Слайд 1Расстройства внимания
«Синдром нарушения внимания с
гиперактивностью»
(СНВГ)
Слайд 2«Синдром нарушения внимания
с гиперактивностью»
Синдром дефицита внимания и
гиперактивность (СДВГ) –
это расстройство, проявляющееся в дошкольном или раннем
школьном возрасте. Таким детям тяжело контролировать свое
поведение и (или) концентрировать внимание.
Установлено, что в США от 3 до 5 процентов (или почти 2
миллиона детей) страдают СДВГ. Это значит, что в классе, сос-
тоящем из 25-30 детей, скорее всего хотя бы
у одного будет «Синдром нарушения внима-
ния с гиперактивнстью» (СДВГ).
Слайд 3«Синдром нарушения внимания
с гиперактивностью»
История изучения этого
заболевания – достаточно давняя
проблема, интересовавшая многих специалистов как в
области
медицины, так специалистов в области психологии и педагоги.
Серьезные исследования этиологии и патогенеза этого забо-
левания начались более 150 лет. Впервые
симптомы СНВГ, свойственные чрезвы-
чайно подвижным детям, описал немец-
кий врач-психоневролог и писатель Ген-
рих Хоффман, в частности, наблюдая
за своим ребенком. Он дал этому синдро-
му прозвище: «Непоседа Фил».
.
Слайд 4«Синдром нарушения внимания
с гиперактивностью»
в 1902
году сэр английский невропатолог Джордж Фредерик Стилл
(George F. Still)
опубликовал серию лекций для «the Royal Collеge of Physici-
ans» в Англии, в которых описывалась группа импульсивных детей с значи-
тельными психологическими проблемами, связанными, в основнмом, с гене-
тической дисфункцией, а не с плохим воспита-
нием ребенка – детей, которым сегодня ставят
диагноз СДВГ.
Несмотря на то, что изучение невроти-
ческих отклонений поведения и учебных
трудностей занимались многие ученые
той эпохи, долгое время не существовало
научного определения таких состояний.
Слайд 5«Синдром нарушения внимания
с гиперактивностью»
Были
периоды спада и повышенного внимания к этой пробле-
ме. В 1947 г.
педиатры попытались дать четкое клиническое
обоснование этой синдроматики. Ими был предложен клиничес-
ческий термин: «Гиперподвижные дети»,
у которых часто возникали проблемы с уче-
бой.
Однако вопрос о терминологии этого
состояния так и остался нерешенным.
С тех пор в течение многих десятилетий
было опубликовано несколько тысяч научных
статей, посвященных этому расстройству,
обеспечивая нас информацией о его при-
роде, течении, причинах, трудностях, свя-
занных с ним, и методах его лечения.
Слайд 6«Синдром нарушения внимания
с гиперактивностью»
Синдром дефицита внимания
и гиперактивности
(сокращённо СДВГ).
Англ.транскрипция: Attention-Deficit/Hyperactivity Dis-
order (ADHD)
Под СДВГ понимается неврологическо-поведенческое
расстройство развития, начинающееся в детском возрасте.
Проявляется такими симптомами как трудности концен-
трации внимания, гиперактивность и плохо управляемая
импульсивность.
Слайд 7«Синдром нарушения внимания
с гиперактивностью»
С неврологической
точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий, хроничес-
кий синдром, для которого
не найдено способа излечения. По некоторым данным (на
начало 2007 г.) для населения США это расстройство присутствует у 3–5% людей,
включая как детей, так и взрослых.
СДВГ чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди
мальчиков и девочек колеблется от 3:1 до 9:1, в зависимости от критериев диагноза,
методов исследования и групп исследования.
Клиника
Основными симптомами СДВГ являются дефицит внимания, гиперактивность и
импульсивность. Согласно последней версии the Diagnostic and Statistical Manual
of Mental Disorders (DSM-IV-TR) существует:
-тип с преобладанием гиперактивности (импульсивности ). При этом признаки
невнимательности незначительны);
-тип с преобладанием дефицита внимания. Ппризнаки гиперактивности (импу-
льсивности) незначительны), иногда его называют СДВ – это устаревший термин
заболевания целиком;
-смешанный тип . При котором проявляются и симптомы дефицита внимания и
гперактивности (импульсивности).
Слайд 8«синдром нарушения внимания с гиперактивностью»
(психологическая классификация)
Диагностические критерии дефицита внимания:
-Неспособность сосредоточиться
на деталях.
-Ошибки по невнимательности.
-Неспособность вслушиваться в
обращенную речь.
-Неспособность доводить задания
до конца.
-Отрицательное отношение к зада-
ниям, требующим умственного
напряжения.
-Потери необходимых предметов при
выполнении задания.
-Отвлекаемость на посторонние разд-
ражители.
-3абывчивость.
- «Дурашливость» (шутовство).
Слайд 9Синдромы, наблюдаемые при поражении среднего мозга
(«синдром нарушения внимания с гиперактивностью»)
Диагностические
критерии гиперактивности:
-Суетливые движения руками
и ногами.
-Частое вскакивание со своего
мес-
та.
-Неспособность играть в «тихие»
игры.
-Постоянное пребывание в движе-
нии.
-Многоречивость.
Слайд 10«синдром нарушения внимания с гиперактивностью»
(психологическая классификация)
Диагностические
критерии импульсивности:
-Стремление ответить на
вопрос, не выслушав его.
-Неспособность дождаться
своей
очереди.
-Вторжение в разговоры и
игры других.
-Совершение действий без
оценки возможных пос-
ледствий.
Слайд 11«синдром нарушения внимания с гиперактивностью»
Расстройства, иногда сопровождающие СДВГ
Трудности в обучении
Многие дети с СДВГ, примерно 20–30 процентов, также имеют конкретные трудности с обучением (LD). В
Дошкольном возрасте эти проблемы заключаются в непонимании определенных звуков или слов, и/или им
сложно выразить свое мнение словами. В школьном возрасте могут появиться проблемы с чтением, право-
писанием, письменным изложением и арифметикой. Почти 8 процентов детей начальной школы имеют
проблемы с чтением.
Синдром Жиль де ля Туретта
Определенныей процент детей СДВГ имеет неврологическое заболевание – синдром Жиль де ля Туретта.
Люди с этим синдромом страдают различными нервными тиками и повторяющимися действиями, включа-
ющими мигание, тики лица или гримасничанье. Другие могут многократно покашливать, фыркать, сопеть или
выкрикивать бранные слова. Хотя очень мало детей страдают от синдрома Жиль де ля Туретта, у многих
детей, им страдающих, он связан с СДВГ.
Оппозиционное вызывающее расстройство
От 30% до 50% всех детей с СДВГ – в основном мальчики – имеют другое расстройство, известное как
оппозиционное вызывающее расстройство (ОВР). Такие дети обычно дерзки, упрямы, несговорчивы, для них
характерны вспышки гнева или агрессии. Они спорят со взрослыми и отказываются слушаться.
Слайд 12«синдром нарушения внимания с
гиперактивностью»
Кондуктивное расстройство
Примерно у 20%-40% детей с СДВГ с течением вре-
мени развивается кондуктивное расстройство (CD) - более
серьезное антисоциальное поведение.Такие дети часто лгут
или воруют, дерутся с другими или задирают их, у них ча-
ще возникают проблемы в школе или с полицией. Они на-
рушают фундаментальные права других людей, проявляют агрессию к другим лю-
дям или животным, совершают кражи, носят с собой холодное оружие. Такие дети
или подростки с большой вероятностью могут пробовать наркотики, а затем попасть
под их зависимость.
Тревожность и депрессия
Определенная часть детей с СДВГ часто имеют сопутствующую тревожность или
депрессию. Если тревожность или депрессия диагностированы и их начали лечить,
ребенок может лучше контролировать проблемы, связанные с СДВГ.
Слайд 13«Синдром нарушения внимания
с гиперактивностью»
Причиной возникновения синдрома нарушения
внимания с гипер-
активностью ранее считали наличие у детей минимальных мозго-
вых
дисфункций.
Нейрофизиологический механизм развития
данного синдрома-активация структур средне-
го мозга и ретикулярной формации стволовых
структур. Это, во многом связано с нарушени-
ем мозговой гемодинамики.
Особенно, это характерно для нарушения
кровоснабжения лобных долей и базальных
ганглиев, как было показано в последних ис-
следования Института психического здоровья
США (2009 г.)
Слайд 14
«синдром нарушения внимания с гиперактивностью»
Причины формирования СДВГ
Факторы окружающей среды
Исследования показали, что существует взаимосвязь между вероятностью
возникновения СДВГ,
курением и употреблением алкоголя беременной женщины в течение беременности
Другой фактор окружающей среды, который может быть связан с повышенной вероятностью возник-
новения СДВГ - это высокая концентрация свинца в организме детей раннего дошкольного возраста.
Травма головного мозга
Одна из первых теорий утверждала, что нарушения внимания обусловлены травмой головного мозга. У
некоторых детей, перенесших несчастные случаи, приведшие к травме головного мозга, могут проявляться
некоторые признаки поведения, характерного для СДВГ.
Пищевые добавки и сахар
Предполагалось, что расстройства внимания вызываются рафинированным сахаром и пищевыми
добавками, содержащих высокие концентрации сахара и возникновением СДВГ.
Наследственность
СДВГ часто присутствует у нескольких членов семьи, следовательно, вероятны
генетические причины. Исследования показывают, что 25% близких родственников
детей с СДВГ также имеют этот синдром, тогда как в общей совокупности этот пока-
затель составляет примерно 5%. Большинство исследований близнецов в настоящее
время показали, что наследственность сильно влияет на появление этого расстройства.
Слайд 15
Классификация болезней в психиатрии и наркологии (МКБ-10)
Классификация болезней в психиатрии
и наркологии (МКБ-10)
F90. ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА (F90-F91).
«Эмоциональные
расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте»
Эта группа расстройств характеризуется: ранним началом; сочетанием чрезмерно
активного, слабо модулируемого поведения с выраженной невнимательностью и
отсутствием упорства при выполнении задач.
Поведенческие характеристики проявляются во всех ситуациях и обнаруживают
постоянство во времени.
F90.0 Нарушение активности и внимания.
F90.1 Гиперкинетическое расстройство поведения.
F91. Расстройство поведения
Слайд 16Психологические методики оценки качеств внимания
-Методика Ландольта («Корректурная проба: кольца Ландольта»);
-методика
Бурдона («Корректурная проба с буквами»);
-субтест батареи тестов КР-3-85 «Установление закономерностей»;
-методика
«Перепутанные линии»;
-методика «Выявление слов»;
-методика «Расстановка чисел»;
-методика Шульте-Платонова («Красно-черные таблицы»);
Слайд 17Психологические методики оценки качеств внимания
«Корректурная проба» (кольца Ландольта)
Слайд 18Психологические методики оценки качеств внимания
«Перепутанные линии»
Слайд 19Психологические методики оценки качеств внимания
«Расстановка чисел»