Разделы презентаций


Наука: проблема отграничения научного знания от других типов знания. Научное

Содержание

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Наука: проблема отграничения научного знания от других типов знания. Научное

знание как система, его особенности и структура
.

Наука: проблема отграничения научного знания  от других типов знания.  Научное знание как система,  его

Слайд 2Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной

своей форме существует и за пределами науки

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки

Слайд 3В самом общем смысле научное познание - это процесс получения

объективного, истинного знания

В самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания

Слайд 4Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и

предсказанием процессов и явлений действительности

Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности

Слайд 5Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость

Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость

Слайд 6Вненаучное знание всегда производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии

с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники

и средства познания
Вненаучное знание всегда производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами,

Слайд 7Формы вненаучного знания
Ненаучное
Донаучное
Паранаучное
Лженаучное
Квазинаучное
Антинаучное
Псевдонаучное

Формы вненаучного знанияНенаучноеДонаучноеПаранаучноеЛженаучноеКвазинаучноеАнтинаучноеПсевдонаучное

Слайд 8Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее

элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой был

опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений
Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности.

Слайд 9Обыденно-практическое знание имеет бесписьменный характер

Обыденно-практическое знание имеет бесписьменный характер

Слайд 10К исторически первым формам человеческого знания относят игровое познание, которое

строится на основе условно принимаемых правил и целей

К исторически первым формам человеческого знания относят игровое познание, которое строится на основе условно принимаемых правил и

Слайд 11Особую разновидность знания, являющегося достоянием отдельной личности, представляет личностное знание.

Оно ставится в зависимость от способностей того или иного субъекта

и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности
Особую разновидность знания, являющегося достоянием отдельной личности, представляет личностное знание. Оно ставится в зависимость от способностей того

Слайд 12Коллективное знание общезначимо, или надличностно, и предполагает наличие необходимой и

общей для всех системы понятий, способов, приемов и правил его

построения
Коллективное знание общезначимо, или надличностно, и предполагает наличие необходимой и общей для всех системы понятий, способов, приемов

Слайд 13Особую форму вненаучного и внерационального знания представляет собой так называемая

народная наука, которая в настоящее время стала делом отдельных групп

или отдельных субъектов
Особую форму вненаучного и внерационального знания представляет собой так называемая народная наука, которая в настоящее время стала

Слайд 14Поскольку разномастная совокупность внерационального знания не поддается строгой и исчерпывающей

классификации, можно столкнуться с выделением следующих трех видов познавательных феноменов:

паранормальное знание, псевдонаука и девиантная наука
Поскольку разномастная совокупность внерационального знания не поддается строгой и исчерпывающей классификации, можно столкнуться с выделением следующих трех

Слайд 15Широкий класс паранормального знания включает в себя учения о тайных

природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями.

Самыми яркими представителями этого типа знания считаются мистика и спиритизм
Широкий класс паранормального знания включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся

Слайд 16Для псевдонаучного знания характерна сенсационность тем, признание тайн и загадок,

а также "умелая обработка фактов"

Для псевдонаучного знания характерна сенсационность тем, признание тайн и загадок, а также

Слайд 17Термин "девиантное" означает отклоняющуюся от принятых и устоявшихся стандартов познавательную

деятельность. Причем сравнение происходит не с ориентацией на эталон и

образец, а в сопоставлении с нормами, разделяемыми большинством членов научного сообщества
Термин

Слайд 18Типы анормального знания
Первый тип возникает в результате расхождения регулятивов здравого

смысла с установленными наукой нормами.
Второй тип возникает при сопоставлении норм

одной парадигмы с нормами другой.
Третий тип обнаруживается при объединении норм и идеалов из принципиально различных форм человеческой деятельности
Типы анормального знанияПервый тип возникает в результате расхождения регулятивов здравого смысла с установленными наукой нормами.Второй тип возникает

Слайд 19Нельзя запрещать развитие вненаучных форм знания, как нельзя и культивировать

сугубо и исключительно псевдонауку, нецелесообразно также отказывать в кредите доверия

вызревшим в их недрах интересным идеям, какими бы сомнительными первоначально они ни казались
Нельзя запрещать развитие вненаучных форм знания, как нельзя и культивировать сугубо и исключительно псевдонауку, нецелесообразно также отказывать

Слайд 20Первая особенность научного познания – ориентация науки на изучение объектов, исследование объективных законов

их изменения и развития

Первая особенность научного познания – ориентация науки на изучение объектов, исследование объективных законов их изменения и развития

Слайд 21Цель науки – получение знаний о реальности

Цель науки – получение знаний о реальности

Слайд 22Цель науки заключается в том, чтобы предвидеть возможные будущие изменения объектов,

в том числе и те, которые соответствовали бы будущим типам

и форм практического изменения мира
Цель науки заключается в том, чтобы предвидеть возможные будущие изменения объектов, в том числе и те, которые соответствовали

Слайд 23Обыденное познание пользуется естественным языком, который приспособлен для описания объектов,

включенных в практику человека (наука же выходит за ее рамки),

его понятия нечетки и многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается лишь в контексте языкового общения
Обыденное познание пользуется естественным языком, который приспособлен для описания объектов, включенных в практику человека (наука же выходит

Слайд 24Наука же стремится как можно более четко фиксировать свои понятия

и определения. Выработка наукой специального языка, пригодного для описания ею объектов, необычных

с точки зрения здравого смысла, является специфической особенностью научного познания
Наука же стремится как можно более четко фиксировать свои понятия и определения. Выработка наукой специального языка, пригодного для описания

Слайд 25Обыденное знание не систематизировано, это – набор сведений, предписаний, рецептур деятельности

и поведения. Научное знание – систематизировано, упорядочено

Обыденное знание не систематизировано, это – набор сведений, предписаний, рецептур деятельности и поведения. Научное знание – систематизировано, упорядочено

Слайд 26Еще одним отличительным признаком науки при ее сравнении с обыденным

познанием является необходимость применения научных методов

Еще одним отличительным признаком науки при ее сравнении с обыденным познанием является необходимость применения научных методов

Слайд 27специфические особенности научного познания:
Научное познание ориентировано на выявление объективных законов

изменения и развития объектов окружающего мира.
Научное познание нацелено не только

на изучение объектов, включенных в современную практику, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем.
Знания, полученные в ходе научного познания, являются системными и обоснованными.
Научное познание использует особые методы, с помощью которых изучаются ее объекты.
Научное познание вырабатывает специальный язык, на котором описываются объекты науки.
В научном познании используется специальная научная аппаратура
специфические особенности научного познания:Научное познание ориентировано на выявление объективных законов изменения и развития объектов окружающего мира.Научное познание

Слайд 28Критерии научности
Истинность научного знания
Интерсубъективность знания
Системность и обоснованность научного знания

Критерии научностиИстинность научного знанияИнтерсубъективность знанияСистемность и обоснованность научного знания

Слайд 29Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру

Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру

Слайд 30Научная теория – высшая, самая развитая форма организации научного знания,

дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области

действительности
Научная теория – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных

Слайд 31Главная задача теории – установление закономерностей фактов из определенной предметной

области

Главная задача теории – установление закономерностей фактов из определенной предметной области

Слайд 32Теория – достоверное в диалектическом смысле знание. Теория не является

полной и окончательной истинной, а лишь является непротиворечащей нашим знаниям

об окружающем мире в настоящий момент
Теория – достоверное в диалектическом смысле знание. Теория не является полной и окончательной истинной, а лишь является

Слайд 33Построение теории опирается, на результаты, полученные на эмпирическом уровне исследования.

В теории эти результаты упорядочиваются, приводятся в стройную систему, объединенную

общей идеей, уточняются на основе вводимых в теорию абстракций, идеализации и принципов
Построение теории опирается, на результаты, полученные на эмпирическом уровне исследования. В теории эти результаты упорядочиваются, приводятся в

Слайд 34Требования к созданию новой теории:
Научная теория должна быть адекватна описываемому

объекту.
Теория должна удовлетворять требованию полноты описания некоторой области действительности.
Должны быть

объяснимы взаимосвязи между различными компонентами в рамках самой теории.
Должно выполняться требование внутренней непротиворечивости теории.
Теории должны обладать эвристичностью.
Теории должны обладать простотой

Требования к созданию новой теории:Научная теория должна быть адекватна описываемому объекту.Теория должна удовлетворять требованию полноты описания некоторой

Слайд 35Функции теории:
Описательная
Объяснительная
Предсказательная
Предписывающая

Функции теории:ОписательнаяОбъяснительнаяПредсказательнаяПредписывающая

Слайд 36Аксиоматический способ построения теории
Содержание теорий, построенных по аксиоматическому способу, взаимосвязано и дедуктивно

выводится из некоторых первоначально принятых исходных положений. Последние называются аксиомами, которые

принимаются за истинные утверждения без доказательства, но при условии непротиворечивости, независимости и полноты всей системы аксиом
Аксиоматический способ построения теорииСодержание теорий, построенных по аксиоматическому способу, взаимосвязано и дедуктивно выводится из некоторых первоначально принятых исходных положений.

Слайд 37Гипотетико-дедуктивный способ построения теории
В основе гипотетико-дедуктивного способа построения теории лежит иерархия гипотез,

в которой из общих гипотез (базовых утверждений) на основе дедуктивной

системы выводятся частные и единичные гипотезы, из которых, в конечном счете, дедуцируются объяснения единичных фактов. При этом базовые утверждения данной теории носят условно-истинный характер и называются постулатами
Гипотетико-дедуктивный способ построения теорииВ основе гипотетико-дедуктивного способа построения теории лежит иерархия гипотез, в которой из общих гипотез (базовых утверждений)

Слайд 38Развитие знания - сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные

этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение от мифа

к логосу, от логоса к "преднауке", от "преднауки" к науке, от классической науки к неклассической и далее к постнеклассической и т.п., от незнания к знанию, от неглубокого, неполного к более глубокому и совершенному знанию и т.д
Развитие знания - сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как

Слайд 39Кумулятивизм (от лат. cumula - увеличение, скопление) считает, что развитие

знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме

знаний. Такое понимание абсолютизирует количественный момент роста, изменения знания, непрерывность этого процесса и исключает возможность качественных изменений, момент прерывности в развитии науки, научные революции
Кумулятивизм (от лат. cumula - увеличение, скопление) считает, что развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений

Слайд 40Антикумулятивизм полагает, что в ходе развития познания не существует каких-либо

устойчивых (непрерывных) и сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа эволюции

науки к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки изображается представителями антикумулятивизма в виде непрекращающейся борьбы и смены теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни даже содержательной преемственности
Антикумулятивизм полагает, что в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых (непрерывных) и сохраняющихся компонентов. Переход от

Слайд 41Паранаукой называют воззрения, которые претендуют на научный статус, однако не признаются

официальными научными кругами в качестве научных, поскольку эти воззрения не

соответствуют критериям научности
Паранаукой называют воззрения, которые претендуют на научный статус, однако не признаются официальными научными кругами в качестве научных, поскольку

Слайд 42Под эзотеризмом в науке понимают недоступность определенных идей, понятий, теоретических

построений для понимания человека, не имеющего специальной научной подготовки

Под эзотеризмом в науке понимают недоступность определенных идей, понятий, теоретических построений для понимания человека, не имеющего специальной

Слайд 43Под выражением «девиантная наука» (от лат. deviatio = уклонение) подразумеваются

воззрения, отклоняющиеся от признанных научных воззрений

Под выражением «девиантная наука» (от лат. deviatio = уклонение) подразумеваются воззрения, отклоняющиеся от признанных научных воззрений

Слайд 44Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика