Слайд 1Бизнес- план.
Особое место в системе планирования занимает бизнес-план, т.к. на
нем основано планирование предпринимательской деятельности предприятия.
Бизнес-план – это документ, который описывает
все аспекты развития предприятия на основе его текущего и перспективного планирования. Рассматривать его следует в двух аспектах:
1) как технико-экономическое обоснование нового будущего предприятия;
2) как план развития уже существующего предприятия
Создание бизнес-плана – это общепринятое средство, используемое предпринимательскими структурами различных организационно-правовых форм для того, чтобы определить цели организуемого производства и предложить пути их достижения
Слайд 2Бизнес-план включает следующие разделы:
«Возможности» (резюме).
Резюме — один из наиболее важных
разделов бизнес-плана, так как в нем кратко отражается суть проекта.
От того, как написано резюме, зависит, возникнет ли интерес у потенциальных инвесторов к предприятию.
Резюме должно содержать:
цель проекта;
краткое описание компании;
краткое изложение наиболее привлекательных моментов из всех остальных разделов с акцентом на положительные аспекты предлагаемой бизнес-идеи;
объем привлекаемых инвестиций и/или кредитных ресурсов;
основные финансовые показатели, характеризующие эффективность проекта;
предполагаемый срок и порядок возврата заемных средств;
номера и даты получения патентов и сертификатов;
факты, подтверждающие надежность деятельности предприятия, юридические и экономические гарантии.
Слайд 3«Описание предприятия».
основные виды деятельности и характер компании; профиль компании
(производство, торговля или сфера услуг);
стадия развития данного бизнеса;
цели предприятия и
его организационно-правовая форма;
что и как компания намерена предлагать своим клиентам;
основные технико-экономические показатели предприятия за прошлые пять лет;
нынешние и перспективные географические рамки деятельности компании;
показатели конкурентоспособности товаров и предприятий по конкретным рынкам и периодам;
отличия данного предприятия от других компаний.
Слайд 4
«Основные характеристики продукта (услуги)». В данном разделе необходимо дать четкие
ответы на вопросы:
Какие потребности призваны удовлетворять будущий продукт или услуга;
Каковы
отличительные особенности будущих товаров (услуг), по которым потребители будут отличать их от товаров конкурентов;
Какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности будущего продукта или технологии.
физическое описание продукции или услуг;
описание возможностей их использования;
привлекательные стороны предлагаемой продукции или услуг, их новизна;
степень готовности продукции или услуг к выходу на рынок;
список экспертов или потребителей, которые знакомы с товаром или услугами и могут дать о них благоприятный отзыв (при наличии такой информации).
Слайд 5«Анализ рынка».
Цель анализа рынка — разъяснить, как предполагаемый бизнес намеревается воздействовать
на рынок и реагировать на складывающуюся на нем обстановку, чтобы
обеспечить сбыт товара
Анализ рынка содержит:
определение спроса и емкости рынка;
анализ конкуренции и других факторов воздействия на развитие данного бизнеса;
результаты исследования рынка и прогнозы объемов продаж;
описание маркетинговой стратегии данной компании.
Маркетинговая стратегия включает:
технологии и результаты сегментации рынка;
стратегию ценообразования, прогнозы цен на товары предприятия;
стратегии охвата рынка и стратегии разработки новых товаров;
выбор ресурсной стратегии и выбор методов и способов распространения товаров;
стратегию стимулирования быта продукции и выбор стратегии рекламы товара;
выбор стратегии развития предприятия на перспективу.
Слайд 6«Производственный план».
Где будут изготовляются товары - на действующем или
вновь создаваемом предприятии;
Какие для этого потребуются производственные мощности и как
они будут возрастать год от года;
Где, у кого, на каких условиях будут закупаться сырьё, материалы и комплектующие; какова репутация этих поставщиков и если уже опыт работы с ними;
Предполагается ли производственная кооперация и с кем;
Возможно ли какое-нибудь лимитирование объемов производства или поставок ресурсов;
Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести; возможны ли при этом проблемы и какого рода.
Основной производственный план содержит:
общий подход к организации производства;
необходимое сырье и материалы, их источники и условия поставки;
технологические процессы на производстве;
необходимое оборудование и его мощность.
требования в отношении трудовых ресурсов (производственный, инженерно-технический и административный персонал, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия).
Слайд 7План обновления выпускаемой продукции должен содержать:
описание научных подходов, систем, принципов, методов
и технологии, которые были применены при разработке стратегии обновления выпускаемой
продукции;
технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов;
показатели конкурентоспособности, качества и ресурсоёмкости продукции предприятия и основных конкурентов;
план НИОКР.
План производства и реализации продукции должен включать следующие вопросы:
расчет производственной мощности подразделений предприятия;
оперативно-календарные планы;
план реализации продукции;
анализ использования производственной мощности предприятия;
План развития производства содержит планы:
повышения технического уровня производства;
повышения организационного уровня производства;
социального развития коллектива;
мероприятий по охране окружающей среды;
инвестиционных проектов по развитию производства.
Слайд 8«График выполнения работ».
График выполнения (календарный план) работ в рамках
проекта должен включать перечень основных этапов реализации проекта и потребности
в финансовых ресурсах для их реализации, а также отражать планируемые временные рамки работ на каждом из этапов.
План обеспечения производства должен содержать:
анализ эффективности использования различных видов ресурсов;
расчет потребности в различных видах ресурсов;
план материально-технического обеспечения производства;
информационное обеспечение управления производством;
нормативно-методическое обеспечение производства.
Слайд 9«Управление и организация».
Управление предприятием включает:
описание основных участников предприятия (предприниматель
и его партнеры, инвесторы, члены совета директоров, занимающие ключевые посты
сотрудники и т. д.);
организационная схема компании, показывающая внутренние связи и разделение ответственности в рамках организации;
порядок подбора, подготовки и оплаты труда сотрудников.
Организация реализации бизнес-плана предусматривает:
разработку, согласование и утверждение программы реализации стратегических планов;
организацию учета и контроля выполнения планов;
мотивацию выполнения планов в установленные сроки, требуемого качества и с намеченными затратами;
регулирование процесса реализации стратегических планов при появлении изменений во внешней и внутренней среде предприятия.
Слайд 10«Финансовый план».
В целом в финансовом плане должны найти отражение:
Объем
продаж и общая прибыль;
Процентное отношение доходов и расходов;
Общий объем инвестиций;
Использование
собственных и заемных средств, их источники и сроки погашения задолженности;
Срок окупаемости вложений;
Сроки начала выплаты дивидендов;
Издержки производства и обращения.
Финансовый план должен быть согласован с материалами, представленными в остальных частях бизнес-плана, поскольку в нем обобщаются и представляются в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана.
Слайд 11«Оценка рисков».
В разделе «Оценка рисков» требуется оценить, какие риски наиболее вероятны
для проекта и во что они в случае их реализации
могут обойтись
Ответ на вопрос, как минимизировать риски и возможные потери от них, должен состоять из двух частей: описание организационных мер профилактики рисков и изложение программы самострахования или внешнего страхования.
Слайд 12«Приложение».
В данный раздел включаются документы, подтверждающие или дополняющие информацию,
которая содержится в бизнес-плане, например, биографии управленческого персонала, результаты исследования
рынка, заключения аудиторов, фотографии образцов продукции, план производственных площадей, договоры, гарантийные письма.
В разработке бизнес-плана важнейшая часть — финансовая, основанная на анализе и оценке денежных потоков, генерируемых финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, расчете основных показателей их эффективности.