Слайд 2Социальная группа
Группа — это социальная общность лиц, объединенных по определенному
признаку, которые между собой взаимодействуют и осознают свою принадлежность к
ней
Основными критериями существования группы является включенность в общую деятельность и наличие чувства «мы»
Каждая группа в своей жизни руководствуется групповыми нормами – общими правилами поведения, которых члены группы придерживаются
Находясь в группе, человек занимает
в ней соответствующую позицию
Слайд 3Виды групп
(по Г.М. Андреевой)
Слайд 4Социальное влияние:
виды власти
Социальное влияние - это процесс изменения представлений, оценок
и поведения членов группы под воздействием одного или нескольких человек,
обладающих властью
Виды власти (Дж.Френч, Б.Рейвен)
- Вознаграждающая
- Наказывающая
- Информационная
- Экспертная
- Легитимная
- Референтная
Слайд 5Агенты социального влияния
Культура как агент социального влияния
Индивидуалистические культуры: предпочтение личных
целей; ценности – самодостаточности, свободы в поступках, независимости в суждениях,
власти над окружающими; более характерен интернальный локус контроля
Коллективистические культуры: примат группы над индивидом, предпочтение групповых целей, ценности – чувство долга, поддержание традиций, гармоничные взаимоотношения, более характерен экстернальный локус контроля
Нормы экспрессивности и размер личного пространства
Институциональный уровень социального влияния: семья, образовательные институты, СМИ
Слайд 7Групповой уровень социального влияния
Социальная фасилитация – улучшение выполнения индивидуального задания
в присутствии других людей (простые или хорошо знакомые задачи, уверенность
в успехе)
Социальная ингибиция – ухудшение выполнения индивидуального задания в присутствии других людей
Социальная леность – склонность человека работать менее напряженно над решением задачи, если над ней работают и другие люди
Социальная работоспособность – склонность человека работать более напряженно над решением задачи, если над ней работают и другие люди
Слайд 8Деиндивидуализация
Деиндивидуализация - утрата самоосознания и боязни оценки; возникает в групповых
ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном
индивиде
Вместе мы делаем то, что не стали бы делать в одиночку
Обстоятельства, способствующие деиндивидуализации:
- Размер группы (эксперимент Ф. Зимбардо: обезличенность больших городов)
- Анонимность (Эксперимент Ф. Зимбардо в Нью-Йоркском университете)
- Ослабление самоосознания (зеркало, видеокамера, яркий свет, именная табличка и т.д.)
Слайд 9Групповое влияние:
влияние большинства
Классический эксперимент С. Аша по изучению конформного
поведения
Слайд 10Конформизм
Конформизм (С. Аш) – некритическое изменение человеком своих представлений, оценок
и поведения в результате реального или воображаемого давления группы
Слайд 11Условия проявления конформизма
Гомогенность, однородность группы
Групповая сплоченность
Привлекательность группы (компетентность в
проблеме, высокий социальный статус и т.п.)
Единомыслие
Публичный ответ
Размер группы (3 –
5 человек; согласие нескольких малых групп)
Оценка себя как некомпетентного
Сложность задачи
Статус человека в группе
Нонконформизм – способность противостоять мнению большинства
Слайд 12Связь личностных особенностей с
конформным поведением
Отрицательная связь с уровнем вербального
интеллекта, толернатностью к стрессу, внутренним локусом контроля, мотивацией к достижению,
власти
В случае совпадения группового мнения с системой ценностей личности, она будет демонстрировать зависимость от группы
Подростковый возраст – «пик» конформных реакций
Наиболее конформными в группе являются участники со средним личным статусом
Женщины больше подвержены групповому давлению
Слайд 13Подчинение
Подчинение (С.Милгрэм) – изменение человеком своего поведения в соответствии с
требованиями человека, обладающего властью
Слайд 14Эксперимент С. Милгрэма: Чем вызвано подчинение?
Эмоциональное удаление от жертвы (100%
до рубежа в 450 в - «ученик» в другой комнате,
жалоб, стонов не слышно; 40% - ученик в той же комнате; 30% - необходимо прижимать руку «ученика» к токопроводящей пластинке)
Близость и легитимность авторитета (указания по телефону – 21%; командует клерк – 80% отказываются)
Институциональный авторитет (репутация Йельского университета)
Освобождающее воздействие неподчиняющегося коллеги-испытуемого (80% - отказывались)
Слайд 15Пример
Представьте себе, что в вашей власти предотвратить либо
приливную волну, которая может убить 25 000 человек в Пакистане,
либо авиакатастрофу в вашем городском аэропорту, во время которой погибнет 250 человек, либо дорожное происшествие, в котором погибнет ваш знакомый. Что бы Вы выбрали?
Слайд 16Приемы, провоцирующие подчинение
«Нога в двери»: человека склоняют к небольшой уступке,
а потом требования все повышаются
«Захлопнутая дверь»: после первого отказа вероятность
соглашения на вторую (менее существенную) просьбу повышается
«И это еще не все!» (дополнительное предложение)
«Подача низкого мяча»: внутренне принятое решение ведет к согласию на дополнительные условия)
Слайд 17Почему проявляется конформизм?
Нормативное влияние – конформизм, основанный на желании человека
удовлетворить ожидания других, как правило, для того, чтобы добиться признания
Забота
о социальном имидже продуцирует нормативное влияние
Информационное влияние – конформизм, возникающий вследствие признания суждений других людей о реальности правильными
Желание быть точным порождает информационное влияние
Слайд 18Огруппление мышления
«Режим мышления, возникающий у людей в том случае, когда
поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она
склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действий» (И. Джанис)
Условия: сплоченность, изоляция, авторитарный лидер, стресс
Симптомы огруппления мышления:
Иллюзия неуязвимости
Вера в непогрешимость (этичность) группы
Стереотипный взгляд на противника
Давление конформизма (отпор с помощью насмешек, задевающих личность)
Самоцензура
Иллюзия единомыслия
Слайд 21Борьба с принуждением к конформизму
Осведомленность
Развитие здорового скептицизма по отношению к
своим собственным группам
Активное изменение собственного поведения
Разочаровывать людей
Слайд 22 Групповое влияние:
влияние меньшинства
Инновации (С.Московичи) –
изменение человеком своих представлений, оценок и поведения в результате реального
или воображаемого влияния меньшинства
- Функция – не поддержание и укрепление социального контроля над личностью, а трансляция инноваций
- Меньшинство побуждает человека к поиску новой информации, рассмотрению большего числа возможных мнений
- Факторы влияния меньшинства: последовательность и настойчивость; уверенность в себе; способность привлекать сторонников из числа представителей большинства («эффект снежной лавины»)
Слайд 23Лидерство
Лидерство – процесс социального влияния,
посредством которого определенные члены группы
мотивируют и ведут за собой группу
Целевой лидер – организует работу,
устанавливает стандарты, сосредоточен на достижении цели
Социальный лидер – сплачивает команду, улаживает конфликты,
оказывает поддержку
Слайд 24«Теория черт» или «харизматическая теория»
Черты лидера
Высокий уровень экстраверсии
Высокий уровень
открытости опыту
Высокий уровень сознательности
Незаурядность
Энергичность
Добросовестность
Эмоциональная устойчивость
Уверенность в себе
Слайд 25Теории лидерства
«Ситуационная» теория лидерства:
Лидерство – продукт ситуации
В
различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят
других по крайней мере в каком-то одном качестве. Если это качество оказывается необходимым в данной ситуации, человек им обладающий, становится лидером
Системная теория лидерства:
Лидерство – функция группы, поэтому его следует рассматривать с точки зрения целей и задач группы
Слайд 26Стиль поведения лидера
Авторитарный (директивный)
Демократический
Попустительский стиль
_____________
Стиль, ориентированный на
решение задачи
Стиль, ориентированный
на отношения
Слайд 27Спасибо!
Ирвин Ялом
Когда Ницше плакал
Шопенгауэр как лекарство
Мама и смысл жизни