Слайд 1Бюджетное устройство и бюджетная система РФ
Слайд 2Бюджетные правоотношения
Материальные – отношения, возникающие в процессе формирования доходов
и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных
и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга
Процессуальные – отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов, контроля их исполнения, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности
Слайд 3Черты бюджетных правоотношений
связаны с образованием, распределением и использованием централизованного
государственного или муниципального денежного фонда соответствующей территории
права и обязанности субъектов
бюджетных правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета - основного финансового плана
участвует государство, муниципальное образование или соответствующий государственный орган власти (местного самоуправления)
носят непрерывный, повторяющийся характер
публичный характер
складываются преимущественно по поводу денежных средств.
Слайд 4Субъекты бюджетных правоотношений
публично-правовые образования (Российская Федерация, муниципальные образования, субъекты РФ)
Представительные и исполнительно-распорядительные органы
Государственные и муниципальные организации
Граждане и негосударственные организации
Слайд 5Бюджетное законодательство РФ
Бюджетный кодекс РФ
Федеральные законы о федеральном бюджете и
бюджетах ГВФ
Законы субъектов РФ
Муниципальные правовые акты о местных бюджетах
(решения о бюджете муниципальных образований)
Слайд 6Нормативно-правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения в пределах своей компетенции согласно
БК РФ
Все законы, правовые акты не могут противоречить БК РФ
(ст. 2)
Главенство международных договоров (п. 1 ст. 4)
Слайд 8Бюджетное устройство =
организация БС + принципы построения
Государственное устройство
Слайд 9Бюджетное устройство
определяет организацию бюджетной системы, взаимоотношения между ее отдельными
звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, их состав и структуру, процедурные
вопросы формирования и использования бюджетных средств
определяется федеративным устройством государства, наличием местного самоуправления
обусловливает формы и методы взаимоотношений органов власти в процессе бюджетной деятельности
предполагает такое взаимодействие элементов бюджетной системы, которое обеспечивает ее целостность, единство и обособленность существования каждого бюджета
Слайд 10Бюджетная система
Российской Федерации
основанная на экономических отношениях и государственном
устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных
фондов
Слайд 11Бюджетная система РФ
федеральный бюджет + бюджеты государственных внебюджетных фондов;
бюджеты
субъектов РФ + бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
местные бюджеты, в
том числе:
бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
бюджеты городских и сельских поселений.
Слайд 12Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов РФ"
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных
фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств РФ
Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ
Слайд 13Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств
муниципального образования
(ФЗ №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации")
В Саратовской области:
4 городских округа (г.Саратов, ЗАТО п. Светлый, ЗАТО п.Шиханы, ЗАТО п. Михайловский);
38 муниципальных районов, включающих:
397 поселений, из них:
42 городских и 355 сельских
Слайд 14Принципы построения бюджетной системы
Единства бюджетной системы РФ;
Разграничения доходов, расходов
и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ
Самостоятельности
бюджетов;
Равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований
Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
Сбалансированности бюджета;
Результативности и эффективности использования бюджетных средств
Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
Прозрачности (открытости)
Достоверности бюджета;
Адресности и целевого характера бюджетных средств;
Подведомственности расходов бюджетов (веден ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
Единства кассы (введен ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ).
Слайд 15Принцип единства бюджетной системы
бюджетного законодательства,
принципов организации и функционирования бюджетной
системы,
форм бюджетной документации и отчетности,
бюджетной классификации бюджетной системы,
санкций за
нарушение бюджетного законодательства,
единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов,
ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов и бюджетных учреждений,
единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов.
Слайд 16Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
закрепление доходов, расходов
и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ
определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
Слайд 17Самостоятельность бюджетов
право и обязанность ОГВ и ОМС самостоятельно обеспечивать
сбалансированность бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
право и обязанность ОГВ
и ОМС на соответствующем уровне самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
право ОГВ и ОМС устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня;
право ОГВ и ОМС самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);
недопустимость установления РО, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней БС РФ, или за счет средств КБ, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств
Слайд 18недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти и органов
местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней;
недопустимость введения в
действие в течение финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного законодательства и (или) законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
недопустимость изъятия в течение финансового года дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
Слайд 19Равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований
определение бюджетных полномочий органов
государственной власти субъектов РФ и ОМС,
установление и исполнение расходных
обязательств,
формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов,
определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями.
Слайд 20Полнота отражения доходов и расходов бюджетов
все доходы и расходы бюджетов
подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном
объеме;
все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе.
Слайд 21Сбалансированность бюджета
объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему
доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Слайд 22Результативность и эффективность бюджетных средств
достижение заданных результатов с использованием
наименьшего объема этих средств.
достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом
объема средств.
Слайд 23Эффективность использования бюджетных средств
Слайд 24Общего (совокупного) покрытия расходов
запрет на увязку доходов бюджета и
поступления из источников финансирования его дефицита с определенными расходами бюджета.
не распространяется на:
субвенции и субсидии, полученных из других бюджетов БС РФ;
средства целевых иностранных кредитов (заимствований);
добровольные взносы, пожертвования, средства самообложения граждан;
расходы бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;
расходы бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ.
Слайд 25Прозрачность (открытость)
обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и
отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения
бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
"Парламентская газета", "Российская газета", Собрание законодательства РФ
обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.
стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
Слайд 26Перечень публикуемой информации об исполнении бюджетов
Слайд 27Перечень публикуемой информации об исполнении бюджетов
Слайд 28Перечень публикуемой информации об исполнении бюджетов
Слайд 29Перечень публикуемой информации об исполнении бюджетов
Слайд 30Перечень публикуемой информации об исполнении бюджетов
Слайд 32Достоверность бюджета
надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории
реалистичность расчетов
доходов и расходов бюджета.
Слайд 33Адресность и целевой характер бюджетных средств
бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных
обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием
цели
их
использования.
Слайд 34бюджетные ассигнования (БА)
предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом
году для исполнения бюджетных обязательств
лимит бюджетных обязательств (ЛБО)
объем прав в
денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году
Слайд 35Получатель бюджетных средств
орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным
внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в
ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета
ПОЛНОМОЧИЯ !
Слайд 36Подведомственности расходов
получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты
БО только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении
которого они находятся.
Слайд 37Главный распорядитель бюджетных средств ГРБС
орган государственной власти (государственный орган), орган
управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации,
а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств
ПОЛНОМОЧИЯ !
Слайд 38ведомственная структура расходов бюджета
распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением)
о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств,
по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации РФ
Слайд 39Распорядитель бюджетных средств
орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным
внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное уреждение,
имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств
ПОЛНОМОЧИЯ !
Слайд 40Подведомственности расходов
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные
ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств,
не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств
Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации.
Слайд 41Единство кассы
зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат
с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов,
осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования
Слайд 42Консолидированный бюджет РФ
Консолидированные бюджеты
муниципальных районов
Бюджеты
городских округов
Бюджеты муниципальных районов
Своды бюджетов
поселений
Бюджеты
городских
поселений
Бюджеты сельских
поселений
Консолидированные бюджеты
субъектов РФ
Федеральный бюджет
Бюджеты
субъектов РФ