Под государственным устройством понимается внутренняя национально-территориальная организация государства, соотношение целого и его частей
Бюджетное устройство позволяет получить представление о том, как организована бюджетная система, какова ее структура и организационно-правовые принципы взаимосвязи между отдельными уровнями бюджетной системы по линии доходов и расходов, какими бюджетными полномочиями обладают органы власти и т.д.
Таким образом, бюджетное устройство - это основанная на правовых нормах организационная форма построения бюджетной системы, основанная на государственном устройстве, определяющая структуру, принципы, взаимосвязи входящих в бюджетную систему бюджетов по доходам и расходам.
Бюджетная система - совокупность бюджетов административно-территориальных образований государства, а также самостоятельных в финансовом отношении бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетная система структурно определяется степенью разграничения полномочий между органами власти различных уровней. С этой точки зрения существующие в мировой практике бюджетные системы можно разделить на два типа - унитарные и федеративные.
В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней - государственного бюджета и бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления
Для бюджетной системы федеративного государства характерны три уровня - государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты.
Это обусловлено возможностью нижестоящих бюджетов реализовывать за счет собственных источников доходов на своей территории самостоятельную бюджетную политику, отвечающую интересам проживающего на данной территории населения.
К государствам, имеющим бюджетную систему федеративного типа, относятся Канада, Германия, Австрия, Австралия, Индия, Соединенные Штаты Америки и др. К такому типу государственного образования относится Российская Федерация.
Структура бюджетной системы России
┌──────────────────────┐
┌────────────────────────┤ Бюджетная система РФ ├─────────────────────────┐
│ └───────────┬──────────┘ │
│ ┌────────────────────────┼───────────────────────┐ │
│┌──────────┴──────────┐ ┌───────────┴─────────┐ ┌───────────┴───────────┐│
││ Федеральный уровень │ │ Региональный уровень│ │ Местный уровень ││
│└──────────┬──────────┘ └───────────┬─────────┘ └───────────┬───────────┘│
│ │ │ │ │
│┌──────────┴──────────┐ ┌───────────┴─────────┐ ┌───────────┴───────────┐│
││Федеральный бюджет │ │Бюджеты субъектов РФ │ │Местные бюджеты: ││
││Бюджеты │ │Бюджеты │ │- бюджеты муниципальных││
││государственных │ │территориальных │ │районов, бюджеты ││
││внебюджетных фондов │ │государственных │ │городских округов; ││
││ │ │внебюджетных фондов │ │- бюджеты городских ││
││ │ │ │ │и сельских поселений ││
│└─────────────────────┘ └─────────────────────┘ └───────────────────────┘│
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Государственные внебюджетные фонды образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Они предназначаются для реализации прав граждан по обязательному социальному страхованию (пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрана здоровья, медицинская помощь).
Региональный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для финансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации. В региональных бюджетах раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение собственных расходных полномочий, отнесенных к предметам ведения субъектов Федерации (содержание органов власти субъекта Федерации, социальное обеспечение населения, финансирование образовательных и медицинских услуг, региональных культурных объектов и др.), а также расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет средств федерального бюджета на осуществление переданных полномочий Российской Федерации.
Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами бюджетной системы РФ означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию источников доходов своих бюджетов, источников финансирования их дефицитов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
Большое значение для соблюдения и гарантирования равных возможностей составляющих бюджетную систему Российской Федерации субъектов и муниципальных образований имеет принцип равенства их бюджетных прав, который означает, что определение всех бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, соответствующих им расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов должны происходить исключительно в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными бюджетным законодательством.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть