Слайд 1Выполнила:
Кононова Анастасия
ДММ-101
Человек как образ и подобие Бога.
Слайд 2
Каждый день огромное количество людей на земле задаются вопросами:
кто я, зачем я существую? И не смотря на кажущееся
многообразие, у современного человека ответов на эти вопросы всего три.
Либо человек, это любимое творение Высшей Личности – Бога, для которого Творец приготовил определённую роль в мироздании.
Либо человек – это часть абсолютно безличного Брахмана (Брахман, то есть безликая, всеобъемлющая душа = вселенная, вселенная = Брахман), и человеку нужно раствориться в нём, слиться с ним, лишившись всякой индивидуальности.
Либо человек – это побочный продукт бессмысленного движения неодушевлённой материи (движение – форма существования материи), и соответственно его жизнь вообще не имеет никакой реальной ценности.
От того, какой ответ люди принимают за истину, осознают они это или нет, зависит их жизнь.
Слайд 3
Для людей верящих Божьему откровению, ответ на этот
вопрос очевиден: человек Божье творение, более того человек – образ
и подобие своего Творца. Но за кажущейся простотой этого утверждения зачастую стоит непонимание того, что же это такое: «образ и подобие» Бога?
Слайд 4
Чтобы понять суть этой идеи, сравним употребление
этих слов в писании. Древнееврейское слово «целем», переведённое как «образ»,
имеет такие значения: изображение, образ, изваяние, идол.
Слово «дмут», как «подобие», так же имеет значения: подобие, образец, облик, вид, изображение, форма, указывает на видимое изображение похожее на оригинал. Эти слова вместе передают идею: человек явился видимым материальным проявлением, выражением, изображением (невидимого, трансцендентного) Бога, в созданном Им материальном мире. По-гречески, это звучит так: человек – икона Бога (Септуагинта).
Слайд 5Это означает, что материальный объект – человек, по воле Творца,
отражает Его характерные черты, и будучи представителем Бога в материальном
мире, особым образом являет Его славу. Причем отражает совокупность большинства из известных нам основных характеристик Бога: знание, мудрость, доброта, любовь, милосердие, терпение, справедливость, правдивость, свобода воли, власть, способность к самовыражению, необходимость в общении (Бог – Троица).
Одним словом человек, как и Его Творец, является личностью. Но человек всего лишь есть представитель Бога, наделённый полномочиями, отражающий славу Творца но ни в коем случае не равный Ему.
Слайд 6Особенную важность имеет то, что Бог сотворил человека с определённой
целью: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь
и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28). Вся земля и всё что наполняет её, было создано Богом как дом для человека. А человек был поставлен представителем, наместником Бога на земле, призванным управлять своим домом от Его имени, в Его славу.
Слайд 7
Ещё одним аспектом человеческой жизни, являющим его «подобность»
своему Творцу, как ни странно, является брак. «И сотворил Бог
человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27). Конечно, сама библия свидетельствует, что отдельно взятый человек (мужчина или женщина) так же является «образом» Божиим.
Слайд 8
Но как следует из Быт.1:27, вместе мужчина и женщина,
(соединённые Богом особыми отношениями – брак) наиболее полно открывают «образ»
Божий. И здесь видна прямая связь с троичным бытием Самого Создателя. Как мы знаем, взаимоотношения между лицами Троицы характеризуются абсолютной гармонией любви. Брак же между мужчиной и женщиной является моделью этих отношений и так же должен строиться на отношениях гармоничной любви.
Брак – это особое духовное единство.
Слайд 9Мнение средневековых мыслителей.
На вопрос, что такое человек, средневековые мыслители
давали не менее многочисленные и разнообразные ответы, чем философы античности
или нового времени. Однако две предпосылки этих ответов, как правило, оставались общими.
Первая - это библейское определение сущности человека как "образа и подобия божьего" - откровение, не подлежащее сомнению.
Вторая - разработанное Платоном, Аристотелем и их последователями понимание человека как "разумного животного".
Средневековые философы ставили такие примерно вопросы:
Чего в человеке больше - разумного начала или начала животного?
Какое из них существенное его свойство, а без какого он может обойтись, оставаясь человеком?
Что такое разум и что такое жизнь (животность)?
Главное же определение человека как "образа и подобия бога" тоже порождало вопрос: какие же именно свойства бога составляют сущность человеческой природы - ведь ясно, что человеку нельзя приписать ни бесконечность, ни безначальность, ни всемогущество.
Слайд 10
Человек не только занимает отныне первое место во
всей природе как ее царь - в этом смысле человека
высоко ставили и некоторые греческие философы, - но и в качестве образа и подобия бога он выходит за пределы природы вообще, становится как бы над нею (ведь бог трансцендентен, запределен сотворенному им миру). И в этом существенное отличие от античной антропологии, две основные тенденции которой - платонизм и аристотелизм - не выносят человека из системы других существ, в сущности, даже не дают ему абсолютного первенства ни в одной системе.
Отличие антропологии ранних христианских философов от
античной, языческой
Слайд 11
Для платоников, признающих подлинной сущностью в человеке лишь
его разумную душу, он есть низшая ступень в длиннейшей лестнице
- иерархии разумных существ - душ, демонов, богов, разнообразных умов разной степени "чистоты" и т.д. Для Аристотеля человек прежде всего животное, то есть живое тело, наделенное душой, - только у людей, в отличие от зверей и насекомых, душа еще и разумна.
Для средневековых философов, начиная с самых ранних, между человеком и всей Вселенной лежит непроходимая пропасть. Человек - пришелец из другого мира (который можно назвать "небесным царством", "духовным миром", "раем", "небом") и должен опять туда вернуться. Хотя он, согласно Библии, сам сделан из земли и воды, хотя он растет и питается, как растения, чувствует и двигается, как животное, - он сродни не только им, но и богу. Именно в рамках христианской традиции сложились представления, ставшие затем штампами: человек - царь природы, венец творения и т.п.
Слайд 12Но как понимать тезис, что человек - образ и подобие
бога? Какие из божественных свойств составляют сущность человека
Вот
как отвечает на этот вопрос один из отцов церкви- Григорий Нисский. Бог - прежде всего царь и владыка всего сущного. Решив создать человека, он должен был сделать его царем над всеми животными. А царю необходимы две вещи:
во-первых, это свобода (если царь лишен свободы, то какой же это царь?),
во-вторых, чтобы было над кем царствовать.
И Бог наделяет человека разумом и свободной волей, то есть способностью рассуждения и различения добра и зла: это и есть сущность человека, образ божий в нем. А для того, чтобы он мог сделаться царем в мире, состоящим из телесных вещей и существ, Бог дает ему тело и животную душу - как связующее звено с природой, над которой он призван царствовать.
Слайд 13
Максим Исповедник (византийский мыслитель и богослов) говорит в
своих писаниях, что человек принадлежит двум мирам: с одной стороны,
он взят из земли, то есть является как бы последним звеном земного творчества Божия, но, с другой стороны, Бог вдохнул в него жизнь – причем не просто животную жизнь, но то дыхание жизни, как говорится в Библии, которое его делает способным познать Бога, полюбить Его, прислушиваться к Нему, входить в гармонию с Ним. И вот потому что человек был создан таким, он может все земное приобщить к духовному, и в конечном итоге – к небесному и Божественному. Это задача человечества.