Слайд 1Человек и общество как объекты социально-философского анализа
Студент: Соснин Александр
Группа: М-14-Д(И)
Слайд 2Человек как объект социально-философского анализа
Человек – одна из основных проблем
философской рефлексии. Рассмотрение человека как особой философской темы обусловлено потребностью
в целостном подходе к его изучению.
Слайд 3Человек как объект социально-философского анализа
Эта потребность возникает и расширяется по
мере того, как интерес к человеку становится универсальной тенденцией развития
различных конкретных наук: политэкономии и социологии, биологии и медицины, астрономии и географии, этнографии и антропологии, лингвистики и культурологи и т.д.
Слайд 4Человек как объект социально-философского анализа
Повышение интереса к философскому анализу проблемы
человека продиктовано сегодня новым этапом научно-технической революции (и её влияния
на индивида), развитием мирового сообщества, экологической ситуацией и мн.др. проблемами.
Слайд 5Человек как объект социально-философского анализа
Сложность философского определения человека состоит в
невозможности однозначного соотнесения его с каким-либо родовым понятием (например, природа,
Бог или общество), поскольку человек – это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. Поэтому философское постижение человека разворачивается не просто через реконструкцию его сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире, понимания собственно человеческого мира.
Слайд 6Человек как объект социально-философского анализа
В истории философии человек понимался традиционно
в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух. Тело –
это физическая субстанция человеческой жизни, выступающая как элемент природы, в соответствии с интерпретацией которой можно говорить об основных образах тела в истории философии и науки (микрокосм, механизм и организм). Одновременно с этим человеческое тело определяется не только через его биологические особенности, но и через особый спектр таких исключительно человеческих чувств и состояний, как совесть, стыд, смех, плач и т.п.
Слайд 7Человек как объект социально-философского анализа
Душа рассматривается как интегративное начало, промежуточное
звено, соединяющее тело и дух, придающее человеку целостность. Для современной
философии душа – наиболее сложная и противоречивая тема, рассматриваемая в двух основных ракурсах:
– во-первых, как жизненный центр тела, являющийся той силой, которая, будучи сама бессмертной, очерчивает срок телесного существования (в связи с признанием существования или несуществования души в философии возникали вопросы о смерти и бессмертии, бытии и небытии);
– во-вторых, как индивидуализирующее свойство человека в обществе, описываемое в философии через проблемы свободы воли, творчества, рока и судьбы.
Слайд 8Человек как объект социально-философского анализа
Понятие душа тесно связано в человеческом
существовании и его осмыслении с понятием дух. Дух воплощает в себе фундаментальную
идею «человечности» как таковой. Он выступает как родовая человеческая способность, соотносящаяся с разумом, сознанием и социальностью. Вместе с тем, в понятии духа отражается не только феномен «духовности», как интегративного начала культуры и общества, но и личностные характеристики отдельного человека, где личное характеризуется через воплощение социально значимых качеств.
Слайд 9Человек как объект социально-философского анализа
Слайд 10Человек как объект социально-философского анализа
Не смотря на все вышесказанное, человека
нельзя упрощенно представить как диаду (тело – дух) или триаду
(тело – дух – душа). Человек – это практически всегда исключение из общего правила, уникальная целостность, где в индивидуальном личном опыте достаточно трудно дифференцировать телесный, душевный и духовный уровни.
Слайд 11Общество как объект социально-философского анализа
Предметом изучения социальной философии является общество
как целостная система. Ее специфика задана ориентацией на выявление сущности
человеческого общества, его качественного своеобразия, целей, идеалов, динамики и смысла истории.
Слайд 12Общество как объект социально-философского анализа
Общество определяют как:
1) выделенную из природы
и взаимодействующую с ней реальность;
2) систему человеческой деятельности, ее условий
и результатов;
3) систему взаимодействий между людьми;
4) систему социальной коммуникации между людьми на основе культурных ценностей;
5) определенный этап человеческой истории или конкретного общества (например, современное белорусское общество) и др.
Структуру общества образуют следующие элементы: социальные индивиды, социальные группы, социальные общности, социальные институты.
Слайд 13Общество как объект социально-философского анализа
Фундаментальной социально-философской проблемой является поиск ответа
на вопрос: что составляет основу общественного согласия людей и, тем
самым, определяет целостность общества как такового?
В истории социальной философии сложились и функционируют исследовательские (научные) программы, каждая из которых представляет собой систему теоретических и методологических принципов, ориентирующих и направляющих исследовательскую деятельность. К основным из них относят следующие: натуралистическая, социологическая, культур-центристская (или в более широкой версии культурно-историческая), психологическая и социопсихологическая. Их различие состоит прежде всего в том, какой научной методологии (т.е. системе методов) отдается предпочтение в анализе общественных явлений.
Слайд 14Общество как объект социально-философского анализа
Натуралистическая программа ориентирована на эталоны естественнонаучного
знания, законы и методологию его ведущих дисциплин (физики, биологии и
др.) и рассматривает общество по аналогии с природой.
Из множества факторов, реально действующих в обществе, ведущими в соответствующих концепциях признаются, например, географические (Ш. Монтескье и др.), природно-национальные, природно-космические (Л.H. Гумилев), биологические закономерности (Г. Спенсер и др.).
Монтескье
Слайд 15Общество как объект социально-философского анализа
Социологическая программа формируется в результате становления
в первой половине XIX в. социологии - науки об обществе,
родоначальником которой является О. Конт.
В рамках данной программы общество позиционируется в качестве надындивидуальной реальности, подчиняющейся объективным социальным законам, исследование которых возможно только на оснований социологических методов.
О. Конт
Слайд 16Общество как объект социально-философского анализа
Культурно-историческая программа (культур-центристская) формируется во второй
половине XIX - начале XX вв. и исходит из идеи
принципиального различия наук о природе и наук о духе (В. Дильтей) и, соответственно, разной методологии, используемой при анализе природных и социальных систем. Общество понимается как сверхиндивидуальная реальность, основу которой составляет культурный ландшафт, задающий ход всемирной истории, и деятельность самих индивидов.
В. Дильтей
Слайд 17Общество как объект социально-философского анализа
Психологическая и социопсихологическая программы, несмотря на
то, что вторая возникает на базе первой, методологически едины в
анализе общественной системы, т.к. приоритетными избираются психические факторы на основании биопсихосоциальной природы человека. Отличия между ними можно установить по предмету изучения: если первая программа рассматривает в качестве ведущего фактора социодинамики психику индивидов, то вторая - переносит акцент на специфику групповой и социальной психологии. Эти программы представлены такими общеизвестными психологами XX в., как Л. Уорд, Г. Тард, Г. Лебон. 3. Фрейд, А.Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.