Слайд 1Бюджетный процесс в РФ
Кухаренко О.Г.,
К.э.н., доцент, доцент кафедры «Финансы и
кредит»
Слайд 2Бюджетный процесс (статья 6 БК РФ) – регламентируемая законодательством РФ
деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников
бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Слайд 3выявление материальных и финансовых резервов государства;
максимально приближенный к
реальности расчет доходов и расходов бюджетов;
обеспечение сбалансированности бюджетов;
согласование
бюджетной политики с реализуемой экономической программой;
осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и т.д.
Задачами бюджетного процесса являются:
Слайд 4Финансовый год в Российской Федерации устанавливается в 12 месяцев (с
1 января по 31 декабря).
Это означает, что существует необходимость
в принятии актов о бюджете с периодичностью в один год.
Слайд 7Участники бюджетного процесса в РФ и их полномочия
Согласно БК
РФ (ч.3 глава 18) участниками бюджетного процесса являются:
Президент Российской Федерации;
высшее
должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
Центральный банк Российской Федерации;
Слайд 8органы государственного (муниципального) финансового контроля;
органы управления государственными внебюджетными фондами;
главные распорядители
(распорядители) бюджетных средств;
главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
главные администраторы (администраторы) источников
финансирования дефицита бюджета;
получатели бюджетных средств.
Слайд 9Законодательные (представительные) органы
рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об
их исполнении,
осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов,
формируют
и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов,
Слайд 10осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов,
формируют и определяют
правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов,
Слайд 11Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований)
обеспечивают составление
проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его
с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов,
разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов,
Слайд 12обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности,
представляют отчет об
исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов,
обеспечивают управление государственным
(муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные БК и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Слайд 13Центральный банк Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает
и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики,
обслуживает счета бюджетов,
осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.
Слайд 14Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно законодательными (представительными) органами
РФ, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления,
осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят их экспертизу.
Также они проводят экспертизы федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, актов органов местного самоуправления.
Слайд 15Главный распорядитель средств федерального бюджета (субъекта федерации, местного) – орган
государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по
подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации. Главные распорядители средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Слайд 16Главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер
использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями
и лимитами бюджетных обязательств.
Слайд 17Распорядитель бюджетных средств представляет собой орган государственной власти или орган
местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям.
Он обладает следующими полномочиями:
осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета;
распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи.
Слайд 18Главный администратор доходов бюджета наделен полномочиями:
формирования перечня подведомственных ему
администраторов доходов бюджета;
представления сведений, необходимых для составления среднесрочного финансового
плана и (или) проекта бюджета;
представления сведений для составления и ведения кассового плана;
формирования и представления бюджетной отчетности главного администратора доходов бюджета.
Слайд 19Администратор доходов бюджета в рамках своих бюджетных полномочий может:
осуществлять
начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, взыскивать задолженность по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
принимать решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ;
формировать и представлять главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета и др.
Слайд 20Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:
формирует перечни подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
осуществляет
планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;
обеспечивает адресность и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета;
Слайд 21распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита бюджета
и исполняет соответствующую часть бюджета;
организует и осуществляет ведомственный финансовый
контроль в сфере своей деятельности;
формирует бюджетную отчетность главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.
Слайд 22Администратор источников финансирования дефицита бюджета уполномочен:
осуществлять планирование (прогнозирование) поступлений
и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;
осуществлять контроль за
полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета;
обеспечивать поступления в бюджет и выплаты из бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета;
формировать и представлять бюджетную отчетность и т.д.
Слайд 23Получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
составляет и исполняет бюджетную
смету;
принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств
и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;
обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;
вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;
Слайд 24ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие
иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии);
формирует и представляет бюджетную отчетность
получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Слайд 25Участники бюджетного процесса на федеральном уровне