Слайд 1Лекция
Периоды применения ЛФК. Инструктор-методист лечебной физкультуры.
к.м.н. Балчугов В.А.
Слайд 2Периоды в методике лечебного применения физических упражнений:
1)При тяжелом течении заболевания.
Первый
период занятия начинается, когда у больных выражено нарушение функции органов
и систем, вовлеченных в болезненный процесс, отмечаются болевые симптомы, общее ослабление организма, понижение двигательной активности. Поэтому задачами данного периода являются предупреждение осложнений, стимуляция физиологических механизмов борьбы с болезнью, формирование компенсаций. Для решения этих задач широко используются упражнения тонизирующего характера, упражнения, формирующие навыки самообслуживания и предупреждающие осложнения, связанные с постельным режимом. Физиологическая нагрузка на больной орган увеличивается постепенно, применяется небольшое число специальных упражнений. Длительность первого периода зависит от характера заболевания или травмы и состояния больного.
Слайд 3В этом периоде физиологическая кривая нагрузки, как правило, одновершинная, с
максимальным подъемом в середине основной части занятия. Отношение дыхательных упражнений
к общеразвивающим и специальным— 1:1. Темп выполнения их медленный и средний. В занятие включается 25% специальных и 75% общеразвивающих и дыхательных упражнений. Время основной части занятия составляет около 1/3 времени всего занятия.
Слайд 4Второй период начинается, когда наступает активизация процессов заживления и постепенно
восстанавливаются функции больного органа; в этом периоде больной уже адаптируется
к более высоким физическим нагрузкам. Основные задачи периода: ускорение ликвидации морфологических и функциональных нарушений или формирование компенсаций. Характерным в методике занятий является увеличение числа специальных упражнений.
Второй период (основной) — функциональный, период восстановления функций. Он характеризуется тем, что анатомически орган в основном восстановлен, а функция по-прежнему резко нарушена. Например, при переломе иммобилизация снята, костная мозоль образована, но движения в суставах ограничены.
В этом периоде физиологическая кривая нагрузки двух-трехвершинная, исходные положения разные. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным—1:2. Темп выполнения их средний. В занятие включается 50% специальных упражнений и 50% общеразвивающих и дыхательных. Время основной части занятия составляет около 1/2 времени всего занятия.
Слайд 5В третьем периоде завершается выздоровление, однако часто наблюдаются те или
иные остаточные явления (например, снижение силы, скорости или амплитуды движений
при травмах опорно-двигательного аппарата; наличие спаечных процессов при воспалении легких, плевритах и др.). Основными задачами этого периода являются: ликвидация остаточных морфологических и функциональных нарушений, восстановление адаптации к производственно-бытовым нагрузкам. На этом этапе лечения занятия физическими упражнениями проводятся чаще всего в условиях санаторно-курортного лечения или поликлиники; наряду с гимнастическими широко используются спортивно-прикладные упражнения, подвижные и спортивные игры.
Слайд 6Третий период (заключительный)— тренировочный, период окончательного восстановления функций не только
пострадавшего органа, но и всего организма в целом. Например, после
перелома костей предплечья наступило полное восстановление: костная мозоль окрепла, подвижность в суставах приблизилась к норме. Однако большие физические нагрузки (висы, упоры, поднятие тяжестей) больному еще непосильны. Необходимо постепенно восстановить способность выполнять эти упражнения.
В третьем периоде физиологическая кривая нагрузки многовершинная, исходные положения всевозможные. Темп медленный, быстрый и средний. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным — 1:3—4. В занятие включается 75% специальных упражнений и 25% общеразвивающих и дыхательных. Время основной части занятия увеличивается и составляет около 2/3 времени всего занятия.
Слайд 72) При легком течении болезни или начальных ее проявлениях.
Каждый
период занятий лечебной физической культурой решает иные задачи.
В первом периоде
— вводном (2—3 дня) — больной адаптируется к занятиям, а инструктор лечебной физической культуры знакомится с возможностями больного.
Во втором периоде средствами лечебной физической культуры решаются основные задачи лечения данного больного. Этот период занимает почти весь курс лечения.
В третьем периоде — заключительном (несколько дней) — закрепляются результаты лечения, больной подготавливается к самостоятельным занятиям дома.
Способ лечения также может влиять на сроки и периоды проведения занятий лечебной физической культурой. Например, плановая операция разделяет проведение занятий на пред- и послеоперационные периоды.
Слайд 10Лечебная физическая культура сочетается с другими видами терапии (диетой, двигательным
режимом, медикаментами, физиотерапией и др.) так, чтобы одни из них
дополняли и усиливали действие других.
-Вопросы организации лечебной физической культуры в каждом лечебном учреждении решает главный врач совместно со специалистами в данной области.
-Организационно-методическое и практическое руководство занятиями осуществляет врач, специалист по лечебной физической культуре.
-Инструктор по лечебной физической культуре проводит занятия с больными, разрабатывает их методику, ведет документацию, выполняет антропометрические и некоторые другие исследования для учета эффективности лечения.
Занятия лечебной физической культурой проводятся в специально оборудованных местах: кабинетах лечебной физкультуры, на открытых площадках, в бассейнах. Больные, у которых двигательный режим ограничен, занимаются в палате больницы или дома.
Слайд 11Организация работы отделения (кабинета) ЛФК и медицинского массажа
Отделение (кабинет) ЛФК является
структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения. Основными задачами отделения (кабинета) ЛФК являются:
организация восстановительного лечения лиц перенесших острые заболевания и травмы и страдающих хроническими заболеваниями, с использованием дозированных современных средств и методов физкультуры и спорта, освоение и внедрение новых методов восстановительного лечения и реабилитации.
Слайд 12Деятельность специалистов ЛФК основывается на положениях об организации работы отделения
(кабинета) ЛФК и положениях об организации работы специалистов ЛФК:
Пр.
МЗ РФ от 20.08.2001 г. N° 337 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и ЛФК»
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2012 г. N 1705н "О Порядке организации медицинской реабилитации«
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 июля 2010 г. N 541н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"
Слайд 13Инструктор-методист по лечебной физкультуре
назначается 1 на 1 должность
врача по лечебной физкультуре;
1 на отделения (кабинеты) индивидуальной
кинезотерапии, отделения (кабинеты) механотерапии, отделения (кабинеты) роботомеханотерапии, зал тренировок с биологической обратной связью, лечебный бассейн
Инструктор по лечебной физкультуре
устанавливаются в порядке и по нормативам соответствующих структурных подразделений медицинской организации
Слайд 14Примерная должностная инструкция инструктора-методиста по ЛФК с высшим физкультурным образованием
Общая
часть
На должность инструктора-методиста ЛФК назначается лицо, имеющее высшее физкультурное образование
и прошедшее специальную подготовку по лечебной физкультуре.
Назначается и увольняется главным врачом ЛПУ в соответствии с действующим законодательством.
Непосредственно подчиняется заведующему отделением и работает под его руководством.
В своей работе руководствуется официальными документами по выполняемому разделу работы, приказами и распоряжениями вышестоящих органов и должностных лиц.
Распоряжения инструктора-методиста ЛФК являются обязательными для инструкторов по лечебной физкультуре и младшего медицинского персонала отделения.
Слайд 15Обязанности
1. Инструктор-методист ЛФ принимает участие в обходе больных по отделениям
совместно е заведующим отделением и ординаторами е целью назначения больных
на занятия лечебной гимнастикой и массажа.
2. Методист несет ответственность за методику проведения занятий лечебной физкультурой в данном учреждении:
определяет методику исходя из особенностей заболевания больного
разрабатывает схемы процедуры лечебной физкультуры для нозологических форм, типичных для данного учреждения
составляет примерные комплексы упражнений и конспекты занятий для каждого этапа заболевания или травмы
совершенствует имеющиеся частные методики и разрабатывает индивидуальные комплексы упражнений для больных, которые не могут заниматься лечебной физкультурой по общепринятой методике
Слайд 163. Проводит врачебно-педагогичеекий контроль за больными во время занятий с
целью оценки соответствия применяемых средств, их дозировки и методики.
4. Проводит
процедуры лечебной гимнастики и других форм лечебной физкультуры.
5. Контролирует работу инструкторов ЛФК со средним образованием и оказывает им методическую помощь.
6. Дает консультации по вопросам лечебной физкультуры врачам, среднему медицинскому персоналу, больным, а также населению, обращающемуся в ЛПУ.
7. Проводит работу по повышению квалификации инструкторов ЛФК со средним образованием и медперсонала по вопросам лечебной физкультуры.
Слайд 178. Осуществляет контроль за правильностью использования специального оборудования и за
санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий.
9. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию,
путем чтения медицинской литературы, участия в семинарах и т. д.
10. Ведет утвержденную учетно-отчетную документацию.
11. Осуществляет организационно-методическое руководство лечебной физкультурой в лечебно-профилактических учреждениях, расположенных на территории деятельности ЛПУ.
Слайд 18Права
Инструктор-методист имеет право:
1. Отменять занятия лечебной физкультурой для лиц, состояние
которых не соответствует физическим нагрузкам, возникающим при выполнении методик по
ЛФК.
2. Контролировать правильность и полноту выполнения врачебных назначений средним медицинским персоналом.
3. Получать информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.
Слайд 20Материальная база: Занятия ЛФК проводят в специально оборудованных кабинетах (отдельных) стационаров,
поликлиник, санаториев, врачебно-физкультурных диспансерах.
Кабинет ЛФК открывается в каждом отделении, где в комплексной
терапии больных применяется лечебная физкультура.
Кабинет ЛФК предназначен для малогрупповых и индивидуальных занятий с больными. Площадь его определяется из расчета 4 кв.м. на одного больного и составляет не меньше 20 кв.м. Кабинет должен иметь достаточно естественное и искусственное освещение, окна, оборудованное фрамугами; пол с ковровым покрытием, одна из стен кабинета должна быть оснащена зеркалами, должна быть раздевалка для больных; шкаф (комната) для инвентаря.
Слайд 21Организация места занятий физическими упражнениями - важное условие хорошей постановки
ЛФК. Место занятий организуют и оборудуют в зависимости от характера
и профиля лечебно-профилактического учреждения или в домашних условиях в зависимости от заболевания больного.
Для лежащих больных местом проведения ЛГ является палата, а с выздоравливающими занятия проводят в специально оборудованных кабинетах ЛФК, в бассейне для лечебного плавания. Для занятий могут быть использованы на открытом воздухе плоскостные спортсооружения (министадионы), дорожки для терренкура, дозированной ходьбы, спортплощадки и другие сооружения, расположенные на территории лечебного учреждения.