Разделы презентаций


БИОЛОГИЯ РАЗМНОЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Содержание

лекций 14 лабораторных 28 контрольные работы самостоятельная работа студента зачет

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1БИОЛОГИЯ РАЗМНОЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
доцент кафедры физиологии и общей биологии,
к.б.н. Садртдинова

Индира Илдаровна

БИОЛОГИЯ РАЗМНОЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ доцент кафедры физиологии и общей биологии,к.б.н. Садртдинова Индира Илдаровна

Слайд 2 лекций 14
лабораторных 28
контрольные работы
самостоятельная работа студента
зачет

лекций 14	лабораторных 28  	контрольные работы	самостоятельная работа студента 	зачет

Слайд 3Литература
Основная:
1.Голиченков В.А., Иванов Е.А., Никерясова Е.Н. Эмбриология. – М.:

Академия. – 2003.
2. Биккинин Р.Ф., Каюмов Ф.А. Биология размножения и

развития. Практикум по эмбриологии. – Уфа: БГУ, - 2007, 35с.
3.Практикум по эмбриологии. Под редакцией проф. Голиченкова В.А. – М.: МГУ, 2004.
4..Юмагулова Г.Р., Хисматуллина З.Р., Шарафутдинова Л.А., Садртдинова И.И. Методические указания к лабораторным занятиям по биологии размножения и развития. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. – 24 с.
5. Юмагулова Г.Р., Садртдинова И.И., Биккинин Р.Ф., Каюмов Ф.А., Хисматуллина З.Р. Биология размножения и развития: учебное пособие. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. -108 с.
Дополнительная литература:
1. Токин Б.П. Общая эмбриология. М.: Высшая школа. – 1977, 1987.
2. Газарян К.Г., Белоусов Л.В. Биология индивидуального развития живо тных. М.: Высшая школа.1983.
3. Биккинин Р.Ф. Биология размножения и развития. Методические указания
к практическим занятиям. – Уфа, РИО БашГУ. – 2004. – 38с.
4. Белоусов Л.В. Введение в общую эмбриологию. М.: Изд.МГУ, 1980. 211с.
5. Бочаров Ю.С. Эволюционная эмбриология позвоночных. М.: Изд.МГУ, -1988. – 232с.
6. Дыбан А.П. Раннее развитие млекопитающих. Л.: Наука, 1988. 228с.
7. 3аварзин А. А. Краткое руководство по эмбриологии человека и по­звоночных животных. Л., 1935.
8. Алмазов И.В., Сутулова Л.С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – МЮ, - 1978.
 Ресурсы сети "Интернет", необходимые для освоения дисциплины.
1. www.twirpx.com
2. www.bio.bsu.by/physioha/bir.html
3. www.kbsu.ru/docs/bio/SlonovTL_lec2.doc
4. revolution.allbest.ru/biology/00250183.html
5. http://knigi.tr200.biz/

http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed
eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА


Литература  Основная: 1.Голиченков В.А., Иванов Е.А., Никерясова Е.Н. Эмбриология. – М.: Академия. – 2003.2. Биккинин Р.Ф.,

Слайд 4ВВЕДЕНИЕ
Биология индивидуального развития – область науки, изучающая закономерности онтогенетического развития

организмов. Она сформировалась в последние десятилетия на основе достижений экспериментальной

эмбриологии, молекулярной биологии, генетики, цитологии.
Основу биологии индивидуального развития составляет – эмбриология – одна из наиболее древних наук. Название «эмбриология» происходит от греческих слов (embrion – зародыш и logos – учение) – учение о зародыше, буквально.

Цель: познание закономерностей процессов развития применительно к целостной живой системе, создание единой концепции онтогенеза и разработка способов управления им.
ВВЕДЕНИЕБиология индивидуального развития – область науки, изучающая закономерности онтогенетического развития организмов. Она сформировалась в последние десятилетия на

Слайд 5Задача биологии индивидуального развития – исследование макро- и микроморфологических, физиолого-биохимических,

молекулярных и генетических процессов, протекающих в развивающейся особи, выяснение факторов

и механизмов, управляющих процессами развития на всех этапах онтогенеза животных, растительных организмов, а также одноклеточных форм.

Задача биологии индивидуального развития – исследование макро- и микроморфологических, физиолого-биохимических, молекулярных и генетических процессов, протекающих в развивающейся

Слайд 6Предметом изучения биологии индивидуального развития (животных организмов) являются:
1) предзародышевый

период развития – формирование половых клеток;
2) зародышевый период развития

– от оплодотворения яйцеклетки до выхода организма из яйцевых оболочек;
3) постэмбриональный период – развитие после рождения, метаморфоз личинок и т. д.
В целом можно сказать, что предметом биологии индивидуального развития могут быть различные аспекты изучения морфогенетических процессов (морфологические, физиологические, биохимические, биофизические, генетические, экологические, филогенетические и др.). Так же в области рассмотрения современной биологии индивидуального развития находятся такие проблемы, как: регенерация, бесполое и вегетативное размножение, уродливые патологические формообразования.
Предметом изучения биологии индивидуального развития (животных организмов) являются: 1) предзародышевый период развития – формирование половых клеток; 2)

Слайд 7Онтогенез – процесс индивидуального развития организма, проходящий весь жизненный цикл

(от зиготы до смерти). В ходе онтогенеза выделяют определенные фазы:

1) эмбриогенез; 2) созревание; 3) взрослое состояние; 4) старение. Эмбриогенез (греч. embryon - зародыш, genesis - развитие) - ранний период индивидуального развития организма от момента оплодотворения (зачатия) до рождения.
Онтогенез – процесс индивидуального развития организма, проходящий весь жизненный цикл (от зиготы до смерти). В ходе онтогенеза

Слайд 8Лекция 1
История эмбриологии. Вклад ученых разных стран в развитие эмбриологии.

Значение эмбриологии.

Лекция 1 История эмбриологии. Вклад ученых разных стран в развитие эмбриологии. Значение эмбриологии.

Слайд 9Этапы становления эмбриологии
Древняя Греция: Гиппократ и Аристотель
Аристотель (384-322 до н.э.)
«О

возникновении животных» (начало сравнительной эмбриологии).
Сформулировал теорию эпигенеза.
Создал учение о причинности

и целесообразности.

«О природе женщины», «О семимесячном плоде», «О природе ребенка»
Основоположник идей преформизма.

Гиппократ (460-370 до н.э.)

Рождение бога Ра

Древний Египет:

Примитивные эмбриологические представления.

Этапы становления эмбриологииДревняя Греция: Гиппократ и АристотельАристотель (384-322 до н.э.)«О возникновении животных» (начало сравнительной эмбриологии).Сформулировал теорию эпигенеза.Создал

Слайд 11Ульям Гарвей автор термина «эпигенез». Однако Гарвей занимал в споре

преформистов и эпигенетиков скорее промежуточную позицию.
«Ex ovo omnia»
«Ни одна

часть будущего плода не существует в яйце актуально, но все части находятся в нем потенциально»
Ульям Гарвей автор термина «эпигенез». Однако Гарвей занимал в споре преформистов и эпигенетиков скорее промежуточную позицию. «Ex

Слайд 12Новое время: становление описательной эмбриологии
Первое описание плаценты.
Иероним Фабриций (1537-1619)
Габриэль Фаллопий

(1523-1562)
Описал маточные трубы.
Антони ван Левенгук (1632-1723)
Открытие сперматозоидов в 1677г.
Исследование развития

куриного эмбриона.

Марчелло Мальпиги (1628-1694)

Ян Иоганн Сваммердам
(1637-1680)

Исследование метаморфоза насекомых.

Уильям Гарвей
(1578-1657)

Предложил термин «эмбриогенез».

Новое время: становление описательной эмбриологииПервое описание плаценты.Иероним Фабриций (1537-1619)Габриэль Фаллопий (1523-1562)Описал маточные трубы.Антони ван Левенгук (1632-1723)Открытие сперматозоидов

Слайд 13XVIII-XIX вв.: динамика эмбрионального развития
Эмбриогенез цыплёнка.
Исследование процессов роста эмбрионов
Альбрехт фон

Галлер
(1708-1777)
Шарль Бонне (1720-1793)
Открытие партеногенеза.
К. Бэр (1792-1876)
Х. Пандер (1794-1865)
Каспар Фридрих

Вольф (1734-1794)

Экспериментальное доказа-тельство образования новых форм в эмбриогенезе.

Теодор Шванн
(1810-1882)

Создатель (совместно с М. Шлейденом) клеточной теории (1839).

Закон эмбриональной дивергенции.
Закон «зародышевого сходства» (закон Бэра)

Учение о трёх зародышевых листках, 1817 г.

XVIII-XIX вв.: динамика эмбрионального развитияЭмбриогенез цыплёнка.Исследование процессов роста эмбрионовАльбрехт фон Галлер (1708-1777)Шарль Бонне (1720-1793)Открытие партеногенеза.К. Бэр (1792-1876)Х.

Слайд 14XIX в.: эволюционная и сравнительная эмбриология
Рекапитуляция (повторение признаков) эмбриогенеза.
Ф. Мюллер

(1821-1897)
Ч. Дарвин (1809-1882)
Создатель (совместно с А. Уоллесом) теории эволюции (1859).
«Происхождение

видов»

А.Н. Северцов (1866-1936)

Учение о филэмбриогенезе.
Теория, согласно которой эволюция совершается путем изменения процесса онтогенеза

Теория фагоцителлы (теория происхождения многоклеточных животных от гипотетического предка — фагоцителлы, 1882 г.)
и расслоения тканей на экто- и эндодерму.

И.И. Мечников (1845-1916)

А.О. Ковалевский (1840-1901)

Общие закономерности развития беспозвоночных и позвоночных животных.

Э. Геккель (1834-1919)

Биогенетический закон (совместно с Ф. Мюллером).

XIX в.: эволюционная и сравнительная эмбриологияРекапитуляция (повторение признаков) эмбриогенеза.Ф. Мюллер (1821-1897)Ч. Дарвин (1809-1882)Создатель (совместно с А. Уоллесом)

Слайд 15XX в.: механика развития и контроль эмбриогенеза
Открытие феномена эмбриональной регуляции.
Ганс

Дриш (1867-1941)
Вильгельм Ру (1850-1924)
Экспериментальный анализ развития.
Конрад Хэл Уоддингтон (1905-1975)
Теория самоорганизации

развивающегося зародыша.

Хромосомная теория наследственности (Нобелевская премия, 1933).

Т. Морган (1866-1945)

Август Вейсман
(1834-1914)

Теория зародышевой плазмы.

Ганс Шпеман (1869-1941)

Открытие эмбриональной индукции (Нобелевская премия, 1936).

XX в.: механика развития и контроль эмбриогенезаОткрытие феномена эмбриональной регуляции.Ганс Дриш (1867-1941)Вильгельм Ру (1850-1924)Экспериментальный анализ развития.Конрад Хэл

Слайд 16XX-XXI вв.: молекулярные механизмы онтогенеза
Генетический контроль раннего эмбрионального развития (Нобелевская

премия, 1995).
К. Нюслейн-Фолхард (1942)
Э. Льюис (1918-2004)
Эрик Вейсхаус (1947)
Открытие ключевых регуляторов

клеточного цикла (Нобелевская премия, 2001).

Т. Хант (1943)

Л. Хартвелл (1939)

П. Нёрз (1947)

Открытия, касающиеся генетической регуляции развития органов и программируемой клеточной гибели (Нобелевская премия, 2002).

Р. Хорвитц (1943)

С. Бреннер (1939)

Дж. Салстон (1947)

XX-XXI вв.: молекулярные механизмы онтогенезаГенетический контроль раннего эмбрионального развития (Нобелевская премия, 1995).К. Нюслейн-Фолхард (1942)Э. Льюис (1918-2004)Эрик Вейсхаус

Слайд 17Участие советских ученых в развитии эмбриологии
Александр Гаврилович Гурвич (1874-1954)
Ввел статистические

методы в эмбриологию и обнаружил явление «нормировки» клеточных делений в

целом организме, а также участие случайных событий в развитии

Михаил Михайлович Завадовский (1891-1857)
Создал направление «Динамика развития». Занимался разработкой методов повышения репродуктивности сельскохозяйственных животных с помощью гормональных препаратов. В 1946 г.  за разработку методов экспериментального многоплодия  награждён Сталинской премией.

Дмитрий Петрович Филатов (1876-1943)
Обосновал сравнительно-морфологический подход в экспериментальной эмбриологии.


Па́вел Григо́рьевич Светло́в (1892—1976). Взаимоотношение целостных и «элементаристических» подходов в биологии развития.
Георгий Александрович Шмидт (1896–1975)– сравнительная эмбриология беспозвоночных и позвоночных животных

Пётр Павлович Ивáнов (1878-1942).
Автор теории о ларвальном и постларвальном отделах тела первичноротых, которая в наше время успешно применена к позвоночным животным

Участие советских ученых в развитии эмбриологииАлександр Гаврилович Гурвич (1874-1954)Ввел статистические методы в эмбриологию и обнаружил явление «нормировки»

Слайд 18Становление биологии индивидуального развития.
20-е гг. Н.К. Кольцов –создание экспериментальной

и физико-химической биологии в СССР, основоположник биологии клетки.

Б.Л. Астауров (30-е

гг.)-первый разработал точные экспериментально-генетические подходы к изучению роли ядра и цитоплазмы в развитии признаков животных. (ядерно-цитоплазматические отношения как основа деятельности генетического аппарата).
60-е гг.- биология индивидуального развития как самостоятельная область

Становление биологии индивидуального развития. 20-е гг. Н.К. Кольцов –создание экспериментальной и физико-химической биологии в СССР, основоположник биологии

Слайд 19Методы эмбриологических исследований
Маркировка частей зародыша витальными красителями (Walter Vogt, 1929)

Экспериментальное наблюдение за живыми зародышами (кино- и видеосъемка);
Изучение фиксированных

срезов зародышей с помощью световой и электронной микроскопии, радиоавтографии, гисто- и иммуноцитохимии.

Позволяют анализировать динамику тканевых и внутриклеточных изменений развития частей зародыша, его размеров и формы. Исследуются особенности биохимических процессов, происходящих в клетках зародышей (синтез ДНК, РНК, специфических рецепторных и регуляторных белков).

Для окраски используются нетоксичные маркеры (нейтральный красный, нильский голубой, древесный уголь), а также антитела к определенным белкам.

Методы эмбриологических исследованийМаркировка частей зародыша витальными красителями (Walter Vogt, 1929) Экспериментальное наблюдение за живыми зародышами (кино- и

Слайд 20 методы микрохирургии
Трансплантация (Г. Шпеман, 20-е гг. XX в. и др.)

– пересадка маркированного участка зародыша на место ранее удаленного;
Эксплантация (Гольтфретер,

1932) – иссечение участка зародыша и помещение его в искусственную среду для дальнейшего культивирования.

трансплантация ядер
Лежит в основе клонирования (опыты Ж. Гердон, 1968). Заложили основу создания генетической копии высших позвоночных (овца Долли, 1997).

репродуктивные технологии
Экстракорпоральное оплодотворение (Р. Эдвардс, Нобелевская премия, 2010 и П. Стептоу).

Р. Эдвардс (1925-2013)

методы микрохирургииТрансплантация (Г. Шпеман, 20-е гг. XX в. и др.) – пересадка маркированного участка зародыша на место

Слайд 21ЛЕКЦИЯ 2
РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ.

ЛЕКЦИЯ 2РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ.

Слайд 22Сравнительная характеристика бесполого и полового размножения

Сравнительная характеристика бесполого и полового размножения

Слайд 24Рис. 2. Типы полового размножения:
1 – нормальное оплодотворение; 2 –

партеногенез;
3 – гиногенез; 4 – андрогенез

Рис. 2. Типы полового размножения:1 – нормальное оплодотворение; 2 – партеногенез;3 – гиногенез; 4 – андрогенез

Слайд 26Отличия половых клеток от соматических состоят в следующем.
 
1. Набор хромосом

у половых клеток гаплоидный, у соматических клеток – диплоидный.
2.

Для половых клеток характерно сложное, стадийное развитие; при этом имеет место особый способ деления – мейоз.
3. Половые клетки имеют специальные приспособления: – сперматозоид имеет акросому (для проникновения через оболочки яйцеклетки) и мощный двигательный аппарат – хвостик; яйцеклетка имеет желток (запас питательных веществ и строительных материалов) и оболочки (I, II, а у некоторых видов и III).
4. У половых клеток особое ядерно-цитоплазматическое отношение: у мужских половых клеток очень высокое (преобладает ядро над цитоплазмой), в женских половых клетках очень низкое (преобладает цитоплазма над ядром).
5. Обмен веществ в зрелых половых клетках до оплодотворения находится на очень низком уровне (почти до анабиоза).
6. Биологическое назначение: если из соматической клетки может образоваться лишь такая же дочерняя клетка, то из половых клеток формируется целый новый организм.

Отличия половых клеток от соматических состоят в следующем. 1. Набор хромосом у половых клеток гаплоидный, у соматических клеток

Слайд 27Тотипотентность (totipotency) [лат. totus — весь, целый и potentia —

сила] — способность клеток дифференцироваться в клетки всех трех зародышевых

листков, а также при определенных условиях развиться до целого организма. В норме Т. свойственна оплодотворенным яйцеклеткам растений и животных.
Тотипотентность (totipotency) [лат. totus — весь, целый и potentia — сила] — способность клеток дифференцироваться в клетки

Слайд 28Гипотезы происхождения половых клеток:
-Пангенезиса
-Концепция идиоплазмы
-Теория зародышевой плазмы


Гипотезы происхождения половых клеток:-Пангенезиса-Концепция идиоплазмы-Теория зародышевой плазмы

Слайд 31Митотический цикл, митоз: 1 — профаза; 2 — метафаза; 3 — анафаза; 4 — телофаза.
Биологическое

значение митоза. Образовавшиеся в результате этого способа деления дочерние клетки являются

генетически идентичными материнской. Митоз обеспечивает постоянство хромосомного набора в ряду поколений клеток. Лежит в основе таких процессов, как рост, регенерация, бесполое размножение и др.
Митотический цикл, митоз: 1 — профаза; 2 — метафаза; 3 — анафаза; 4 — телофаза.Биологическое значение митоза. Образовавшиеся в результате этого способа деления

Слайд 32Мейоз: 1 — лептотена; 2 — зиготена; 3 — пахитена; 4 — диплотена; 5 —

диакинез; 6 — метафаза 1; 7 — анафаза 1; 8 — телофаза 1; 9 —

профаза 2; 10 — метафаза 2; 11 — анафаза 2; 12 — телофаза 2.

Биологическое значение мейоза. Мейоз является центральным событием гаметогенеза у животных и спорогенеза у растений. Являясь основой комбинативной изменчивости, мейоз обеспечивает генетическое разнообразие гамет.

Мейоз: 1 — лептотена; 2 — зиготена; 3 — пахитена; 4 — диплотена; 5 — диакинез; 6 — метафаза 1; 7 — анафаза 1;

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика