Разделы презентаций


Обследование грамматического строя речи у мственно отсталых детей Выполнили:

Содержание

Общая характеристика нарушений речи у УО-детейНарушения речи у умственно отсталых детей встречаются часто (40-60%) и носят системный характер. У них несформированы все операции речевой деятельности: наблюдается слабость мотивации, снижение потребности в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Обследование грамматического строя речи
умственно отсталых детей
Выполнили: студентки 37 гр.
Баранова Н.,

Чертовских Ю.,
Федосова Е., Фомина А.,
Скиба К.

Обследование грамматического строя речиумственно отсталых детейВыполнили: студентки 37 гр.Баранова Н., Чертовских Ю.,Федосова Е., Фомина А.,Скиба К.

Слайд 2Общая характеристика нарушений речи у УО-детей
Нарушения речи у умственно отсталых

детей встречаются часто (40-60%) и носят системный характер. У них

несформированы все операции речевой деятельности: наблюдается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля за речью.
У детей с умственной отсталостью встречаются все формы расстройства речи, как и у нормальных детей. Преобладающим в структуре системного речевого нарушения является семантический дефект.
Нарушения речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы.


Общая характеристика нарушений речи у УО-детейНарушения речи у умственно отсталых детей встречаются часто (40-60%) и носят системный

Слайд 3Нарушение грамматического строя речи у умственно отсталых детей
Как показали исследования многих

авторов (В. Г. Петрова, М. Ф. Гнездилов, М. Ф. Феофанов,

А. П. Федченко, Е. Ф. Соботович, Р. И. Лалаева), у умственно отсталых школьников наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений.

Недостаточно сформированными оказываются морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения.

Нарушение грамматического строя речи у умственно отсталых детей	Как показали исследования многих авторов (В. Г. Петрова, М. Ф.

Слайд 4Выявляются искажения в употреблении падежей. Наиболее сформированными оказываются формы именительного,

винительного и родительного падежей имени существительного. Наибольшее количество ошибок встречается

в употреблении творительного и всех предложно-падежных конструкций.

В импрессивной речи наблюдаются смешения предлогов за, перед, около, на и над, под и в. В экспрессивной речи отмечается опускание предлогов в, из, отсутствие предлогов над, около, перед, за, между, через, из-за, из-под;
Отмечаются нарушения в словосочетании наречия много и существительного, неправильное согласование существительного и числительного, существительного и прилагательного.

Выявляются искажения в употреблении падежей. Наиболее сформированными оказываются формы именительного, винительного и родительного падежей имени существительного. Наибольшее

Слайд 5Характерными ошибками являются замены полной формы прилагательного краткой формой («красны

цветок»). В косвенных падежах отмечаются замены прилагательного именительным падежом («на

столике маленький»).
Средний род глаголов прошедшего времени в самостоятельной речи употребляется крайне редко, как и средний род существительных .


Характерными ошибками являются замены полной формы прилагательного краткой формой («красны цветок»). В косвенных падежах отмечаются замены прилагательного

Слайд 6
Несформированность словообразования проявляется в трудности образования прилагательных от формы существительного

(камень — каменный), уменьшительно-ласкательных форм, глаголов с приставками. В основном

дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Количество суффиксов при этом незначительно.
Характерными для умственно отсталых школьников младших классов являются простые нераспространенные предложения. Употребляются и простые распространенные предложения, включающие чаще всего прямое дополнение (Девочка рвет цветы).
Несформированность словообразования проявляется в трудности образования прилагательных от формы существительного (камень — каменный), уменьшительно-ласкательных форм, глаголов с

Слайд 7Исследование грамматического строя речи по методике Г.А.Волковой

Исследование способности словоизменения  Изменение

по падежам. Инструкция: «У меня в руках МЯЧ. Это ...» Ответ

ребенка: «Мяч». «У меня нет ... (мяча). Я протягиваю руку к ... (мячу). Я бросаю ... (мяч). Я играю с ... (мячом)».  Образование форм родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе. Инструкция: «Посмотри на картинку, это шар. Я убираю картинку нет чего?» Ответ ребенка: «Шара». «А на этой картинке много ... (шаров)». Преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное число и наоборот, например: стол — ..., Употребление предлогов в речи. Можно использовать  предметные картинки с изображениями двух предметов, по разному расположенных, например, собака в будке, собака перед будкой, собака за будкой, собака на будке и других. 
Согласование числительных 2 и 5 с существительными.
Исследование грамматического строя речи по методике Г.А.Волковой	Исследование способности словоизменения    Изменение по падежам. Инструкция: «У меня в

Слайд 8 Исследование способности словообразования  Образование существительных с уменьшительной формой имени существительного. Слова для

предъявления:  кукла — куколка мяч — мячик и т.д. Образование имени прилагательного от

имени существительного (подготовительная группа). Инструкция: «Скамейка из дерева. Какая скамейка?» Ответ ребенка: «деревянная». Слова для предъявления: Сумка из кожи — кожаная; Шуба из меха лисы — ... Стакан из стекла — ... Шапка из меха — ... Лопата из железа — ... Ваза из хрусталя — Платье из шелка — ... Шарф из шерсти - 

Образование глаголов движения. Слова для предъявления: бежал — убежал, прибежал, перебежал, отбежал, вбежал, выбежал, добежал (показать на картинках, назвать).: 

Исследование способности словообразования  Образование существительных с уменьшительной формой имени существительного. Слова для предъявления:  кукла — куколка мяч —

Слайд 9Отдельные задания для детей 4,5 и 6 лет.
Употребление существительных в

именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии);
Употребление имен

существительных в косвенных падежах;
Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам);
Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам), например: Где стоит ваза? (На столе). У кого мячик? (У мальчика);
Употребление числительных 2 и 5 с существительными;


Н.В. Нищева «Речевая карта ребенка с ОНР»

Отдельные задания для детей 4,5 и 6 лет.Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать

Слайд 10Образование существительных с уменьшительно
ласкательными суффиксами (по картинкам);
Образование названий детенышей животных:
Только

для 6-летних детей:
Образование относительных прилагательных (стол из дерева –

деревянный);
Образование притяжательных прилагательных;
Образование приставочных глаголов (ответить на вопрос «Что делает маль­чик?» по картинкам);
Образование глаголов совершенного вида (составить предложения по картинкам): Девочка строит домик. Девочка построила домик.

Образование существительных с уменьшительноласкательными суффиксами (по картинкам);Образование названий детенышей животных:Только для 6-летних детей: Образование относительных прилагательных (стол

Слайд 11Исследование грамматического строя речи по методике О.Б. Иншаковой


Понимание обращенной речи
Задание 1.

Выполнение инструкции из одного и двух заданий (Закрой книгу. Достань

ручку и положи ее на тетрадь).
Задание 2. Понимание предлогов.
Покажи где:
Кот идет к дому?
Кот в доме?
Кот перед домом?
Кот за домом?
Кот на крыше?
Кот вылезает из трубы?
Кот под крыльцом?




Исследование грамматического строя речи по методике О.Б. Иншаковой	Понимание обращенной речиЗадание 1. Выполнение инструкции из одного и двух

Слайд 12 Задание 3. Понимание предложений с причинно-следственными связями
Петя ударил Васю. Кому

было больно?
Я пошел в кино после того как сделал уроки.

Что было раньше? Задание 4. Понимание изменения числа существительных в предложении.
Покажи, где самолеты летят, а где самолет летит.
Где ракета взлетает, а где ракеты взлетают?

Задание 5. Изменение существительных по падежам.
Задание 6. Назови, какой по цвету этот предмет? (изменение прилагательных по родам).

Задание 3. Понимание предложений с причинно-следственными связямиПетя ударил Васю. Кому было больно?Я пошел в кино после того

Слайд 13Задание 7. Подобрать глагол к существительному:
бабочка ... бабочки ...


Задание 8.

Изменение существительных женского, мужского, среднего рода по числам.
Задание 9. Изменение

существительных с непродуктивными основами по числам (лоб – лбы, ухо – уши);
Задание 10. Множественное число существительных в родительном падеже (нет чего?): парты, ведра, вишня, блюдца.




Задание 7. Подобрать глагол к существительному:бабочка ... бабочки ...Задание 8. Изменение существительных женского, мужского, среднего рода по

Слайд 14Задание 11. Согласование существительных с числительными:
назвать количество предметов по картинке;
Задание

12. Изменение глаголов по временам.
Словообразование
Задание 13. Образование от глагогльных основ

глаголов с помощью
приставок.
Задание 14. Образование глаголов-антонимов (завязывать
развязывать и т.д.).
Задание 15. Образование существительных с помощью
уменьшительно-ласкательного суффикса (ключ, пуговица,
звезда).
Задание 16. Образование слов, обозначающих профессию.
Стекло – стекольщик Сапог – сапожник и т.д.
Задание 17. Образование прилагательных от существительных.
Дерево – деревянный, железо – железный и т.д.
Задание 18. Образование прилагательных обозначающих
неполноту действия: синий – синеватый, зеленый –
зеленоватый
Задание 19. Образование глаголов от прилагательных: красный
– краснеть и т.д.
Задание 20. Подбор родственных слов (дом, сад, стол, снег, бег).





Задание 11. Согласование существительных с числительными:назвать количество предметов по картинке;Задание 12. Изменение глаголов по временам.СловообразованиеЗадание 13. Образование

Слайд 15Особенности логопедической работы по коррекции нарушений грамматического строя речи
В процессе

развития грамматического строя речи у умственно отсталых школьников необходимо учитывать

структуру речевого дефекта, несформированность грамматических значений, трудности дифференциации близких по семантике и оформлению грамматических форм.
Многие грамматические формы, которые в норме ребенок усваивает еще в дошкольном возрасте, у умственно отсталого ребенка оказываются неусвоенными даже в младших классах.

Последовательность работы над грамматическими формами осуществляется как и в нормальном онтогенезе: от конкретного к абстрактному, от семантически простых форм к семантически более сложным, от продуктивных к непродуктивным, от простых по грамматическому оформлению к более сложным по грамматическому оформлению.

Особенности логопедической работы по коррекции нарушений грамматического строя речиВ процессе развития грамматического строя речи у умственно отсталых

Слайд 16Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика