Слайд 1Бизнес-планирование
Определение бизнес-плана и его роль в современном предпринимательстве. Отличие бизнес-плана
от других плановых документов
преподаватель Крючкова Л.в.
Слайд 2 Одним из важнейших этапов процесса планирования является составление бизнес-плана, необходимого как
для внутрифирменного планирования, так и для обоснования получения денежных средств
из внешнего источника, т. е. получения денег под конкретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта.
Бизнес план — это документ, дающий развернутое обоснование проекта и возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений, планируемых мероприятий, ответить на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в данный проект.
Слайд 3 Бизнес-план должен:
показать, что продукт или услуга найдут своего потребителя, установить
емкость рынка сбыта и перспективы его развития;
оценить затраты, необходимые для
изготовления и сбыта продукции, предоставления на рынке работ или услуг;
определить прибыльность будущего производства и показать его эффективность для предприятия (инвестора), для местного, регионального и государственного бюджета.
Слайд 4 Основные функции бизнес-плана:
является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические
результаты деятельности за определенный период;
может быть использован для разработки концепции
ведения бизнеса в перспективе;
выступает инструментом привлечения новых инвестиций;
является инструментом реализации стратегии предприятия.
Слайд 5 Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить
как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения
и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления.
Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса, в то же время бизнес-план – инструмент самообучения.
Слайд 6 Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие
и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями
получения необходимых ресурсов. Наряду с главной, определяющей целью составители бизнес-плана должны отразить другие цели:
1) социальные цели – преодоление дефицита товаров и услуг, оздоровление экологической обстановки, улучшение психологического климата в стране, создание новых духовных и культурных ценностей, развитие научно-технического и творческого потенциала, расширение деловых контактов, международных связей;
Слайд 7 2) повышение статуса предпринимателя – развитие и укрепление экономического потенциала
предпринимателя (включая производственный потенциал, финансовый, технико-технологический, научный, образовательный, а также
духовный). Это служит условием и залогом возможности успешного проведения последующих сделок, повышения престижа предпринимателя, порождаемого его известностью, доброй репутацией, гарантиями высокого качества товаров и услуг;
3) иные, специальные цели и задачи – развитие контактов, зарубежные поездки, вхождение в различного рода ассоциации и др.
Слайд 8 Или, например:
1) уяснить степень реальности достижения намеченных результатов;
2) доказать определенному
кругу лиц целесообразность реорганизации работы уже существующей фирмы или создания
новой;
3) убедить сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте и т. д.
Слайд 9 Основной центр бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических
задач, т. е. он призван помочь предпринимателю решить следующие основные
задачи, связанные с функционированием фирмы:
1) определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;
2) оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;
Слайд 10 3) выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их
труда требованиям по достижению поставленных целей;
4) проанализировать материальное и финансовое
положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;
5) просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.
Слайд 11 В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.
Первая из них связана с возможностью
его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима
в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Слайд 12 Третья функция позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты. В современных
российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный
проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов.
В этой ситуации банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.
Слайд 13 Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые
пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них
технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.
Пятая функция путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей.
Слайд 14 Таким образом, роль и значение бизнес-плана заключается в том, что
он является необходимым условием:
1. Для разработки концепции ведения бизнеса и
генеральной стратегии развития предприятия;
2. Выполнения функции планирования;
3. Оценки и контроля процесса развития основной – производственной и социальной деятельности предприятия;
4. Привлечения денежных средств;
5. Привлечения частных инвесторов, эффективного использования инвестиций, конкурсного размещения государственных инвестиций в высокоэффективные проекты.
Слайд 15Отличие бизнес-плана от других плановых документов
Бизнес-план, как никакой из других
планов фирмы, имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар,
продажа которого должна принести максимальный выигрыш.
Отличие от традиционного плана экономического и социального развития предприятия бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу.
Слайд 16 Кроме того, в бизнес-плане основное внимание сосредоточено на маркетинговых и
финансово-экономических аспектах бизнеса, в то время как научно-технические, технологические и
социальные стороны представлены менее детально.
Более близок к бизнес-плану такой привычный, известный ранее российским предпринимателям документ, как технико-экономическое обоснование. Главное отличие технико-экономического обоснования от бизнес-плана – это то, что технико-экономическое обоснование – это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов.
Слайд 17 Поэтому особый акцент в структуре ТЭО сделан на производственно-технические аспекты
проекта, а коммерческие, рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти нераскрытыми.
Кроме того, отличие бизнес-плана от ТЭО состоит в его стратегической направленности. Следовательно, можно говорить о гораздо более узком, специфическом характере ТЭО по сравнению с бизнес-планом. Бизнес-план постепенно вытесняет ТЭО из сферы предпринимательской деятельности.
Слайд 18 Бизнес-план является одним из ключевых элементов стратегического планирования. Как и
стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно 3 –
5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий:
1) в отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них – ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план организации ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий организации;
Слайд 19 2) стратегические планы – это обычно планы с растущим горизонтом
времени. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки. Таким образом, бизнес-план
по своей форме, в отличие от стратегического плана, тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определенной самодостаточностью;
3) в бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес-плана.