Слайд 1Классификация и система обозначения
автомобилей и автобусов.
Слайд 2По назначению подвижной состав автомобильного транспорта
разделяется на грузовой, пассажирский и
специальный.
Слайд 3Грузовой подвижной состав.
К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили,
Слайд 4К грузовому подвижному составу автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы для перевозки
грузов различных видов.
Слайд 5К грузовому подвижному составу автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы для перевозки
грузов различных видов.
Слайд 6Грузовые автомобили классифицируются следующим образом.
Слайд 7Грузовые автомобили общего назначения
Слайд 8Грузовые автомобили специализированные.
Слайд 10Автомобили общего назначения имеют
кузова в виде платформ с бортами и
применяются для перевозки
грузов всех видов
Слайд 11Специализированные автомобили оборудованы кузовами, приспособленными для
перевозки определенных грузов.
Слайд 12Специализированные автомобили - это автомобили с саморазгружающимися кузовами (самосвалы); автомобили-цистерны
для перевозки цемента, нефтепродуктов, молока; автомобили с кузовами для перевозки
животных и т.д.
Слайд 13Специализированные автомобили - это автомобили с саморазгружающимися кузовами (самосвалы);
Слайд 14Грузовые автомобили классифицируются - по проходимости, т.е. по степени приспособления
к работе в тех или иных дорожных условиях, различают автомобили
дорожной (обычной), повышенной и высокой проходимости.
Слайд 15Автомобили дорожной проходимости используют главным образом на дорогах с усовершенствованным
(асфальтобетонным) покрытием.
Слайд 16Автомобили повышенной проходимости и высокой проходимости предназначены в основном для
работы в тяжелых дорожных условиях и в условиях бездорожья.
Слайд 17Наиболее распространенными являются автомобили дорожной проходимости.
Слайд 18Грузовые автомобили классифицируются – по приспособленности к климатическим условиям различают
автомобили для эксплуатации в условиях умеренного, холодного (северного) и жаркого
(тропического) климата.
Слайд 19Для умеренного
климата выпускают автомобили массового спроса в серийном исполнении. На
базе этих автомобилей создают автомобили в северном и тропическом исполнениях.
Слайд 20По характеру использования различают одиночные автомобили и автомобили-тягачи для буксирования
прицепов и полуприцепов. Одиночные автомобили используют без прицепов и полуприцепов.
Автомобиль-тягач или грузовой автомобиль с одним или несколькими прицепами образует автопоезд.
Слайд 21Число ведущих колес автомобиля характеризуется колесной формулой. Например, формула 4x2
означает, что общее число колес — 4, а ведущих —
2, формула 6*4 означает, что общее число колес — 6, а ведущих — 4. При этом спаренные колеса,
устанавливаемые с каждой стороны автомобиля на задней и средней осях, считаются как одно колесо.
Слайд 22Каждой модели базового грузового автомобиля присваивается
индекс, состоящий из четырех цифр.
Полная масса грузового автомобиля, т
До 1.2
1,2...2 2...8 8...14 14...20 20...40 Свыше 40
Класс I 2 3 4 5 6 7
Вторая цифра означает вид грузового автомобиля:
3 — бортовой,
4 — тягач,
5 — самосвал,
6 — цистерна,
7 — фургон,
8 — резерв (пока не используется)
9 — специальный.
Третья и четвертая цифры означают номер модели грузового автомобиля
(от 01 до 99).
Пятая цифра означает порядковый номер модификации.
Перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение завода-изготовителя.
Слайд 23Например, модель ЗИЛ-4331 означает, что грузовой автомобиль изготовлен на заводе
им. Лихачева, имеет массу от 8 до 14 т, бортовую
грузовую платформу, 31 — номер модели.
Слайд 24Пассажирский подвижной состав.
К пассажирскому подвижному
составу относятся легковые автомобили и
автобусы.
Слайд 25Автомобили, вмещающие не более восьми человек (с учетом водителя), называются
легковыми, а автомобили, вмещающие более восьми человек, — автобусами.
Слайд 26Легковые автомобиля выпускаются двух видов:
1 - Легковые автомобили дорожной
проходимости
Слайд 27Легковые автомобиля выпускаются двух видов:
2 - Легковые автомобили повышенной
проходимости
Слайд 28Автомобили повышенной проходимости используются в основном для сельского хозяйства. Они
могут создаваться как на базе легковых автомобилей дорожной проходимости путем
увеличения числа ведущих колес, так и путем создания оригинальных конструкций, например для геологоразведочных работ и др.
Слайд 29Наибольшее распространение получила классификация легковых автомобилей по массе неснаряженного автомобиля*
и рабочему объему двигателя
Слайд 31К первым трем классам относятся автомобили
ВАЗ, ГАЗ и другие с
приводом на задние колеса (ВАЗ-2104, -2105, -2106, ИЖ-2126, ГАЗ-З1029, «Волга»
и др.), а также переднеприводные автомобили BA3-21083 «Спутник», «Москвич-2141- 01» и др.
Слайд 32В обозначениях базовых моделей легковых автомобилей первые две цифры четырехзначного
числа означают индекс автомобиля (11, 21, 31, 41) в зависимости
от рабочего объема двигателя, а последние две цифры — номер модели. Буквы перед цифрами означают завод-изготовитель. Например, ВАЗ-2108 «Спутник» означает, что автомобиль изготовлен ОАО «ВАЗ». Это автомобиль малого класса с рабочим объемом двигателя 1,1... 1,8 л, 08 — номер модели.
Слайд 33В том случае если автомобиль отличается от базового, т.е. является
его модификацией, то третья и четвертая цифры остаются прежними, но
добавляется пятая цифра. Так, на базе автомобиля ВАЗ-2108 «Спутник» выпускается его модификация BA3-21083.
Слайд 34Классифицируют легковые автомобили и по общей компоновке: на автомобили, сделанные
по классической, заднеприводной и переднеприводной схемам. При переднеприводной схеме компоновки
двигатель располагается спереди, и передние колеса являются ведущими и управляемыми.
Слайд 35Заднеприводная схема компоновки характерна тем, что двигатель расположен сзади автомобиля
и задние колеса являются ведущими. При классической схеме компоновки двигатель
расположен спереди автомобиля, ведущими являются задние колеса.
Слайд 36Автобусы средней и большой вместимости создаются на основе
агрегатов базовых грузовых
автомобилей серийного производства.
Слайд 37Общими признаками классификации автобусов является их общая компоновка и особенности
устройства кузова.
Слайд 38Общая компоновка автобусов определяется их назначением,
формой кузова, расположением двигателя,
пассажировместимостью
и колесной формулой.
Слайд 39По назначению автобусы разделяются на городские (внутригородские и пригородные), местного
сообщения (для сельских перевозок), междугородные и туристские.
Слайд 40По форме кузова (наличию капота) автобусы разделяются на бескапотные —
вагонного типа, капотные и короткокапотныс.
Слайд 42Автобусы вагонного типа создаются путем увеличения длины кузова. Чтобы обеспечить
маневренность такого автобуса, его кузов делают из двух или трех
сочлененных (шарнирно соединенных) между собой звеньев.
Слайд 43Капотные и короткокапотные автобусы создаются на базе шасси грузовых автомобилей
малой и средней грузоподъемности с классической схемой компоновки агрегатов.
Слайд 44По расположению двигателя компоновочные схемы автобусов бывают с передним или
задним расположением двигателя
Слайд 46Компоновочные схемы автобусов бывают с двигателем с противолежащими цилиндрами, расположенными
между лонжеронами рамы под полом кузова.
Слайд 49В последний класс входят двух- и трехзвенные (сочлененные) автобусы.
Слайд 50По колесной формуле автобусы разделяются на полноприводные
(со всеми ведущими
колесами) 4 х 4; 6 х 6 и неполноприводные
4x2; 6
x 4 и 8x4.
Слайд 51По особенностям устройства кузова автобусы различаются по числу этажей и
герметизации кузова
Слайд 53Каждой новой модели автобуса присваивается четырехзначный
индекс. Первая цифра индекса означает
класс автобуса в зависимости от его длины:
Длина автобуса, м.... До
5 6...7,5 8...9,5 10,5... 12 I6.5...24
Класс 2 3 4 5 6
Вторая цифра индекса означает вид,
третья и четвертая — номер модели.
Буквы перед цифрами означают завод-изготовитель.
Например, модель ЛиАЗ-5256 означает, что автобус изготовлен на
Ликинском автобусном заводе, имеет длину 10,5... 12 м,
2 — автобус,
56 — номер модели (длина автобуса ЛиАЗ-5256 — 11,4 м).
Слайд 55К специальному подвижному составу относятся автомобили, прицепы, полуприцепы, предназначенные для
выполнения различных, преимущественно нетранспортных, работ и имеющие соответствующее оборудование или
специальные кузова (санитарные, автомастерские, автокраны, пожарные и др.).
Слайд 56Специальные автомобили на базе легковых автомобилей и микроавтобусов — это
автомобили скорой медицинской помощи, автомобили-лаборатории ГИБДД, милицейские автомобили и др.
Слайд 57Специальные автомобили на базе автобусов — это подвижные
телевизионные станции, фото-
и кинолаборатории, санитарно-ветеринарные автомобили и др.