое знание теоретического или прикладного характера (инструкция, др.)
Не всегда
четко определимы временные рамки (может быть длительный период исследования)
Проектная
деятельность
Практикоориентрованная проблема, требующая практического решения на основе анализа ситуации.
Результат – создание нового продукта, позволяющего решить проблему.
Жесткие временные рамки, план, этапы.
Слайд 8Исследовательская деятельность
- определение проблемы, цели, задач, методов исследования;
- использование достаточного
числа литературы и источников;
- самостоятельность;
- применение исследовательских методов;
- наличие анализа
полученных результатов, различных точек зрения на проблему (их сравнение, критика, поддержка и т. п.);
- правильное цитирование первоисточников;
- отделение собственных выводов от заимствованных;
- анализ качественной и количественной информации.
Слайд 9.
«Индивидуальный проект … – особая форма организации деятельности обучающихся (учебное
исследование или учебный проект).
ИП выполняется … в течение 1 или 2
лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного» (http://standart.edu.ru/)
Слайд 10ИП выполняется самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках
1 или нескольких учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности.
Результаты
выполнения ИП должны отражать:
- сформированность навыков:
коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
проектной деятельности, самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность:
к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования и аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Слайд 11Показатели качества исследовательских работ обучающихся
Актуальность:
• актуальность проблемы для самого обучающегося,
для общества;
• выделение возможностей использования полученных результатов;
• адекватность оценки автором
результатов собственной научной работы.
Новизна – исследование:
известного объекта с помощью новой технологии,
нового объекта, применяя апробированную технологию.
Слайд 12Показатели качества исследовательских работ обучающихся
Научность:
научный поиск, процесс изучения, эксперимента, проверки
теории, связанный с получением научных знаний, наличие новизны
проведение исследований в
целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез
установление закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений и научного обоснования.
Слайд 13Показатели качества исследовательских работ обучающихся
Значимость исследовательской (научной) работы определяется тем,
насколько обучающийся научился самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность на всех её
этапах .
Слайд 14Признаки проекта
Направленность на решение конкретной проблемы (практическая направленность)
Четко сформулированная цель
Сложность,
уникальность задач; неясный путь решения проблемы
Отличие от постоянной, каждодневной деятельности
Финансовые
и временные рамки; ограниченность во времени
Неизвестность результата; наличие рисков
Совместная деятельность
Постоянный мониторинг
Слайд 15Отличительные характеристики проекта
Чёткие временные рамки (начало, конец; этапы)
Уникальность продукта
Цель и
конкретный результат, зафиксированный в отчёте
Ресурсы (финансовые, материально-технические, информационные и кадровые)
Лидер
и команда + заинтересованные участники
Слайд 16Целесообразен ли проект?
Перед нами еще никогда не стояла аналогичная задача.
Способ
решения неясен.
Проблема полностью не определена.
Речь идет об инновационном развитии.
Задача носит
междисциплинарный характер.
Задача комплексная.
Задача может быть разделена на отдельные, связанные между собой задания.
Успех зависит скорее от совместной работы в команде, чем от управления гениальными одиночками.
Слайд 17Целесообразен ли проект?
Необходимы совещания и обсуждения в команде.
Задача должна решаться
руководством.
Руководство должен взять на себя тот, кто полностью сконцентрировался на
решении задачи.
Решение задачи займет довольно продолжительное время.
Задача масштабная.
Решение задачи связано с финансовыми и другими рисками.
От успеха многое зависит для организации / коллектива / группы.
Проектной деятельностью уже занимаются другие / коллеги.
Руководство и коллектив / группа открыты для поиска новых решений / путей.
Слайд 18Магический треугольник проектного менеджмента
Противоречивая зависимость:
Сроки – Затраты
Сроки – Качество
Качество
– Затраты
Слайд 19Терминология
Проект – совокупность задач (мероприятий), направленных на достижение запланированной цели,
которая имеет уникальный (неповторяющийся) характер, с указанием сроков и ресурсов
достижения цели.
Цель проекта – запланированный, предполагаемый результат, для достижения которого осуществляется проект; фиксирует ожидаемый эффект от реализации проекта; имеет измеримые количественные показатели; достижима в установленные сроки и в реальных условиях осуществления проекта.
Результат проекта – измеримое выражение социальных, экономических, интеллектуальных и иных эффектов, полученных в результате его реализации.
Ключевые события (дорожная карта) – события, достижению которых уделяется основное внимание при реализации проекта.
Паспорт проекта – документ, предназначенный для описания проекта и необходимый для управления им; содержит цель, задачи, результат и показатели эффективности проекта, плановые величины продолжительности, объема работ, их качества.
Слайд 20Примерная структура проекта
Цель и задачи проекта
Содержание (анализ проблем(ы); временные рамки
и этапы реализации; мероприятия)
Описание применяемых технологий и методик
Территория проекта
Ресурсное обеспечение
Управление
и контроль
Устойчивость проекта (вероятные риски и способы их преодоления)
Партнёры в реализации
Планируемые показатели эффективности
1
Слайд 23Определить важное.
Принцип Парето
Слайд 24Правило Эйзенхауэра
А – приоритет.
Дела, которые нужно выполнить еще сегодня.
B –
приоритет.
Установить сроки, когда нужно выполнить эти дела.
C – приоритет.
Делегировать или
отказаться.
D – приоритет.
Мусор.
Слайд 25Эффективность и результативность
Эффективность означает делать работу как следует.
Результативность означает делать
то, что следует.
Слайд 26По содержанию:
Учебные (образовательные)
Практико-ориентированные:
Социальные
Коммерческие (предпринимательские)
Типология проектов
(вариант классификации):
Слайд 27По доминирующей в проекте деятельности:
Исследовательские
Поисковые
Творческие
Ролевые, игровые
Информационные
Практико-ориентированные и др.
Типология проектов
(вариант классификации):
Слайд 28По основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект:
Технические
Социальные
Экономические
Образовательные
Смешанные
Типология проектов
(вариант классификации):
Слайд 29По характеру возникновения:
Инициативные
Заказные
По количеству участников:
Индивидуальные
Групповые
Типология проектов
(вариант классификации):
Слайд 30По размерам проекта, количеству участников и влиянию на окружающий мир:
Международные
Межгосударственные
Национальные
Межрегиональные
Региональные
Межотраслевые
Отраслевые
Корпоративные
Ведомственные
Индивидуальные
Типология проектов
(вариант классификации):
Слайд 31По предметно-содержательной области:
Монопроекты (в рамках одной области знания)
Межпредметные
Метапредметные (надпредметные)
По продолжительности:
Краткосрочные
Среднесрочные
Долгосрочные
Типология проектов
(вариант классификации):
2
Слайд 32Методы проектирования
3 группы методов
(по В.П. Сергеевой):
Дающие парадоксальные решения
Связанные
с пересмотром постановки задачи
Творческие
Слайд 33Методы, дающие
парадоксальные решения
Инверсия (перестановка способов решения проблемы)
«Мозговой штурм»
(генерирование идей; спонтанное изложение идей участниками; обсуждение)
«Мозговая осада» (предложение идей,
описание их структуры и механизма реализации; анализ и оценка идей; отбор)
Карикатура (образное представление проблемы)
Слайд 34Методы, связанные с пересмотром постановки задачи
Наводящая задача-аналог (поиск аналогов в
источниках)
Изменение формулировки задачи
Перечень наводящих вопросов (Почему? Что надо сделать? Какие
средства необходимы? Кто может участвовать? и др.)
Перечень недостатков (Что нужно изменить?)
Свободное выражение функции (описание всех функций, которые должен выполнять проектный продукт; поиск «идеального» результата в виде модели или макета)
Слайд 35Творческие методы
Аналогии (использование аналогичных решений других проблем)
Ассоциации
Неологии (использование чужих идей
при условии изменения структуры, содержания, оформления, представления и др.)
Эвристическое комбинирование
(перекомпановка идеи, доведение ее до абсурда и решение)
Антропотехника (привязка свойств проектируемого продукта к удобству использования)
Слайд 36Этапы реализации проекта
Завершение проекта
Слайд 39Основные правила планирования
Только письменное планирование.
Не планировать без установления обязательных сроков
выполнения.
Определять бюджет времени (Правило 60 : 40 – 60% времени
по плану; 40% времени – на непредвиденные обстоятельства)
Избавиться от «пожирателей времени» (люди, задачи, ситуации)
Слайд 41Список квалификаций команды проекта
Составьте список умений и знаний, которые необходимы
для выполнения проектного задания
Составьте список людей, которые имеются для реализации
проекта
Выясните самооценку людей
Определите соотношение самооценки и внешней оценки
Составьте пакеты проектных заданий с учетом результата (интерес / способность)
Слайд 42Список квалификаций (пакет рабочих заданий)
Интерес / способность:
1 – min
2 –
ограниченный
3 – средний
4 – выше среднего
5 - max
N.B.!
Учет временных
затрат
(человеко/часы) при разработке пакетов рабочих заданий
Слайд 43Диаграмма Ганта –
горизонтальная линейная (столбцовая) диаграмма, где задачи проекта
представлены протяженными во времени отрезками (даты начала и окончания, задержки,
др. временные параметры)