Слайд 2Элементы научного исследования
Проблема исследования —неизвестное,что предстоит раскрыть тему и
доказать
Тема — отражает характерные черты проблемы
Объект исследования — совокупностях отношений
и свойств, которая служит для исследователя источником информации
Предмет исследования включат те связи и отношения,которые подлежат непосредственно изучению в работе,устанавливает границы научного поиска
Предмет исследования определяет цели и задачи самого исследования
Слайд 3Цели конкретизируются и развиваются в задачах исследования
Гипотеза научного предположения
,выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте
и подтверждение фактами, для того чтобы стать достоверной научной теорией
Слайд 4Программа исследований
– это комплекс положений, определяющих цели и задачи
исследования, предмет и условия его проведения, используемые ресурсы, а также
предполагаемый результат.
Программу рассматривают как средство достижения цели, форму ее конкретизации, а план – как организующий фактор последовательного движения к цели.
Программа, как правило, состоит из следующих разделов: цель проведения исследований, содержание проблемы, ее актуальность и важность, парадигма и рабочая гипотеза решения проблемы в процессе исследования, обеспечение исследования ресурсами, предполагаемый результат и эффективность исследования.
Слайд 5Планирование исследования
, необходимо для расчета и определения организационных характеристик его
проведения (формирование групп, установление функций, обязанностей, ответственности, взаимодействий и т.д.),
распределения используемых ресурсов в организационном и временно́м пространстве, расчета времени, определения последовательности проведения исследовательских работ (этапов исследования), установления точек и методов контроля.
План исследования – это комплекс показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий (действий, акций и т.п.), осуществление которых приведет к полной реализации программы и разрешению проблемы.
Слайд 6Алгоритм – это технология решения проблемы, предусматривающая не только последовательность
и параллельность различных операций, но и возможности их неудачи, поиск
новых путей решения проблемы в рамках данной программы, корректировку содержательного взаимодействия проблем.
В этом случае составляется гибкий план исследований, учитывающий его алгоритм, в котором, в свою очередь, находят отражение сложность и неординарность проблемы. В плане такого типа указываются не жесткие, а нормативные величины сроков выполнения различных работ, имеются дополнительные пункты согласования и оценки результатов.
В реальной практике проведению исследования не всегда предшествуют разделенные процедуры составления программы, алгоритма и плана исследования, хотя это очень полезно для обеспечения эффективности исследования и страховки его успеха.
Но возможны и совмещение этих процедур, и оформление их в одном документе. Однако надо стремиться к тому, чтобы требования составления программы, разработки алгоритма и расчета плана исследования были выдержаны и учтены в полной мере.
Слайд 8Система чаще всего определяется как совокупность взаимосвязанных элементов, определяющих целостность
образования благодаря тому, что его свойства не сводятся к свойству
составляющих его элементов. Главными чертами системы являются: наличие разнообразных элементов, среди которых обязательно есть системообразующий, связи и взаимодействия элементов, целостность их совокупности (внешняя и внутренняя среда), сочетание и соответствие свойств элементов и их совокупности в целом.
Системный подход возник как противоположность редукционистскому и обогатил научные исследования новыми принципами. При этом редукционистский подход не канул в вечность. Для многих явлений он может быть полезен и сегодня. Нередко он используется в моделировании явлений определенного класса.
Системный подход оказывается наиболее важным и продуктивным для исследования социально-экономических явлений. Управление относится к классу именно таких явлений.
Слайд 9Системный подход в исследовании управления можно представить с помощью совокупности
принципов, которым необходимо следовать и которые отражают как содержание, так
и особенность системного подхода
Слайд 10Структура исследования
Актуальность темы исследования. В этой части введения дается обоснование
того, зачем и почему изучается именно эта тема, проблема. Актуальность
важно формулировать максимально конкретно, в рамках выбранной темы исследования. Нежелательны абстрактные высказывания общего плана о состоянии человечества и человекознания, а также рассуждения о высокой значимости выбранного студентом направления и важности этой работы. Раскрывая актуальность исследования, следует показать, какие задачи стоят перед теорией и практикой, перед психолого-педагогической наукой в аспекте избранного направления в конкретных социально-экономических условиях, отразить, что уже сделано предшествующими учеными и исследователями и что еще не до конца изучено, какой новый ракурс проблемы раскрывается в работе.
Слайд 11Исследование начинается с формулировки научной проблемы, которая вытекает из выбранной
темы исследования. В широком смысле проблема – сложный теоретический или
практический вопрос, требующий изучения, разрешения. В науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении какого-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Проблема исследования – это вопрос, на который планируется ответить в процессе работы над исследованием, это то, что мы изучаем. Сформулировать проблему проще как вопросительную форму темы.
Слайд 12Объект исследования — это, как правило, область или сфера явлений,
реальные психолого-педагогические процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию.
Определяя объект исследования, автор обозначает поле исследования.
Предмет исследования — это отдельные стороны, свойства, характеристики объекта; та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные для исследования признаки объекта.Формулируя предмет исследования, автор проясняет вопрос: что исследуется?
Слайд 13
С объектом и предметом, проблемой и целью исследования тесно связаны
задачи исследования. Задачи — это заданная в определенных конкретных условиях
цель деятельности. В исследовании задачи – это конкретные вопросы или действия, разрешение или совершение которых приближает к раскрытию проблемы исследования и достижению цели работы. Осмыслению задач способствует поиск ответов на вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели, решить проблему исследования? Формулируя задачи, следует помнить, что, решая их, фактически задается программа исследования: дать описание, определить теоретические основы исследования, выявить, дать характеристику, раскрыть специфику феномена (сделать предположение, подобрать методы, разработать программу, собрать сведения, получить данные, сравнить данные друг с другом по таким-то параметрам и т.д. – это внутренние задачи исследования, которые не выносятся в разряд общих).
Слайд 14Литература
Коротков : Исследование систем управления