Слайд 2 «Голодному не надо давать рыбу. Он ее скушает за день.
Надо ему дать удочку и научить его ловить рыбу и
тогда он сможет ловить ее каждый день и перестанет быть голодным».
(Древняя китайская мудрость)
Слайд 3 В. Сухомлинский в период исследования причин умственной отсталости школьников заметил,
что если в младших классах дети мало уделяли времени процессу
чтения и обработки полученной информации, то у них складывалась структура малодеятельности мозга.
Слайд 7О чтении языком статистики
Человек воспринимает глазами 20% информации, из них
70% - посредством чтения.
К 1980 году объём информации удваивался каждые
5-7 лет, к 1990 году удвоение происходило ежегодно.
К 2013 году объём информации по сравнению с 1990 годом возрастёт в 4 раза, к 2040 году – в 32 раза.
Утверждается , что наш современник, для того, чтобы быть в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько, сколько раньше он прочитывал за всю жизнь.
Слайд 895% людей читают очень медленно 180-200 слов в минуту (1
страницу за 1,5-2 минуты).
Средняя скорость чтения старшеклассников – 90-100 слов
в минуту, студентов – 120-180, специалистов с высшим образованием – 200- 250 (степень усвоения при этом колеблется в пределах 20-60%).
Глаза человека со средними навыками чтения делают на одной книжной странице 12-16 остановок.
У традиционно читающего человека объём одномоментной фиксации составляет 10 печатных знаков – 1,5-2 слова одной строки.
Слайд 9Потрясающе быстро читали Ж.Ж.Руссо, А.С.Пушкин, Наполеон, О.де Бальзак, Н.Г.Чернышевский, Л.Н.Толстой,
В.И.Ленин, М.Горький, А.Энштейн, А.В.Луначарский.
Наполеон читал со скоростью 2 тыс. слов
в минуту.
О. де Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.
М.Горький читал со скоростью 4 тыс. слов в минуту.
Просветитель Н.А.Рубакин в течение жизни прочитал более 200 тыс. книг (по 2 750 в год).
Слайд 10И. Гёте: «Добрые люди и не подозревают, каких трудов и
времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80
лет и всё не могу сказать, что достиг цели».
Н.Амосов: «Для человеческого организма благоприятен только режим напряжения. Силы при напряжении возрастают».
Слайд 16Физиолог И. Павлов
И.П.Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным
и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребёнок радуется, переживает,
удивляется, сострадает, и всё это – эмоции, они нужны.
Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход и отрицательные. Наступает эмоциональный «голод».
Слайд 17Чтение повышает интеллект
Если ребёнок систематически не читает, то он упускает
около 14% доступной ему информации.
Чтение сегодня – способ соответствовать времени,
его скоростям и жёстким требованиям
Слайд 18Чтение помогает в учёбе
Хорошо читающий ребёнок :
быстро улавливает смысл прочитанного,
выделяет главное,
лучше отвечает на вопросы по прочитанному,
имеет большую орфографическую
«зоркость»,
обладает большим объёмом информации,
лучше ориентируется во всех предметах,
имеет навыки поиска и обобщения информации
Слайд 19Книги формируют самообразовательные навыки
Приобщившись к чтению, ребёнок освобождается от зависимости
и опеки взрослых.
Ребёнок знает, какой бы вопрос не возник, ответ
можно найти в волшебнице-книге, которая мудрее всех.
Слайд 20Чтение побуждает к нравственным поступкам
Жизнь, окружающая действительность не всегда «изобилует»
уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами
любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.
Книга – ценный источник знаний о нормах поведения.
Слайд 21Как воспитать книгочея?
У каждого своя высота, и то, что для
одного – обычное дело, для другого – рекорд и подвиг.
Не
всё получается с первых попыток, причина неудачи может корениться не в идее, а в её реализации.
Лучше не заставлять, а показывать пример.
Прежде, чем сдаваться, попробуй победить.
Родитель сделает – ребёнок повторит.
Нет своих идей – посоветуйся с соседом.
Проблемы наших детей – продолжение наших проблем, только они более заметны.
Если мы прощаем себе лень, ошибки, то и к детям нужно быть снисходительными.
Слайд 22Учимся читать рационально и осмысленно
Упражнение «Пословицы»
Упражнение «Антонимы»
Упражнение «Вставка букв»
Упражнение «Слова
на тему»
Упражнение «Составьте пословицу»
Упражнение «Мини-бестселлер»
Упражнение «Лабиринты»
Слайд 23Чтение и книга
Книга – носитель и хранитель национального наследия, воспитатель
духовности, «противовес» многим негативным процессам в окружающем ребёнка мире.
Читайте сами,
читаёте вместе с детьми и вы одухотворите свою жизнь прекрасными образами.
Этот путь нелёгок, но он прекрасен, поскольку ведёт к вершинам нравственности и понимания высокого предназначения Человека в этом мире.
Слайд 24Литературное чтение
2 класс - переход к осознанному правильному чтению целыми
словами. Формирование осознанного чтения про себя.
Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми
словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.