Слайд 1Читающий ребенок – успешный взрослый
Рекомендации для родителей по развитию читательского
интереса
Муниципальное бюджетное учреждение Мари-Туекская межпоселенческая
центральная библиотека
Мари-Турекская Центральная детская библиотека
Мари-Турек, 2020 год
Слайд 2«Голодному не надо давать рыбу. Он ее скушает за день.
Надо ему дать удочку и научить его ловить рыбу и
тогда он сможет ловить ее каждый день и перестанет быть голодным».
(Древняя китайская мудрость)
Слайд 3В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир
большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учитель. Часто
ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» Падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире. Среди 32 стран мира Россия оказалась на 27 месте. Хотя чтение сейчас даже более востребовано, чем раньше, когда еще не был изобретен компьютер. С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление. А его может дать только чтение. Дело в том, что кино и театр, а также любые другие источники информации, где нам предлагают «картинку», вкладывают в наше сознание готовый образ. Мы его лишь воспринимаем, никак не участвуя в его создании. И только чтение заставляет нас достраивать то, о чем надо иметь представление. А это – основа воображения. Воображение, в свою очередь, – это основа творчества. Когда говорят о переходе на инновационное развитие, очевидно, что инновациям нужны инноваторы, люди творческие, то есть с развитым воображением, а это значит, что нужно все больше и больше читать.
Слайд 4Что же касается наших школьников, то отношение к чтению у
них весьма противоречивое. Есть дети, для которых книга – это
органическая часть их жизни. К сожалению, таких детей, которые не тычут в книжку пальчик» с каждым годом становится всё больше. Для них чтение – тяжкая повинность.
Слайд 5Неправильно понятая задача ведёт к неправильному решению. Начитанность школьников определяет
и уровень межличностных отношений в классе, духовных климат в школе
и дома. Кем бы ни стали дети после окончания школы – жить им среди людей. А значит необходимо понимать их, общаться с ними, предвидеть их поведение, а для этого представлять себе разнообразие характеров, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы.
Слайд 6В «портфолио» достижений войдут материалы, характеризующие читательскую деятельность детей: сочинения,
рефераты, отзывы, дневники чтения.
Слайд 8СОВЕТ 1: Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения
с их успехами в учёбе и других делах. Приводите примеры
положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей.
Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительно чтение, чаще всего, неплодотворно. Плодотворным оно становится тогда, когда ребёнок читает, то что ему интересно. Для него интересная книга – значит «хорошая», неинтересная – значит «плохая». Интерес – это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, то есть обеспечивает влияние книги на человека. Кризис детского чтения сегодня не в том, что многие дети перестали читать, а в том, что у них не развит интерес к чтению.
Слайд 9СОВЕТ 2: Если ваш ребенок читает в свободное от школьных
занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните
в нее. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу. Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребёнок ещё не умеет читать сам. Когда же он – школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Но это убеждение неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте. Хорошо бы сесть рядом в уютном тихом месте и читать произведение попеременно, часть читает взрослый, часть ребёнок. Сам процесс чтения может сопровождаться ненавязчивой, и не на самом интересном месте, беседой: всё ли понятно ребёнку в ходе чтения, нет ли незнакомых ему слов, какие у него и у вас возникли предположения о дальнейшем развитии сюжета, интересно узнать, оправдаются ли эти предположения. Но не стоит превращать беседу о книге в экзамен, стараться избегать разговора проверочного характера, заставлять ребёнка пересказывать.
Слайд 10СОВЕТ 3: Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы
рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше —
читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.
Для привития у ребёнка интереса к чтению придумано немало хитростей:
«Экран прочитанных книг». Экран нужен, чтобы сделать успешность ребёнка в чтении наглядной, ребёнок сам будет отмечать прочитанные книги.
Выставка рисунков по мотивам прочитанных книг, можно попросить ребёнка их прокомментировать.
Продолжение чтения книги. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается. Заинтригованный ребёнок вынужден дочитать текст до конца, чтобы узнать что же приключилось с героем.
Советы о том, что читать, даёт любимый литературный персонаж, который шлёт ребёнку письма, от каких книг он сам без ума.
Слайд 11СОВЕТ 4: Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя
умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание.
Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.
Слайд 12Подсказки для родителей
«ДА» и «НЕТ» родителей
Слайд 13ДА
Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или
рассказ вечером).
Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день
(попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).
Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.
Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения.
Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой.
Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг.
Посещайте с ребёнком регулярно библиотеку.
Дарите ребёнку книги.
Поощряйте ребёнку в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым
. Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.
Всегда хвалите ребёнка, если он/она читает.
Слайд 14НЕТ:
Не заставляйте читать насильно.
Не выбирайте книги для ребёнка пока он/она
вас об этом не попросит.
Не заставляйте читать слишком трудные книги
Не
соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.
Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребёнка не слишком быстрые успехи.
Не критикуйте ребёнка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте и улучшение наступит быстрее.
Не сравнивайте уровень чтения ребёнка с братьями, сёстрами, другими детьми.
Не прекращайте чтения детям вслух, как только он научился читать сам.
Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения - читать <что-то> лучше, чем ничего не читать
Слайд 15Организация чтения дома
Когда вы читаете со своим ребёнком, то:
Найдите спокойное
место.
Ребёнок должен сидеть рядом и видеть книгу.
Если ребёнку трудно прочесть
слово, подскажите его.
Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения.
Обсудите прочитанное, пусть ребёнок расскажет своими словами, о чём прочитал.
Ведите для ребёнка, а затем совместно с ним
<Дневник чтения>, занося туда любимые книги.
Слайд 16Самое простое и важное, что могут родители, - посоветовать ребенку,
записаться в библиотеку и на первых порах вместе с ним
посещать ее.
Добро пожаловать в нашу библиотеку по адресу: п.Мари-Турек, ул. Комсомольская, д.11,
с понедельника по субботу, с 8 до 17 часов
(без перерыва на обед)