Слайд 1БХАКТИ-ВАЙБХАВА
(КУРС МАГИСТЕРСКОГО ВАЙШНАВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
«Шримад-Бхагаватам»
(Песнь Вторая)
Слайд 3ПЕРВАЯ ГЛАВА
«ПЕРВЫЙ ШАГ В ПОЗНАНИИ БОГА»
Слайд 4РАЗДЕЛ 1. Шлоки 2.1.1-14. Ответы Шукадевы на вопросы Парикшита
РАЗДЕЛ 2.
Шлоки 2.1.15-21. Описание практики аштанга-йоги
РАЗДЕЛ 3. Шлоки 2.1.22-39. Концентрация на
вселенскую форму
Структура первой главы
Слайд 5Связь глав:
Ачарьи подчеркивают разные вопросы Парикшита, заданные им в конце
Первой Песни:
Как достичь совершенства? (Бхаг., 1.19.37 – Вишванатха)
Что
должен делать человек в преддверии смерти? (Бхаг., 1.19.37 – Прабхупада, Джива)
О чем нужно (и не нужно) слушать, воспевать и помнить? (Бхаг., 1.19.38 – Вишванатха)
Слайд 6РАЗДЕЛ 1. Шлоки 2.1.1-14. Ответы Шукадевы на вопросы Парикшита
2.1.1 –
Шукадева благодарит за вопросы
2.1.2-4 – о чем не нужно слушать-воспевать-помятовать
(карма-йога, Вишванатха)
2.1.5 – о чем нужно слушать-воспевать-памятовать мокша-мишра-бхактам, рагануга-бхактам, вайдхи-бхактам (Вишванатха) – ответ на вопрос № 3
2.1.6 – о чем нужно помнить в преддверии смерти (Прабхупада) – ответ на вопрос № 2
2.1.7,9 – даже освобожденные личности (как Шукадева) занимаются воспеванием
2.1.8,10 – «Бхагаватам» – лучшее, что можно слушать-воспевать
2.1.11 – воспевание – лучший способ достичь совершенства – ответ на вопрос № 1
2.1.12-14 – совершенства можно достичь за мгновение
Слайд 7РАЗДЕЛ 2. Шлоки 2.1.15-21. Описание практики аштанга-йоги
2.1.15 – аштанга-йога также
рекомендуется в преддверии смерти
2.1.16 – описание процессов йамы (1), нийамы
(2), асаны (3)
2.1.17 – описание пранайамы (4)
2.1.18 – описание пратйахары (5) и дхараны (6)
2.1.19 – описание дхйаны (7) и самадхи (8)
2.1.20 – важность контроля ума (дхарана)
2.1.21 – важность бхакти в аштанга-йоге (бхакти-мишра-йога)
Слайд 8РАЗДЕЛ 3. Шлоки 2.1.22-39. Концентрация на вселенскую форму
2.1.22 – вопрос
Парикшита о концентрации (дхарана): с чего начать?
2.1.23-24 – ответ Шукадевы:
с концентрации на вселенскую форму (для непреданных)
2.1.25 – 7 оболочек вселенной
2.1.26-28 – 14 планетных систем
2.1.29-38 – детальное описание вселенской формы
2.1.39 – превосходство чистого бхакти над медитацией на вселенскую форму
Слайд 9ВТОРАЯ ГЛАВА
«ГОСПОДЬ В СЕРДЦЕ»
Слайд 10РАЗДЕЛ 1. Шлоки 2.2.1-7. Поведение совершенного йога
РАЗДЕЛ 2. Шлоки 2.2.8-14.
Описание Параматмы
РАЗДЕЛ 3. Шлоки 2.2.15-32. Два пути достижения освобождения
Тема 1. Шлоки 2.2.15-21. Путь непосредственного освобождения (сакшат-мукти)
Тема 2. Шлоки 2.2.22-32. Путь постепенного освобождения (крама-мукти)
РАЗДЕЛ 4. Шлоки 2.2.33-37. Превосходство преданного служения
Структура второй главы
Слайд 11Связь глав:
Если в первой главе в основном говорилось о медитации
на вселенскую форму (Вишварупа), то во второй больше говорится о
медитации на Сверхдушу (Параматма), которая представляет собой следующий шаг на пути духовного прогресса
Слайд 12РАЗДЕЛ 1. Шлоки 2.2.1-7. Поведение совершенного йога
2.2.1 – такой йог
может быть совершенен как Брахма
2.2.2 – он не привлекается описанием
рая в Ведах
2.2.3-5 – он не привязан к ненужным вещам
2.2.6 – главная задача йога (осознание четырех аспектов Бога)
2.2.7 – отсутствие альтернативы
Слайд 13Четыре аспекта Бога (Бхаг., 2.2.6)
Вишванатха Чакраварти выделяет 4 аспекта Бога,
которые должен осознать совершенный йог:
Прийа – Бог «дорог» практикующему
Артха – Бог является его «целью»
Бхагаван – Бог является «личностью»
Ананта – Бог «всепроникающий»
Слайд 14РАЗДЕЛ 2. Шлоки 2.2.8-14. Описание Параматмы
2.2.8 – общее описание Параматмы
(«другие» – т.е. это не вишварупа-йоги)
2.2.9-12 – подробное описание Параматмы
2.2.13
– алгоритм медитации на Параматму
2.4.14 – предупреждение о квалификации
Слайд 15Четыре типа йогов (Бхаг., 2.2.8, комм.)
Вишванатха Чакраварти выделяет 4 типа
йогов, из которых только один неприемлем
Медитирующие на прану – неприемлем
для преданных, так как нет медитации на форму Бога
Медитирующие на Гарбходакашайи-Вишну
Медитирующие на Сверхдушу в сердце (о них идет речь в стихе)
Не нуждающиеся в медитации в силу чистоты сердца, постоянно с Богом
Слайд 16РАЗДЕЛ 3. Шлоки 2.2.15-32. Два пути достижения освобождения
Согласно ачарьям, существуют
два пути достижения освобождения для бхакти-мишра-йогов:
Сакшат-мукти – непосредственный быстрый
путь, минуя высшие планетные системы (2.2.15-21)
Крама-мукти – постепенный долгий путь, проходя высшие планетные системы (2.2.22-32)
Слайд 17Два подтипа непосредственного быстрого пути –
сакшат-мукти (2.2.15-18)
Джива Госвами (Бхаг.,
2.2.17, комм.) выделяет 2 подтипа йогов, следующих быстрому пути:
Йоги-имперсоналисты, растворяющиеся
в безличном Брахмане (2.2.15-16)
Йоги-персоналисты, достигающие Вайкунтхи, духовного мира (2.2.17-18)
Слайд 18Оба подтипа, как правило, используют систему
медитации на чакры (2.2.19-21)
Сахасрара
– темень
Аджна – межбровье
Вишуддха - нёбо
Анахата – сердце
Манипура
– пупок
Свадхиштхана – лобок
Муладхара – копчик
Слайд 19Описание постепенного медленного пути –
крама-мукти (2.2.22-32)
2.2.22 – такой йог
не избавляется от ума и чувств
2.2.23-27 – переход с
одной планетной системы на другую:
Вайшванара (Сварга)
Круг Шишумары (27 созвездий в виде дельфина и его талии – Полярной звезды)
Махарлока (мудрецы)
Сатьялока (Брахма)
2.2.28-30 – прохождение оболочек Вселенной
2.2.31 – достижение Маха-Вишну (растворение или охранение индивидуальности)
2.2.32 – авторитетность ответов Шукадевы Госвами
Слайд 20РАЗДЕЛ 4. Шлоки 2.2.33-37. Превосходство преданного служения
2.2.33 – бхакти-йога превосходит
все иные йоги
2.2.34 – свидетельство Брахмы и Самого Господа
2.2.35
– путь, ведущий к шанта-расе
2.2.36 – три главных метода бхакти-йоги: шравана, киртана, смарана
2.2.37 – путь, ведущий к другим расам (дасья, сакхья, ватсалья, мадхурья)