Слайд 1
Человек в системе социальных связей
Я.В. Немкова
Слайд 2
Раздел философии, изучающий качественную специфику общества в целом, его общие
законы и перспективы развития, называется социальной философией.
.
Слайд 3
Социальная философия анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его
генезиса, судеб и перспектив, направленности, движущих сил и его развития.
Слайд 4
Латинский глагол «социо» означает «соединить, объединить, затевать совместный труд». Отсюда
первоначальное значение понятия «общество» - общность, союз, сотрудничество.
Слайд 5Философские подходы к пониманию общества и его истории
Слайд 6
1.Натуралистический
Общество есть своеобразное продолжение природы, а тип общественного устройства
является результатом влияния на жизнь людей географической среды и других
природных факторов (Ш. Монтескьё, Л.Гумилёв)
Слайд 7
2. Цивилизационный
В основе лежит идея уникальности каждого общества (цивилизации),
своеобразия пути, пройденного отдельными народами. Исторический процесс есть смена целого
ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах планеты и существующих в настоящее время. Цивилизационный подход предполагает учёт и изучение в первую очередь того своеобразного и самобытного, что есть в истории народа или целого региона (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин)
Слайд 8
2. Цивилизационный
Слово “цивилизация” происходит от латинского “civis”, что означает “городской,
государственный, гражданский”. Уже в античные времена оно противопоставлялось понятию “silvaticus”
– “лесной, дикий, грубый”. В дальнейшем понятие “цивилизация” приобрело различные значения, возникло множество теорий цивилизации. В эпоху Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и города.
Слайд 92. Цивилизационный
Одно из современных определений этого понятия такое: цивилизация – это совокупность
материальных и духовных достижений общества.
Существуют различные теории цивилизации. Среди них
можно выделить две основные разновидности.
Слайд 102. Цивилизационный
Теории стадиального развития цивилизации рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития
человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался
в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу.
Слайд 112. Цивилизационный
Ростоу создал теорию стадий экономического роста. Таких стадий он выделял
пять:
1. Традиционное общество. Существуют аграрные общества с довольно примитивной техникой,
преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.
Слайд 12
2. Цивилизационный
2. Переходящее общество. Растёт сельскохозяйственное производство, появляется новый вид
деятельности – предпринимательство и соответствующий ему новый тип предприимчивых людей.
Складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание. Таким образом, созревают предпосылки для перехода общества на новую ступень развития.
Слайд 13
2. Цивилизационный
3. Стадия “сдвига”. Происходят промышленные революции, за которыми следуют
социально-экономические и политические преобразования.
4. Стадия “зрелости”. Идёт научно-техническая революция, растёт
значение городов и численность городского населения.
5. Эра “высокого массового потребления”. Наблюдается значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики.
Слайд 14
2. Цивилизационный
Теории локальных (локальный с лат. – “местный”) цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А.
Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические
общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития.
Слайд 15
2. Цивилизационный
Локальные цивилизации – это своего рода элементы, составляющие общий
поток истории. Они могут совпадать с границами государства (китайская цивилизация),
а могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация). Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, законодательство, религия, философия, литература, искусство, быт людей и т.д.
Слайд 16
2. Цивилизационный
Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность
по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит
общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное, разнообразие исторического процесса.
Слайд 17
2. Цивилизационный
В целом, цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории,
большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных
обществ, стран и народов. Прогресс относителен. Например, он может затрагивать экономику, и в то же время применять это понятие по отношению к духовной сфере можно очень ограниченно.
Слайд 183. Идеалистический
История с точки зрения этого подхода рассматривается как процесс
движения к достижению идеала, высшей духовной цели (Г.Гегель).
Слайд 19
4. Материалистический (К.Маркс и Ф.Энгельс)
Этот подход основывается на утверждении,
что реальная материальная жизнь людей определяет их сознание. В рамках
материалистического подхода к обществу было введено понятие «общественно-экономическая формация».
Слайд 20Общественно-экономическая формация
Общественно-экономическая формация как термин марксистской философии обозначает определённую ступень
в развитии общества, основой которой является господствующий способ производства материальных
благ.
Слайд 21Общественно-экономическая формация
Способ производства материальных благ можно описать как взаимосвязь производительных
сил и производственных отношений.
Слайд 22Общественно-экономическая формация
Производительные силы – это, прежде всего человек с его
знаниями, умениями и навыками, который является главным фактором производства, без
него производства бы не было. Производительные силы также включают в себя предмет труда и средства труда.
Слайд 23Общественно-экономическая формация
Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе
производства, в процессе движения продукта от производителя к потребителю.
Слайд 24Общественно-экономическая формация
В основе смены общественно-экономических формаций лежит противоречие между производительными
силами и производственными отношениями. С течением времени отставание производственных отношений
от роста производительных сил приводит к конфликту. Разрешение этого конфликта приводит к смене одного способа производства другим, следовательно, и одной формации – другой. Переход этот совершается через социальную революцию.
Слайд 25Общественно-экономическая формация
5 основных формаций в развитии общества:
- первобытнообщинная,
-
рабовладельческая,
- феодальная,
- капиталистическая,
- коммунистическая.
Слайд 26Общественно-экономическая формация
У формационного подхода есть свои недостатки. Как показывает история,
далеко не все страны вписываются в ту “стройную” схему, которую
предложили сторонники этого подхода. Во многих странах не было рабовладельческой общественно-экономической формации. А что касается стран Востока, то их историческое развитие вообще было своеобразным (для решения этого противоречия К. Маркс придумал понятие “азиатский способ производства”).
Слайд 27Общественно-экономическая формация
Формационный подход под все сложные общественные процессы подводит экономическую
основу, что не всегда корректно, а также отодвигает роль человеческого
фактора в истории на второй план, отдавая приоритет объективным законам.
Слайд 28Философские подходы к пониманию общества зависят от того или иного
решения основного вопроса философии применительно к социальной действительности. Применительно к
обществу в целом основной вопрос философии формулируется как вопрос об отношении духовной жизни общества к его материальной жизни.
Слайд 29Общественное бытие и общественное сознание
Материальную жизнь общества в философии принято
называть общественным бытием, а духовную жизнь общества – общественным сознанием.
Слайд 30Общественное бытие и общественное сознание
Общественное бытие своим ядром имеет материальное производство
средств жизни и включает в себя отношение между обществом и
окружающей природой, социально-политическую и научно-практическую деятельность людей, а также материальную сторону семейно-бытовой жизни.
Слайд 31Общественное бытие и общественное сознание
Общественное сознание – это обыденное и теоретическое
сознание общества, общественная психология и идеология, массовое сознание и др.;
Это совокупность идей, теорий, настроений, вкусов, привычек, традиций и т.п., присущих данному обществу.
Слайд 32Общество и общественные отношения
Общество – это совокупность людей, объединенных исторически
сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия.
Слайд 33Общество и общественные отношения
Общественные отношения – это многообразные формы взаимодействия
и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами,
а также внутри них.
Слайд 34Основные сферы жизни общества и их взаимозависимость
Основными сферами жизни общества
являются:
экономическая;
социальная;
политическая;
духовная.
Слайд 35Основные сферы жизни общества и их взаимозависимость
Экономическая сфера – базовая, определяющая
в жизни общества. Она включает в себя:
производство;
распределение;
обмен;
потребление материальных благ (содержание
экономической сферы).
Слайд 36Основные сферы жизни общества и их взаимозависимость
Значение материального производства (экономической
сферы жизни общества):
создает материальную базу существования общества;
способствует решению проблем, стоящим
перед обществом;
непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);
влияет на политические процессы;
влияет на духовную сферу – как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).
Слайд 37Основные сферы жизни общества и их взаимозависимость
Социальная сфера (в широком смысле
слова) – это сфера общественной жизни, в рамках которой удовлетворяются прямые
жизненные потребности членов общества, а также происходит взаимодействие различных общностей людей.
Слайд 38Основные сферы жизни общества и их взаимозависимость
В узком смысле социальная сфера- система
внутреннего устройства (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда,
собственности на средства производства и национальном факторе.
Слайд 39Основные сферы жизни общества и их взаимозависимость
Основными элементами социальной структуры
общества являются:
классы;
сословия
городское и сельское население;
представители физического и умственного труда;
социально-демографические
группы (мужчины, женщины, старики, молодежь);
национальные общности.
Слайд 40Основные сферы жизни общества и их взаимозависимость
Фундаментальной причиной классовой дифференциации
являются базисные отношения собственности на средства производства.
Слайд 41Основные сферы жизни общества и их взаимозависимость
В целостной структуре классового
общества можно выделить следующие отношения:
к собственности на средства производства, что
определяет обмен, распределение и потребление (экономические отношения);
к государственной власти и управлению (политические отношения);
к правопорядку (правовые отношения);
к реализации нравственных норм (нравственные отношения);
к созданию и потреблению художественных ценностей (эстетические отношения).
Слайд 42Основные сферы жизни общества и их взаимозависимость
По отношению к социальной
сфере современного общества имеется два основных подхода:
Классовый - все общество
делится на большие группы – классы как правило, собственников и несобственников, между которыми происходит так называемая классовая борьба; распространен в марксистской философии;
Стратификационный - общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп – профессиональных, демографических и т.д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; подход, свойственный западной философии.
Слайд 43Основные сферы жизни общества и их взаимозависимость
Особое значение имеет социальная мобильность –
возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина
– в число рабочих, рабочего – в число интеллигенции, интеллигента – в число предпринимателей и т.д.).
Слайд 44Основные сферы жизни общества и их взаимозависимость
Политическая сфера жизни общества –
пространство деятельности социальных групп, политических партий и движений по поводу
государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене.
Слайд 45Основные сферы жизни общества и их взаимозависимость
Политическая организация общества –
это система государственных и негосударственных институтов, организаций и учреждений, регулирующих
взаимоотношения между классами, нациями, государствами. Элементами политической системы общества являются:
государство и государственные органы;
политические партии;
общественные организации;
профсоюзы.
Слайд 46Основные сферы жизни общества и их взаимозависимость
Главным элементом политической системы
общества является государство - система органов, осуществляющих государственную власть.
Слайд 47Основные сферы жизни общества и их взаимозависимость
Духовная сфера – это сфера
отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания,
распространения и усвоения всеми слоями общества. Здесь возникают и реализуются духовные (познавательные, нравственные, художественные, религиозные и т.д.) потребности людей.
Слайд 48Роль государства в жизни общества
Государство – это политический институт, осуществляющий управление
обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Оно защищает прежде
всего формы собственности, в которых заинтересовано общество (либо правящая элита).
Слайд 49Роль государства в жизни общества
Основные признаки государства:
территория;
публичная власть;
сбор налогов;
суверенитет;
право;
монополия на
легальное применение силы.
Слайд 50Роль государства в жизни общества
Основные направления деятельности государства называются его
функциями. Выделяют две функции:
внутренняя
внешняя.
Слайд 51Роль государства в жизни общества
К внутренним функциям государства относятся:
организационно-хозяйственная;
политическое управление;
социальная;
культурно-воспитательная;
защита конституционного строя;
обеспечение
правопорядка и законности;
консолидация общества, социальный арбитраж и др.
Слайд 52Роль государства в жизни общества
К внешним функциям государства относятся:
участие в решении глобальных проблем
современности;
обеспечение национальной безопасности;
развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;
отстаивание государственных интересов
в международных делах.
Слайд 53Роль государства в жизни общества
Государство характеризуется:
формой правления;
формой государственного устройства;
политическим режимом.
Слайд 54Роль государства в жизни общества
Форма правления показывает, кому принадлежит верховная власть
в стране: одному лицу или коллегиальному органу. Отсюда две основные
формы правления:
Монархия
Республика.
Слайд 55Роль государства в жизни общества
Формы государственного устройства:
унитарное государство;
федеративное государство.
Слайд 56Роль государства в жизни общества
Политический режим – система методов и приемов
осуществления государственной власти, степень реализации прав и свобод личности. Выделяют
тоталитарный, авторитарный, демократический и другие режимы.
Слайд 57Роль государства в жизни общества
Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над
всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и
господствующей идеологии.
Слайд 58Роль государства в жизни общества
Авторитарный режим – это государственно-политическое устройство общества,
в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной
группой и т.д.) при минимальном участии народа.
Слайд 59Роль государства в жизни общества
Демократический режим – способ функционирования политической системы,
организации общественной жизни, основанный на признании народа в качестве источника
власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.
Слайд 60Гражданское общество
Характерной чертой демократического режима является высокая степень развитости гражданского общества.
Слайд 61Гражданское общество
Понятие «гражданское общество» имеет несколько значений. Наиболее часто это
понятие употребляется в двух значениях:
гражданское общество как отражение реальности (социологический смысл);
гражданское
общество как лозунг или идеал (идеологический смысл).
Слайд 62Гражданское общество
В первом случае гражданское общество охватывает всю совокупность неполитических
отношений. Это семейные, кровнородственные, межнациональные, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных
классов и слоев, демографический состав общества, формы общения людей и т.д., иными словами, все то, что неподконтрольно государству.
Слайд 63Гражданское общество
Как идеал «гражданское общество» олицетворяет собой идеальное общество – общество свободных,
суверенных личностей, наделенными самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно
участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности, создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей.
Слайд 64Гражданское общество
В экономическом плане идеал означает многообразие форм собственности, свободный рынок, свободное
предпринимательство;
Слайд 65Гражданское общество
В политико-правовом – разделение властей, верховенство закона и равенство всех перед
законом, политический плюрализм, свобода слова и печати, независимость всех средств
массовой информации, обеспечение прав человека во всех сферах социальной, экономической, политической и личной жизни;
Слайд 66Гражданское общество
В духовном плане – базовые человеческие ценности, идеалы: самостоятельность, ориентированность
на созидание; идейный плюрализм, свобода вероисповедания, цивилизованность отношений, высокая духовность,
нравственность.
Слайд 67Гражданское общество
Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом как
идеалом только в одном случае – когда устанавливается правовое государство. В
правовом государстве источником законов выступает гражданское общество. Оно определяет собой государство, а не наоборот. При таком положении дел личность имеет приоритет перед обществом.
Слайд 68 ОБЩЕСТВО КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
В чем же заключается отличие социальной системы
от систем, действующих в природе?
Слайд 69 ОБЩЕСТВО КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
1) общество в отличие от природы представляет
собой систему не только материальных, но и духовных отношений, которые
складываются между людьми в процессе их совместной деятельности;
Слайд 70 ОБЩЕСТВО КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
2) центральным элементом любой социальной системы является
человек, имеющий сознание, действующий в соответствии со своими желаниями и
стремящийся к определенной цели, что придает развитию общества неопределенность, а следовательно, и непредсказуемость
Слайд 71 ОБЩЕСТВО КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
3) сам человек является сложной системой и
существует как система в системе. Другие элементы общества также являются
системными формами и образуют определенные автономные системы (государство, экономика, политика, право и т. д);
Слайд 72 ОБЩЕСТВО КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
4) развитие общества подчиняется как общим законам,
так и специфическим социальным законам, действующим только в социальной среде;
Слайд 73 ОБЩЕСТВО КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
5) социальная система представляет собой согласованность элементов
и одновременно их несогласованность, наличие гармонических тенденций и конфликтного взаимодействия.
Таким образом, общество - это живая противоречивая система, и развивает себя сама.
Слайд 74 Социальная структура общества
Структура общества включает множество разнообразных элементов. Основными среди
них являются:
1) субъекты общества (человек, люди и их объединения);
2) взаимоотношения
и связи между людьми;
3) социальные институты;
4) деятельность
Слайд 75 Социальная структура общества
Общественные отношения - это определенная связь, зависимость между
субъектами, составляющих общество. Отношения представляют своего рода цементирующий материал, который
объединяет людей в общество, превращает в монолит и его отдельные элементы.
Слайд 76 Социальная структура общества
- В зависимости от сферы жизнедеятельности общества выделяют
экономические, политические, правовые, социальные, религиозные отношения и т. д. -
В зависимости от субъектов, между которыми возникают отношения, выделяют семейные (семейно-бытовые), родовые, классовые, национальные, межгосударственные отношения и т, д.
Слайд 77 Социальная структура общества
Социальный институт представляет собой исторически определенные формы организации
и регулирования общественной жизни
С помощью социальных институтов упорядочиваются отношения между
людьми, их деятельность и поведение в обществе, обеспечивается устойчивость общества.
Слайд 78 Социальная структура общества
В зависимости от сферы общественных отношений выделяют, как
правило, такие группы социальных институтов:
экономические (производство материальных благ, разделение
труда, собственность и др.),
политические (государство, партии, полиция, армия),
Слайд 79 Социальная структура общества
3) правовые (законодательные и судебные органы, институты право
применения, правового воспитания и др.),
4) культурные (научные, художественные объединения, создающих
культурные богатства),
5) религиозные,
Слайд 80 Социальная структура общества
6) институты стратификации (распределение позиций и человеческих ресурсов),
7) институт родства, брака и семьи
Слайд 81 Социальная структура общества
Деятельность составляет четвертый элемент социальной структуры общества
Значительный вклад
в исследование социальной деятельности внесли такие философы, как И. Кант,.
Г. В. Ф. Гегель,. И-Г. Фихте,. К. Маркс. М. Вебер, которые пришли к выводу, что социальная деятельность во всех ее разновидностях представляет собой тот знаменатель, к которой можно свести все разнообразие форм общественной жизни.