Слайд 1Наука: проблема отграничения научного знания
от других типов знания.
Научное
знание как система,
его особенности и структура
.
Слайд 2Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной
своей форме существует и за пределами науки
Слайд 3В самом общем смысле научное познание - это процесс получения
объективного, истинного знания
Слайд 4Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и
предсказанием процессов и явлений действительности
Слайд 5Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость
Слайд 6Вненаучное знание всегда производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии
с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники
и средства познания
Слайд 7Формы вненаучного знания
Ненаучное
Донаучное
Паранаучное
Лженаучное
Квазинаучное
Антинаучное
Псевдонаучное
Слайд 8Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее
элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой был
опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений
Слайд 9Обыденно-практическое знание имеет бесписьменный характер
Слайд 10К исторически первым формам человеческого знания относят игровое познание, которое
строится на основе условно принимаемых правил и целей
Слайд 11Особую разновидность знания, являющегося достоянием отдельной личности, представляет личностное знание.
Оно ставится в зависимость от способностей того или иного субъекта
и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности
Слайд 12Коллективное знание общезначимо, или надличностно, и предполагает наличие необходимой и
общей для всех системы понятий, способов, приемов и правил его
построения
Слайд 13Особую форму вненаучного и внерационального знания представляет собой так называемая
народная наука, которая в настоящее время стала делом отдельных групп
или отдельных субъектов
Слайд 14Поскольку разномастная совокупность внерационального знания не поддается строгой и исчерпывающей
классификации, можно столкнуться с выделением следующих трех видов познавательных феноменов:
паранормальное знание, псевдонаука и девиантная наука
Слайд 15Широкий класс паранормального знания включает в себя учения о тайных
природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями.
Самыми яркими представителями этого типа знания считаются мистика и спиритизм
Слайд 16Для псевдонаучного знания характерна сенсационность тем, признание тайн и загадок,
а также "умелая обработка фактов"
Слайд 17Термин "девиантное" означает отклоняющуюся от принятых и устоявшихся стандартов познавательную
деятельность. Причем сравнение происходит не с ориентацией на эталон и
образец, а в сопоставлении с нормами, разделяемыми большинством членов научного сообщества
Слайд 18Типы анормального знания
Первый тип возникает в результате расхождения регулятивов здравого
смысла с установленными наукой нормами.
Второй тип возникает при сопоставлении норм
одной парадигмы с нормами другой.
Третий тип обнаруживается при объединении норм и идеалов из принципиально различных форм человеческой деятельности
Слайд 19Нельзя запрещать развитие вненаучных форм знания, как нельзя и культивировать
сугубо и исключительно псевдонауку, нецелесообразно также отказывать в кредите доверия
вызревшим в их недрах интересным идеям, какими бы сомнительными первоначально они ни казались
Слайд 20Первая особенность научного познания – ориентация науки на изучение объектов, исследование объективных законов
их изменения и развития
Слайд 21Цель науки – получение знаний о реальности
Слайд 22Цель науки заключается в том, чтобы предвидеть возможные будущие изменения объектов,
в том числе и те, которые соответствовали бы будущим типам
и форм практического изменения мира
Слайд 23Обыденное познание пользуется естественным языком, который приспособлен для описания объектов,
включенных в практику человека (наука же выходит за ее рамки),
его понятия нечетки и многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается лишь в контексте языкового общения
Слайд 24Наука же стремится как можно более четко фиксировать свои понятия
и определения. Выработка наукой специального языка, пригодного для описания ею объектов, необычных
с точки зрения здравого смысла, является специфической особенностью научного познания
Слайд 25Обыденное знание не систематизировано, это – набор сведений, предписаний, рецептур деятельности
и поведения. Научное знание – систематизировано, упорядочено
Слайд 26Еще одним отличительным признаком науки при ее сравнении с обыденным
познанием является необходимость применения научных методов
Слайд 27специфические особенности научного познания:
Научное познание ориентировано на выявление объективных законов
изменения и развития объектов окружающего мира.
Научное познание нацелено не только
на изучение объектов, включенных в современную практику, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем.
Знания, полученные в ходе научного познания, являются системными и обоснованными.
Научное познание использует особые методы, с помощью которых изучаются ее объекты.
Научное познание вырабатывает специальный язык, на котором описываются объекты науки.
В научном познании используется специальная научная аппаратура
Слайд 28Критерии научности
Истинность научного знания
Интерсубъективность знания
Системность и обоснованность научного знания
Слайд 29Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру
Слайд 30Научная теория – высшая, самая развитая форма организации научного знания,
дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области
действительности
Слайд 31Главная задача теории – установление закономерностей фактов из определенной предметной
области
Слайд 32Теория – достоверное в диалектическом смысле знание. Теория не является
полной и окончательной истинной, а лишь является непротиворечащей нашим знаниям
об окружающем мире в настоящий момент
Слайд 33Построение теории опирается, на результаты, полученные на эмпирическом уровне исследования.
В теории эти результаты упорядочиваются, приводятся в стройную систему, объединенную
общей идеей, уточняются на основе вводимых в теорию абстракций, идеализации и принципов
Слайд 34Требования к созданию новой теории:
Научная теория должна быть адекватна описываемому
объекту.
Теория должна удовлетворять требованию полноты описания некоторой области действительности.
Должны быть
объяснимы взаимосвязи между различными компонентами в рамках самой теории.
Должно выполняться требование внутренней непротиворечивости теории.
Теории должны обладать эвристичностью.
Теории должны обладать простотой
Слайд 35Функции теории:
Описательная
Объяснительная
Предсказательная
Предписывающая
Слайд 36Аксиоматический способ построения теории
Содержание теорий, построенных по аксиоматическому способу, взаимосвязано и дедуктивно
выводится из некоторых первоначально принятых исходных положений. Последние называются аксиомами, которые
принимаются за истинные утверждения без доказательства, но при условии непротиворечивости, независимости и полноты всей системы аксиом
Слайд 37Гипотетико-дедуктивный способ построения теории
В основе гипотетико-дедуктивного способа построения теории лежит иерархия гипотез,
в которой из общих гипотез (базовых утверждений) на основе дедуктивной
системы выводятся частные и единичные гипотезы, из которых, в конечном счете, дедуцируются объяснения единичных фактов. При этом базовые утверждения данной теории носят условно-истинный характер и называются постулатами
Слайд 38Развитие знания - сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные
этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение от мифа
к логосу, от логоса к "преднауке", от "преднауки" к науке, от классической науки к неклассической и далее к постнеклассической и т.п., от незнания к знанию, от неглубокого, неполного к более глубокому и совершенному знанию и т.д
Слайд 39Кумулятивизм (от лат. cumula - увеличение, скопление) считает, что развитие
знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме
знаний. Такое понимание абсолютизирует количественный момент роста, изменения знания, непрерывность этого процесса и исключает возможность качественных изменений, момент прерывности в развитии науки, научные революции
Слайд 40Антикумулятивизм полагает, что в ходе развития познания не существует каких-либо
устойчивых (непрерывных) и сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа эволюции
науки к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки изображается представителями антикумулятивизма в виде непрекращающейся борьбы и смены теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни даже содержательной преемственности
Слайд 41Паранаукой называют воззрения, которые претендуют на научный статус, однако не признаются
официальными научными кругами в качестве научных, поскольку эти воззрения не
соответствуют критериям научности
Слайд 42Под эзотеризмом в науке понимают недоступность определенных идей, понятий, теоретических
построений для понимания человека, не имеющего специальной научной подготовки
Слайд 43Под выражением «девиантная наука» (от лат. deviatio = уклонение) подразумеваются
воззрения, отклоняющиеся от признанных научных воззрений