Слайд 21. А/О
лаг – лож
О
перед Ж, А перед Г
поЛОЖить – поЛАГать
кас – кос
А, если суффикс -а-
КОСнуться – КАСаться
Слайд 3рос – раст (ращ)
О перед С, А перед СТ, Щ
поРОСль,
РАСТи,
выРАЩенный
Запомни!
Исключения:
отрасль, ростовщик, росток, Ростов, Ростислав
Слайд 4гар – гор
О без ударения, А под ударением
заГОРать, заГАР
Искл.: выГАРки
зар
– зор
А без ударения
ЗАРя, ЗОРи, ЗАРево
Искл.: ЗОРевать,
ЗОРевой
клан – клон; твар – твор
О без ударения
сКЛОНить,КЛАНяться,
поКЛОН; ТВОРю,
ТВАРь, заТВОР
Искл.: уТВАРь
скоч – скак – скач
Без ударения: О перед Ч, А перед К.
СКАКать, соСКОЧить
Искл.: СКАЧок, СКАЧу,
СКАЧите
Слайд 5плов – плав – плы
О только в словах:
ПЛОВец, ПЛОВчиха,
ПЛОВцы.
ПЛАВучий, поПЛАВок,
ПЛЫву, жук-ПЛЫвун
Слайд 6равн – ровн
О в значении ровный, гладкий
сРОВНять, подРОВНять
А в
значении равный, одинаковый, наравне
уРАВНять, сРАВНить
Искл.: равнина,
равнение,
равняться
моч – мок – мак
О перед Ч в значении мокнуть, пропускать, впитывать жидкость
МОЧить, проМОКать,
выМОКнуть
А в значении макать в жидкость
МАКать, обМАКнуть
Слайд 72. Е/И
бер – бир
дер – дир
пер – пир
тер – тир
И, если
мер –
мир за корнем
стел – стил ^ а
жег – жиг
блест – блист
чет – чит
соберу – собирать
сдеру – сдирать
запереть – запирать
стереть – стирать
умереть – умирать
застелить – застилать
выжегший – выжигать
блестеть – блистать
вычет – вычитать
Искл.: сочетать, сочетание,
от слова чета
Слайд 83. А (Я)/ИМ, ИН
жа – жим
ня – ним
ча –
чин
мя – мин
кля – клин
В корне -им- ,-ин-, если
суффикс -а-
пожать – пожимать
снять – снимать
начать – начинать
примять – приминать
проклясть – проклинать
Слайд 9Выполните задание!
Упражнение 1.
Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте условия выбора
орфограммы – гласной в корне.
1. Лестница ок_залась новой, прочно сбитой
и не скр_пела. Он взялся за верхнюю ступень, осторожно подт_нулся и загл_нул в дверной проем. 2. Утро зан_малось над поселком, роса бл_стела, картошка цвела, и лес на склоне был тихий, чуть подсвеченный заревом из-за хребта. 3. П_тно света от лазерного луча лежало на самом верхнем г_ризонте туч и м_няло к_нф_гурацию. 4. На б_рдовой _тласной др_пировке стен в дорогих рамах в_сели картины. 5. День выд_лся солнечный, теплый, вокруг п_стрела листьями наб_рающая силу осень. П_йзаж в этом месте м_нялся в зависимости от осв_щения. 7. Но в_сящее перед ним полотно потр_саловообр_жение размерами и каким-то ж_стким излучением тревоги. 8. Он вышел в полном см_тении.
(С.Алексеев)
Слайд 10Выполните задание!
Упражнение 2.
Распределите слова в два столбика в зависимости
от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы.
а) е – и
Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.
Слайд 11Выполните задание!
б) о – а
К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску.
Слайд 12Домашнее задание!
1.Пользуясь правилом, выписать 20 слов с чередующимися гласными в
корне слова из любого литературного текста.(Для всех)
2. Составить 3-4 предложения
на тему " Зачем нужны правила". (Для сильных учащихся)