Слайд 1§12 (стр. 100-104)
Человек и человечность.
Слайд 2Человечное отношение к людям можно назвать гуманным.
Гуманное (от лат. «Homo»
– «человек») отношение – значит великодушное, доброе, уважительное по отношению
к людям; это готовность понять другого, стремление видеть в нём равного себе, достойного уважения человека.
1. Что такое гуманизм.
Слайд 3Гуманизм – определённая система воззрений, признающая ценность человека, его право
на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо
человека критерием оценки справедливого общества.
Гуманизм – уважение и любовь к людям.
Гуманизм – интерес к человеку, вера в его возможности.
Гуманизм – принцип (определённое правило) поведения.
Гуманизм – ответственность человека за его действия.
Слайд 5Происхождение понятия «гуманизм» связывают с Возрождением (начало XIV — конец
XVI в.). С этой эпохой вы познакомитесь в следующем учебном
году. Для Возрождения, следовавшего за уже известным вам из курса истории Средневековьем, были характерны интерес к человеку, вера в его способности и возможности. Первыми гуманистами Высокого Возрождения были Эразм Роттердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти.
Содержание понятия «гуманизм» менялось на протяжении истории, развиваясь и обогащаясь. Но при этом оставалось главное — интерес к разнообразным проявлениям человека, его деятельности, творчеству. Идеи гуманизма волновали и волнуют человечество.
Слайд 6Мона Лиза (Джоконда)
Леонардо да Винчи
Слайд 7Давид
Микеланджело Буонарроти
Слайд 8Сикстинская Мадонна
Рафаэль Санти
Слайд 9Коль горе чужое тебя не заставит страдать, Возможно ль тебя
человеком тогда называть? (Саади)
«Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив,
то он уже близок к человечности». (Конфуций)
«Народу много, а людей немного». (Диоген)
«Легко быть святым, когда не хочешь быть человечным». (К. Маркс)
«Тот, кто не желает поднять упавшего, пусть страшится упасть сам, ибо, когда он упадет, никто не протянет ему руку». (Саади)
«Будьте человеком прежде всего и больше всего. Не бойтесь слишком отяготить себя гуманностью». (В. Гюго)
«Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг. Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку». (Ж. Ж. Руссо)
«Старайся всякому делать добро, а не себе одному», (Григорий Богослов)
«В этом мире пользу приносит каждый, кто облегчает бремя другого человека». (Ч. Диккенс)
«Познав несчастье, я научился помогать страдальцам». (Вергилий)
«Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе — вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть — это зависит только от нас самих». (Конфуций)
«Политические обязанности могут измениться, обязанности человека к человеку — никогда». (Ж. Ренан)
«Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека». (Саади)
Слайд 11С древних времен люди беспокоились об отношении молодежи к старшему
поколению. В Священном Писании говорится: «Благослови отца или матерь», «Заступи
в старости отца твоего и не опечали его», «Почитай старших, благогови».
Благоговейное отношение — это доброе, уважительное, вежливое, доброжелательное отношение к старшим.
О гуманизме можно судить по отношению к слабым и больным.
Среди людей пожилого возраста много опытных, мудрых – поэтому их уважают.
Старикам нужна помощь, ведь им сложно самим обеспечивать себя.
Старикам необходимо внимание близких.
2. Прояви внимание к старикам.
Слайд 12В начале XVIII в. по указу Петра I были изданы
правила поведения для «младых отроков». Послушайте отрывок из этого исторического
документа.
Отрывок из книги «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению»
Во-первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано, бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не одевать, и возле их не садиться, при них в окно не выглядывать, но все потаенным образом о великим почтением, не с ними в ряд, но немного стоять позади их в стороне, подобно слугам. В доме ничего своим именем не повелевать.
Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить, или словами плохими попрекать, они должны вести вежливо и учтиво.
Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.
Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должны они отозваться или отвечать тотчас, как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать.
Слайд 13В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» говорится о девушке Насте и
ее старенькой матери. Настя живет в большом городе. У нее
хорошая квартира, интересная работа, на которой ее уважают, она делает карьеру. А где-то далеко в деревне умирает ее мама Катерина Петровна. Тяжелобольная, из последних сил пишет Катерина Петровна письмо любимой дочери: «Ненаглядная моя! Зиму эту я не переживу, приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не только ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уже не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело, вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень». Настя получила письмо, но ей было некогда его читать — она положила его в сумочку, не распечатав. А когда прочла, то подумала, что у нее слишком много работы и нет возможности поехать к матери. Через две недели она получила телеграмму от соседей матери о том, что та умирает. Катерину Петровну хоронили всем селом, но без дочери. Она приехала только на следующий день. Настя, проплакав всю ночь в отчем доме, уехала крадучись, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Вина оказалась непоправимой, мать умерла, так и не попрощавшись с дочерью. Насте казалось, что уже никто не сможет снять с нее этой невыносимой тяжести.
Слайд 15В рассказе Валентины Осеевой «Просто старушка» описывается ситуация — мальчик
и девочка увидели, что впереди идущая старушка поскользнулась и упала.
—
Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
— Это твоя бабушка?
— Нет, — ответил мальчик.
— Мама? — удивилась подружка.
— Нет!
— Ну, тетя? Или знакомая?
— Да нет же, нет! — улыбаясь, сказал мальчик. — Это просто старушка!
Слайд 16Отношение к пожилым людям – показатель доброты и человечности.
Гуманные нормы
заставляют человека трудиться, а не жить за чужой счёт, запрещают
воровать и обманывать, учат быть честными, верными дружбе, уважать старших, быть скромным, тактичным, порядочным.
Нравственная активность личности начинается с заботы о других.
Нужно чтоб уважение к человеку переросло в человечность.
Слайд 17§12 (прочитать); выписать в тетрадь определение гуманизма (что такое «гуманизм»?).
Вопрос (письменно в тетради): почему нужно заботиться о слабых, пожилых
людях?
Домашнее задание: