Слайд 1Былины. Народный фольклор.
Микула Селянинович и Вольга Святославович.
Слайд 2Былины создавались и передавались от поколения к поколению простым трудовым
народом, который на своих плечах выносил и тяготы военных подвигов,
и тяжкий повседневный крестьянский труд. Через былины простые труженики пытались скрасить хотя бы в своем воображении непомерное бремя трудовых и ратных подвигов, показать величие человека труда и его превосходство над остальными. В народе любили былинных богатырей..
Слайд 3Былины обычно воспевают воинские подвиги богатырей. Мы же поговорим
о богатыре- пахаре, оратае Микуле Селяниновиче.
Селянинович – от существительного село. Отчество, а вернее, прозвище Селянинович указывает на то, что Микула – сельский житель, крестьянин.
Слайд 4 Как орет в поле оратай – посвистывает,
А
бороздочки он да пометывает,
А пенья-коренья вывертывает,
А большие-то каменья в борозду
валит.
У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее да шелковые,
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота.
Слайд 5Микула орет (пашет) сошкой. «Омешики на сошке булатные».
ОМЕЖА, омежь жен.,
У сохи, которой пашет Микула, омешики булатные, то есть сделаны из
самого хорошего металла, из булата.
Слайд 6Вот «при сохе» присошек, лопатка для отворота земли, для того, чтобы
землю «в борозду валить». «Присошечек у сошки серебряный». Рогачик – рукоятка сохи.
«А рогачик-то у сошки красна золота».
Это обжи, между ними находилась лошадь. На шею лошади надевали хомут, обжи привязывались к хомуту гужами. «Гужики у нее да шелковые».
Слайд 7«У нее» – то есть у лошади. А лошадь у
Микулы соловая. Смотрите в тексте: «У оратая кобыла соловая». Соловая лошадь –
это лошадь такой масти: сама светло-коричневая, но хвост и грива белые.
Кобыла у богатыря пахаря тоже богатырская. Если Микулина кобыла ступью идет (от глагола ступать), то другим лошадям приходится уже скакать, чтобы не отстать от нее; а если она грудью пойдет, за ней уже никакому коню не угнаться.
Слайд 8А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
«Скачен
жемчуг», или «скаченый жемчуг» – отборный жемчуг, круглый, ровный, высшего
сорта. Представьте себе: высыпали из мешочка жемчуг, и покатились жемчужные шарики по столу. «У оратая кудри... что не скачен ли жемчуг рассыпаются».
Слайд 9Пяты значит «каблуки»; существительные пята и пятка – родственные слова. «Шилом пяты» – с чем
сравниваются пяты, то есть каблуки? «Шилом пяты» – то есть
каблуки тонкие, как шило. «Носы востры» – острые носы.
У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
У Микулы сапоги сшиты из сафьяна. Сафьян – выделанная козлиная кожа, мягкая, эластичная. САФЬЯН. Заимств. — через тюрк. посредство — из перс. яз., в котором переводится, как «крепкий, жесткий»
Слайд 10А кто скажет, что означает существительное мех в выражении «соли три меха»?..
Сравните пары слов: стих – стишок, смех – смешок, мех – ? (Мешок.) Мех – мешок
из шкур животных.
Слайд 11А кто из вас знает слово пуд? Пуд – русская мера веса, равная
приблизительно шестнадцати килограммам.
Микула говорит: «Закупил я соли цело три меха,
каждый мех-то был ведь по сто пуд». Не может быть такого мешка, в который вошло бы сто пудов соли. Опять в былине применена гипербола.
Микула говорит Вольге, что в тех городах живут мужики-разбойники, они подрубят у моста сляги (длинные бревна, на которые настилается мост) – подрубят сляги и потопят князя в речке.
сля́га́ "тонкое, длинное бревно, рычаг", арханг., слега́ – то же (Даль), слёга "тонкая, длинная жердь", донск. (Миртов),.
Слайд 12Два глагола – пахать и орать в значении «взрыхлять землю» – сосуществуют в большинстве тех мест, где известен
глагол орать. Являются ли они синонимами?
Как правило, под хлебные злаки землю обрабатывали
два-три раза, особенно это требовалось для озимой ржи и пшеницы. Поэтому при употреблении в одном говоре обоих глаголов один из них может означать первичную вспашку, и даже процесс поднятия целины, а другой – вторичную пахоту или пахоту по третьему разу. В ряде мест глагол пахать имеет значение «возделывать какую-либо определенную культуру», например: бывало, пахали белую свеклу, раньше лен пахали, жито.
Слайд 13 Возможно, вы знаете, что наши предки обрабатывали землю простейшими орудиями: ралом, сохой,
косулей (один из видов сохи), плугом. И вот, оказывается, в говорах наблюдается разная сочетаемость слов:
один глагол употребляется, когда речь идет об одном орудии, а другой – о другом. Так, в ряде мест орут сохой, а пашут плугом, в других же районах наоборот: орут плугом,, а пашут сохой(подобный пример находим в Словаре В. И. Даля).
Слайд 14 В «Слове о полку Игореве» употреблено название пахарей – ратаеве . Тогда по русской земле редко
ратаеве кикахуть… [покрикивали]. Вспомним и крылатое выражение из Библии: «…и перекуют мечи свои на орала,
и копья свои – на серпы», т. е. на мирные крестьянские орудия, необходимые в каждом хозяйстве.
Слово о полку Игореве
Слайд 15Предположительно произошли от одной основы:
СОХА. Общеслав. Основа та же, что
в посох, сук, латышск. saka "развилка у дерева", н.-перс. šax
"ветка, сук, рог" и т. д. Исходное значение — "развилка, вилы, рога" (ср. сохатый — "с рогами (олень, лось)
ПОСОХ. Искон. Преф. производное от несохранившегося сохъ (ср. вариант ж. р. соха). Исконно — "палка с загнутым концом" (одним, а не двумя, как у сохи).
Слайд 20МОУ СОШ № 21
г. Волгограда
Автор: учитель русского языка и литературы
Клочкова И.П.