Слайд 2История
Буддизм зародился в 6 веке до н.э. в Индии. Из
Индии буддизм распространился в другие страны Азии. Чем большую популярность
он приобретал, тем больше ответвлений образовывалось.
Основателем буддизма был принц Гаутама Сиддхартха. Он родился в богатой семье, и жизнь его была полна роскоши и веселья.
По легенде, в возрасте 29 лет к принцу пришло озарение: он понял, что впустую растрачивает свою жизнь. Решив оставить прежнее существование, он начинает свой путь воздержания и строгий образ жизни. В течение следующих шести лет Гаутама был отшельником: странствовал и практиковал йогу. Легенда гласит, что в 30 с лишним лет, достигнув духовного просветления, принц стал называться Буддой, что означает «просветленный». Он сидел под деревом и медитировал в течение 49 дней, после чего его ум стал отрешенным и светлым. Он постиг состояние радости и покоя.
В дальнейшем это дерево ученики будды называли «дерево Боддхи», или дерево просветления. У Будды было много последователей. Ученики приходили к нему, слушали его речи об учении, или дхарме, внимали его проповедям, медитировали, чтобы тоже стать просветленными.
Буддизм гласит, что стать просветленным может любой человек, достигнув высокой осознанности своей души.
Слайд 3Основные понятия в буддизме
Одним из главных воззрений является понятие Сансары. Сансара — это
колесо земных перевоплощений всех живых существ. В процессе этого жизненного
круговорота душа должна «расти». Сансара всецело зависит от ваших прошлых поступков, вашей кармы
Карма — это ваши совершения в прошлом, благородные и не очень. Например, перевоплотиться можно в высшие формы: в воина, человека или божество, а можно в низшие формы: животное, голодный дух или жителя ада, т.е. карма напрямую зависит от ваших действий. Достойные деяния влекут перевоплощения в высшие виды. Конечным итогом сансары является нирвана.
Нирвана — это состояние просветления, осознанности, наивысшего духовного бытия. Нирвана освобождает нас от кармы.
Слайд 4Истины, лежащие в основе буддизма:
Жизнь — это страдание. Все мы страдаем,
испытываем гнев, злость, страх.
У страдания есть причины: зависть, жадность, похоть.
Страдание
можно прекратить.
Путь к нирване поможет уйти от страданий.
Цель буддизма — уйти от этих страданий. Перестать испытывать негативные чувства и эмоции, избавиться от различных зависимостей. По мнению Будды, истинный путь, он же путь к состоянию нирваны — срединный, он находится между излишествами и аскетизмом. Этот путь в буддизме называют благородным восьмеричным путём . Его нужно пройти для того, чтобы стать благородным осознанным человеком.
Слайд 5Ступени Восьмеричного пути
Правильное понимание, мировоззрение. Наши действия — результат наших
мыслей. Неверные действия, приносящие нам боль — результат неправильных мыслей,
поэтому надо развивать осознанность, следить за своими мыслями и поступками.
Правильные стремления, желания. Нужно ограничить свой эгоизм и все, что причиняет боль. Жить в мире со всеми живыми существами.
Правильная речь. Не сквернословить, избегать сплетен, злых выражений!
Правильные действия, поступки. Не вредить миру и всему живому, не совершать насилие.
Правильный образ жизни. Правильные поступки приведут к праведному образу жизни: без лжи, интриганства, обмана.
Правильные усилия. Сосредотачиваться на хорошем, следить за своими мыслями, уходить от негативного образа сознания.
Правильное мышление. Оно исходит из правильных усилий.
Правильное сосредоточие. Чтобы достигнуть спокойствия, отказаться от мешающих эмоций, нужно быть осознанным, сосредоточенным.
Слайд 6Понятие Бога в буддизме
В буддизме Бог — это все живое,
что окружает нас, божественная сущность, которая проявляется и в человеке,
и в животном, и в природе. В отличие от других религий, здесь нет очеловечевания Бога. Бог есть все, что вокруг нас.
Это религия или даже духовное учение фокусируется на психологическом состояние человека, его духовном росте, нежели на ритуальных или символических действиях, в процессе которых мы почитаем главное божество. Здесь же вы сами можете достичь божественного состояния путем работы над собой.
Слайд 7Направления буддизма
Хинаяна (Тхеравада), или Малая Колесница — это южный буддизм,
распространен на юго-востоке Азии: Шри-Ланка, Камбоджа, Таиланд, Вьетнам. Суть Тхеравады
заключается в индивидуальном духовном просветлении, т.е. нужно пройти восьмеричный путь, стать освобожденным от страданий и, следовательно, достичь нирваны.
Махаяна, или Большая Колесница — северный буддизм. Получил свое распространение на севере Индии, в Китае, Японии. Возник как противостояние Тхераваде. С точки зрения Махаяны, Тхеравада довольно эгоистичное учение, т.к. предусматривает путь просветления отдельной личности. Махаяна же проповедует помощь другим в достижении состояния осознанности, божественности.
Ваджраяна, или тантрический буддизм образовался внутри махаяны. Его исповедуют в гималайских странах, Монголии, Калмыкии, Тибете. Способом достижения просветленного сознания в Ваджраяне являются: йога, медитация, чтение мантр и поклонение учителю.
Слайд 8Отличия от других учений и верований
В буддизме нет:
всемогущего Бога-творца или
Бога-личности,
сотворения мира, мир считается «никем не созданным и никем не
управляемым»; в то же время вопрос о том, есть ли у мира начало, считается «не имеющим ответа» вечной души,
искупления грехов,
безоговорочной веры, в частности, веры в сверхъестественные силы (хотя буддизм указывает на возможность проверки существования магии, но не допускает стремления к её обретению, см. Магия и буддизм),
абсолютной преданности,
религиозной организации, аналогичной церкви (буддийская сангха является сообществом, а не организацией),