Слайд 1Толстой – это великий урок.
Своим творчеством он учит нас,
что красота возникает живою
и совершенною из правды.
Анатоль Франс
Лев
Николаевич
Толстой
(1828 – 1910).
Слайд 2Художник, мыслитель,
Человек.
Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9
сентября) 1828 года в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской
губернии в аристократической дворянской семье.
«Матери своей я совершенно не помню. Мне было 1,5 года, когда она скончалась. …Она была нехороша собой, но хорошо образована для своего времени. Она знала…четыре языка…, хорошо играла на фортепиано, и … была большая мастерица рассказывать сказки»
«Отец был среднего роста, хорошо сложенный, живой сангвиник, с приятным лицом и всегда грустными глазами. Отец никогда ни перед кем не унижался, не изменял своего бойкого, веселого и часто насмешливого тона. И это чувство собственного достоинства, которое я видел в нем, увеличивало мою любовь, мое восхищение перед ним»
Мать – княжна Мария Николаевна Волконская (1790-1830)
Отец – граф Николай Ильич Толстой (1795-1837)
Слайд 3Род Толстых
Первые летописные упоминания о роде Толстых относятся к XVI
веку. Петр Андреевич, первый из рода Толстых получивший титул графа,
был соратником Петра I
Толстые были в родстве с семьями прославленных деятелей русской истории и культуры: Пушкиным А.С., П.Я. Чаадаевым, декабристами С.Г. Волконским, С.П. Трубецким, А.И. Одоевским
Слайд 4Детство
После смерти отца (1837 г.) воспитанием детей занималась дальняя родственница
Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила
меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».
Слайд 5Отрочество и юность
Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань,
в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой.
Два
с половиной года он готовился к поступлению в университет. Решив стать дипломатом, Толстой держал экзамены на восточное отделение.
Слайд 6В Казани
Он успешно выдержал экзамены по истории, географии, математике, статистике,
русской словесности, логике, английскому, французскому, немецкому, латинскому, арабскому, турецкому и
татарскому языкам
и поступил в Казанский университет(1844 год) на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года.
Занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну
Слайд 7Из дневника Л.Н. Толстого
Какая будет цель моей жизни в деревне
в продолжение 2 лет? - 1) Изучить весь курс юридических
наук, нужных для окончательного экзамена в Университете. 2) Изучить практи-ческую медицину и часть теоретической. 3) Изу-чить языки: Французский, Русский, Немецкий, Английской, Итальянской, Латинской. 4) Изучить Сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое. 5) Изучить Историю, Географию и Статистику. 6) Изучить Математику, Гимнази-ческий курс. 7) Написать диссертацию. 8) Достиг-нуть средней степени совершенства в музыке и живописи. 9) Написать правила. 10) Получить некоторые познания в Естественных науках. 11)Составить сочинения из всех предметов, которые буду изучать.
1847г.
Слайд 8"Бурная жизнь юношеского периода".
Осенью 1847 года Толстой уехал сначала
в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в
университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его считали "самым пустяшным малым", а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя.
Слайд 9Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с
собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение
всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.
Слайд 10Кавказ
В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил
Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Лев Николаевич
Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу).
Слайд 11Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по
контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека
образованного общества, дали материал для автобиографической повести "Казаки" (1852-1863). Кавказские впечатления отразились и в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована в 1912 году)
Слайд 12На Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в
журнал "Современник", не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 году
под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями "Отрочество", 1852-1854, и "Юность", 1855-1857, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.
Слайд 13Крымская кампания
В 1854 Лев Толстой получил назначение в Дунайскую
армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись
в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в том числе издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл «севастопольских рассказов».
В это время Толстой напишет: «Крымская война показала гнилость и бессилие крепостной России»
Слайд 14Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и
развернутой картиной "диалектики души" (Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти
годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об "основании новой религии" - "религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической".
Слайд 15В кругу литераторов
В ноябре 1855, после войны, Л.Толстой приехал в
Петербург и сразу вошел в кружок «Современника» в который входили
Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, А.Н. Островский, И.А. Гончаров и другие.
Л.Н.Тостого встретили как «великую надежду русской литературы»
Однако в журнале Л.Н. Толстой работает недолго, и уже в 1856 году уезжает в Ясную поляну , а затем отправляется в поездку за границу.
Слайд 16Открытие школы
В 1859 Лев Толстой открыл в деревне школу для
крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной
Поляны. Это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы.
Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании.
В начале 1870-х гг. им были составлены «Азбука» и «Новая Азбука» для обучения детей грамоте.
Слайд 17Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных,
грязных, худых детей, с их светлыми глазами и так часто
ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, который испытывал бы при виде тонущих людей… Я хочу образования для народа…, чтобы спасти тех тонущих там Пушкиных,… Ломоносовых. А они кишат в каждой школе.
Л. Толстой- А. А. Толстой. Декабрь 1874 года
Л.Н. Толстой открыл 26 народных школ, где обучалось 9 000 ребят.
Слайд 18В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье
Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы
в Ясную Поляну, где предался семейной жизни и хозяйственным заботам.
Женитьба
Слайд 19«Война и мир»
(1863 – 1869)
Однако уже с осени 1863 года
он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название
"Тысяча восемьсот пятый год". Толстой читал воспоминания и переписку людей Александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена), и лишь в начале 1865 года напечатал в "Русском вестнике" первую часть "Войны и мира".
Слайд 20"Анна Каренина"
(1873-1877).
В 1870-е годы, живя по-прежнему в Ясной Поляне,
продолжая учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические
взгляды, Толстой работал над романом о жизни современного ему общества. "Мысль семейная" (главная в романе, по словам Толстого) переведена в социальное русло.
Слайд 21Перелом (1880-е годы).
"Смерть Ивана Ильича" (1884-1886), "Крейцерова соната" (1887-1889,
опубликована в России в 1891 году), "Отец Сергий" (1890-1898, опубликована
в 1912 году), драме "Живой труп" (1900, не завершена, опубликована в 1911 году), в рассказе "После бала" (1903, опубликован в 1911 году).
Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации.
Слайд 22Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о
нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом
ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии богословских сочинений, которым посвящены религиозно-философские трактаты Толстого "Исследование догматического богословия" (1879-1880), "Соединение и перевод четырех Евангелий" (1880-1881), "В чем моя вера" (1884), "Царство Божие внутри вас" (1893). Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям.
Слайд 23Отлучение от церкви
В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве
Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с
государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 году последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.
Слайд 24"Воскресение" (1889-1899).
Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших
его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий
автору, проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру.
Слайд 25Уход и смерть.
Годы перелома круто изменили личную биографию писателя,
обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу
(провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены).
Слайд 26Поздней осенью 1910 года, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой,
сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну.
Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.
Слайд 27Музей- усадьба Ясная Поляна
Ясная Поляна
Могила Толстого
Слайд 28О творчестве Л.Н.Толстого
Много лет звучал суровый и правдивый голос, обличавший
всех и всё; он рассказал нам о русской жизни почти
столько же, как вся остальная наша литература.
Историческое значение работы Толстого…- итог всего пережитого русским обществом за весь 19 век, и книги его останутся в веках, как памятник упорного труда, сделанного ГЕНИЕМ…
М. Горький