Разделы презентаций


ЧТО НАМ ГОВОРИТ АРХИТЕКТУРА. ВЛИЯНИЕ ЗДАНИЙ И СОРУЖЕНИЙ НА ЧЕЛОВЕКА И

Содержание

Основы теории формирования средыЧТО НАМ ГОВОРИТ АРХИТЕКТУРА. ВЛИЯНИЕ ЗДАНИЙ И СОРУЖЕНИЙ НА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВО Ст. гр. 5ДП-01профессорБагаутдинова Д.В.Михайлов С.М.2019

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЧТО НАМ ГОВОРИТ АРХИТЕКТУРА. ВЛИЯНИЕ ЗДАНИЙ И СОРУЖЕНИЙ НА ЧЕЛОВЕКА

И ОБЩЕСТВО
КГАСУ, 2019
Основы теории формирования среды

ЧТО НАМ ГОВОРИТ АРХИТЕКТУРА. ВЛИЯНИЕ ЗДАНИЙ И СОРУЖЕНИЙ НА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВО КГАСУ, 2019Основы теории формирования среды

Слайд 2Основы теории формирования среды
ЧТО НАМ ГОВОРИТ АРХИТЕКТУРА. ВЛИЯНИЕ ЗДАНИЙ И

СОРУЖЕНИЙ НА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВО
Ст. гр. 5ДП-01
профессор
Багаутдинова Д.В.
Михайлов С.М.
2019

Основы теории формирования средыЧТО НАМ ГОВОРИТ АРХИТЕКТУРА. ВЛИЯНИЕ ЗДАНИЙ И СОРУЖЕНИЙ НА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВО Ст. гр.

Слайд 3Как разговаривает архитектура

Архитектура как машина времени

Архитектура против войны

Как разговаривает архитектураАрхитектура как машина времениАрхитектура против войны

Слайд 4Психологические особенности воздействия религиозной архитектуры
04
05
Архитектура — инструмент манипуляции

Психологические особенности воздействия религиозной архитектуры0405Архитектура — инструмент манипуляции

Слайд 5 Архитектура является неотъемлемой частью жизни человека. Она оказывает влияние

на психику и здоровье людей, вызывая определённые ассоциации. Но не

только архитектура определяет образ жизни человека, но и сам образ жизни человека обуславливает те или иные особенности сооружений. Архитектура определяет наше ощущение в пространстве и наше мироощущение.
Восприятие среды глубоко субъективно. Мы не понимаем среду, мы её можем только ощущать, точно так же, как мы не понимаем сигналов визуальной коммуникации, мы можем только бессознательно принимать их. Городская среда выступает продолжением глобального информационного поля. В восприятии городского пространства мы оперируем теми же визуальными модулями.
Глядя на какое-либо здание, мы можем многое узнать об эпохе, которая породила его. Мы говорим об укладе жизни человека в контексте данного периода времени, о философии эпохи, о политическом влиянии, о религии, о памяти и об истории. "Архитектура - тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания..." (Н. В. Гоголь).
Архитектура является неотъемлемой частью жизни человека. Она оказывает влияние на психику и здоровье людей, вызывая определённые

Слайд 6СПОСОБЫ ВЛИЯНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА
01

СПОСОБЫ ВЛИЯНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА01

Слайд 701
АРХИТЕКТУРА ОПРЕДЕЛЯЕТ НАШЕ ОЩУЩЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ И НАШЕ МИРООЩУЩЕНИЕ
Архитектура,

окружая нас, определяет наш образ жизни, ощущение себя в пространстве, даже

мировоззрение. Как же она говорит с нами о памяти, религиозном переживании, трагедии, истории и других важных вещах?

Рис. Музей лувра в Париже

01 АРХИТЕКТУРА ОПРЕДЕЛЯЕТ НАШЕ ОЩУЩЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ И НАШЕ МИРООЩУЩЕНИЕАрхитектура, окружая нас, определяет наш образ жизни, ощущение

Слайд 802
КАК ГОВОРИТ АРХИТЕКТУРА
О СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА
Можно посмотреть на разрез здания:

по разрезу, скажем, доходного дома XIX века можно судить о социальной

структуре общества (внизу — магазин или кафе, бельэтаж — для обеспеченных жильцов, мансарду занимает бедный студент).

Рис. Дом Е. К. Барсовой. Чертеж. Фасад

02КАК ГОВОРИТ АРХИТЕКТУРАО СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВАМожно посмотреть на разрез здания: по разрезу, скажем, доходного дома XIX века можно

Слайд 903
ДОХОДНЫЕ ДОМА ХХ ВЕКА МОСКВЫ
Доходный дом — здание, построенное владельцем

земельного участка специально для сдачи квартир в аренду. Именно с

них началась эпоха многоквартирных домов, в которых сегодня живут москвичи: сейчас квартиры в основном принадлежат жильцам, в советское время их единственным собственником выступало государство, а в начале ХХ века квартиры были исключительно арендным жильем.

Доходный дом Афремова у Красных ворот, 1904 г., арх. О.Шишковский

03ДОХОДНЫЕ ДОМА ХХ ВЕКА МОСКВЫДоходный дом — здание, построенное владельцем земельного участка специально для сдачи квартир в

Слайд 1004
МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ 4 АСПЕКТА, ВЛИЯЮЩИХ НА ГРАМОТНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ
СПОСОБЫ

ВЛИЯНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА

СВЯЗЬ ЗДАНИЯ И ПРОСТРАНСТВА С МАСШТАБОМ

И ПОТРЕБНОСТЯМИ ЧЕЛОВЕКА

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ И ЧЕЛОВЕКА, ЗДАНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ АРХИТЕКТУРНОПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНЫХ СРЕДСТВ И ПРИЁМОВ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

04МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ 4 АСПЕКТА, ВЛИЯЮЩИХ НА ГРАМОТНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫСПОСОБЫ ВЛИЯНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКАСВЯЗЬ ЗДАНИЯ И

Слайд 1105
АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА МОЖЕТ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ЧЕЛОВЕКА ЗА СЧЁТ НЕКИХ МЕХАНИЗМОВ,

ТАК НАЗЫВАЕМЫХ "СТИМУЛОВ"
Архитектурно-пространственная среда может воздействовать на человека за счёт

неких механизмов, так называемых "стимулов". Они могут быть сенсорными, активными и пассивными, динамичными и статичными. Это стимулы движения и адаптации. В их работе участвуют такие компоненты, как: время, пространство, цвет, звук, свет и форма.
05АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА МОЖЕТ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ЧЕЛОВЕКА ЗА СЧЁТ НЕКИХ МЕХАНИЗМОВ, ТАК НАЗЫВАЕМЫХ

Слайд 1206
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ — ОРГАНИЗУЮЩИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ ОРИЕНТИРУЮТ ЧЕЛОВЕКА

В ПРОСТРАНСТВЕ ДВИЖЕНИЯ
Функциональные стимулы — организующие человеческую жизнедеятельность вещи, которые

ориентируют человека в пространстве движения. Эмоциональные стимулы вызывают реакции неприятия, избегания мест обитания, нейтральное отношение, или комфортное, позитивное времяпровождение. Информационные стимулы — признаки формы, позволяющие узнавать, идентифицировать объекты среды.

Рис. Клод-Николя Леду. Перспектива города Шо

06ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ — ОРГАНИЗУЮЩИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ ОРИЕНТИРУЮТ ЧЕЛОВЕКА В ПРОСТРАНСТВЕ ДВИЖЕНИЯФункциональные стимулы — организующие человеческую

Слайд 1307
ПОЗИТИВНЫЙ ХАРАКТЕР СРЕДЫ ПЕРЕДАЮТ: АКТИВНЫЕ СТИМУЛЫ;
НЕЙТРАЛЬНЫЕ, УСПОКАИВАЮЩИЕ СТИМУЛЫ

Позитивный характер среды

передают: активные стимулы (оригинальность, необычность, острота, экспрессия, контраст и резкость);

нейтральные стимулы (однообразие элементов, обычность, банальность, привычная среда); успокаивающие стимулы (спокойные, мягкие и плавные очертания форм, природные образы, гармоничные сочетания форм).

Рис. Бурано (Burano) – самый яркий остров Венеции

07ПОЗИТИВНЫЙ ХАРАКТЕР СРЕДЫ ПЕРЕДАЮТ: АКТИВНЫЕ СТИМУЛЫ;НЕЙТРАЛЬНЫЕ, УСПОКАИВАЮЩИЕ СТИМУЛЫПозитивный характер среды передают: активные стимулы (оригинальность, необычность, острота, экспрессия,

Слайд 1408
Негативный характер среды передают: подавление, ощущение страха, скука, монотонность, неконтролируемость

средовых элементов.

08Негативный характер среды передают: подавление, ощущение страха, скука, монотонность, неконтролируемость средовых элементов.

Слайд 15АРХИТЕКТУРА КАК МАШИНА ВРЕМЕНИ
02

АРХИТЕКТУРА КАК МАШИНА ВРЕМЕНИ02

Слайд 1610
СООБЩЕНИЕ О ВРЕМЕНИ — ВАЖНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО АРХИТЕКТУРЫ
Сообщение о времени

— важное социальное обязательство архитектуры: есть постройки, которые свидетельствуют о времени

создания с точностью до нескольких лет, как, например, здания эпохи модерна

Рис. небоскребы Людвига Миса ван дер Роэ

10СООБЩЕНИЕ О ВРЕМЕНИ — ВАЖНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО АРХИТЕКТУРЫСообщение о времени — важное социальное обязательство архитектуры: есть постройки, которые

Слайд 1711
Есть небоскребы Людвига Миса ван дер Роэ конца 1940-х —

1950-х годов, которые выглядят современно и в 2010-х

11Есть небоскребы Людвига Миса ван дер Роэ конца 1940-х — 1950-х годов, которые выглядят современно и в

Слайд 1812
НАШЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИСТОРИИ ФИКСИРУЕТСЯ В АРХИТЕКТУРЕ И В АРХИТЕКТУРНЫХ

ТЕКСТАХ
Наше представление об истории фиксируется в архитектуре и в архитектурных

текстах. Если брать трактат Палладио 16-го века, то можно увидеть, что древность и современность стоят рядом, античные постройки перемежаются с постройками современными. Это можно увидеть также на примере того, как размещено в городской среде Темпьетто Браманте.
12НАШЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИСТОРИИ ФИКСИРУЕТСЯ В АРХИТЕКТУРЕ И В АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕКСТАХНаше представление об истории фиксируется в архитектуре

Слайд 1913
Однако, уже в 18ом веке Джованни Батиста Пиранези выражает в

своих офортах временную и ментальную дистанцию античности и современности. В

его работах здания имеют гипертрофированный масштаб, а люди, словно муравьи, копошатся на развалинах.
13Однако, уже в 18ом веке Джованни Батиста Пиранези выражает в своих офортах временную и ментальную дистанцию античности

Слайд 2014
Сообщение о времени может иметь политический или идеологический подтекст. Например, триумфальные

арки из проекта середины 1930-х для Ленинграда просто за счет

пропорций, эффекта «врастания в землю» выглядят почти как античные вещи и пытаются сообщить нам, что советская власть — от начала времен.

Рис. триумфальные арки середины 1930-х для Ленинграда

14Сообщение о времени может иметь политический или идеологический подтекст. Например, триумфальные арки из проекта середины 1930-х для Ленинграда

Слайд 2115
САМИ АРХИТЕКТОРЫ ЧУВСТВУЮТ ВРЕМЯ ПО-РАЗНОМУ
Сами архитекторы чувствуют время по-разному: Андреа

Палладио в XVI веке воспринимает античность как современность и перемежает

античные постройки собственными, сокращая таким образом историческую дистанцию; неоклассицист Джованни Баттиста Пиранези в XVIII веке отодвигает античность в прошлое, где она становится непостижимым и бесконечно оторванным от окружающей реальности идеалом.

Рис.1 Андреа Палладио, ротонда
Рис.2 Пиранези Джованни, картина "Вилла Эст

15САМИ АРХИТЕКТОРЫ ЧУВСТВУЮТ ВРЕМЯ ПО-РАЗНОМУСами архитекторы чувствуют время по-разному: Андреа Палладио в XVI веке воспринимает античность как

Слайд 2216
ЕЩЕ В XIX ВЕКЕ ФРАНЦУЗСКИЙ АРХИТЕКТОР, ИСТОРИК И РЕСТАВРАТОР ВИОЛЛЕ-ЛЕ-ДЮК СЧИТАЛ, ЧТО

РЕСТАВРИРОВАТЬ — ЗНАЧИТ ПРИВОДИТЬ ЗДАНИЕ В ИДЕАЛЬНОЕ, ЗАКОНЧЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Ощущение истории сильно связано

с проблемой подлинности. За последние полтора века здесь произошли серьезные изменения, что хорошо видно по идеологии архитектурной реставрации. Еще в XIX веке французский архитектор, историк и реставратор Виолле-ле-Дюк считал, что реставрировать — значит приводить здание в идеальное, законченное состояние (которого, возможно, никогда не было).

Рис. Виолле-ле-Дюк "Беседы об архитектуре"

16ЕЩЕ В XIX ВЕКЕ ФРАНЦУЗСКИЙ АРХИТЕКТОР, ИСТОРИК И РЕСТАВРАТОР ВИОЛЛЕ-ЛЕ-ДЮК СЧИТАЛ, ЧТО РЕСТАВРИРОВАТЬ — ЗНАЧИТ ПРИВОДИТЬ ЗДАНИЕ В ИДЕАЛЬНОЕ, ЗАКОНЧЕННОЕ СОСТОЯНИЕОщущение

Слайд 2317
В 60-Е ГОДЫ ПОЯВЛЯЕТСЯ ВЕНЕЦИАНСКАЯ ХАРТИЯ, КОТОРАЯ ФОРМИРУЕТ НОВОЕ ОТНОШЕНИЕ К РЕСТАВРАЦИИ
В результате

мы видим в Европе образцы средневековой архитектуры, подчищенные до состояния, в котором они никогда не находились.

Человечеству понадобились две мировые войны, чтобы оценить важность исторического свидетельства, которое несут подлинные камни. В 60-е годы появляется Венецианская хартия, которая формирует новое отношение к реставрации и подчеркивает необходимость давать зрителю понять, где заканчивается подлинник и начинается новодел.
17В 60-Е ГОДЫ ПОЯВЛЯЕТСЯ ВЕНЕЦИАНСКАЯ ХАРТИЯ, КОТОРАЯ ФОРМИРУЕТ НОВОЕ ОТНОШЕНИЕ К РЕСТАВРАЦИИВ результате мы видим в Европе образцы средневековой архитектуры, подчищенные до состояния, в котором

Слайд 2418
МОДЕРНИЗМ СОЗДАВАЛ АРХИТЕКТУРУ
ВНЕ ВРЕМЕНИ, ВНЕ ИСТОРИИ
Модернизм создавал архитектуру вне

времени, вне истории. Но и сталинский неоклассицизм — явление столь

же абстрактное. Это чистая имитация, чистое искусство, в котором тоже нет ничего от «подлинных камней». Он подменяет нашу собственную, личную историю образами коллективными и оторванными от реальности прошлого: советский город середины XX века — архитектура, которая заявляет о начале истории. 

Рис. Дом Советов на Московской площади

18МОДЕРНИЗМ СОЗДАВАЛ АРХИТЕКТУРУ ВНЕ ВРЕМЕНИ, ВНЕ ИСТОРИИМодернизм создавал архитектуру вне времени, вне истории. Но и сталинский неоклассицизм

Слайд 25АРХИТЕКТУРА ПРОТИВ ВОЙНЫ
03

АРХИТЕКТУРА ПРОТИВ ВОЙНЫ03

Слайд 2620
Если еще в середине XIX столетия война была театром, величественной

трагедией, то к рубежу веков она начинает восприниматься в культуре

как бессмысленная бойня. Увековечение войны в мемориалах — важный пример того, как в XX веке работают с трагедией.

Рис. Мемориальный комплекс героям обороны Аджимушкая

20Если еще в середине XIX столетия война была театром, величественной трагедией, то к рубежу веков она начинает

Слайд 2721
ОССУАРИЙ В ДУОМОНЕ — ТОТ СЛУЧАЙ, КОГДА АРХИТЕКТУРА ПРИЗВАНА ПРИДАТЬ

НЕКИЙ СМЫСЛ ТОМУ, ЧЕМУ СМЫСЛ ПРИДАТЬ НЕВОЗМОЖНО
Здесь можно выделить несколько

этапов. Память о Первой мировой овеществлялась в основном в традиционных формах героического монумента, какие можно увидеть в каждой французской деревне. Обычно эти монументы весьма средних художественных достоинств, но были и примеры превосходной архитектуры и скульптуры. Оссуарий в Дуомоне — тот случай, когда архитектура призвана придать некий смысл тому, чему смысл придать невозможно. Он посвящен верденским событиям, когда за год боев погибло огромное количество людей с обеих сторон, а линия фронта практически не сдвинулась. Это невероятной красоты монумент в стиле ар-деко.

Рис. Оссуарий в Дуомоне

21ОССУАРИЙ В ДУОМОНЕ — ТОТ СЛУЧАЙ, КОГДА АРХИТЕКТУРА ПРИЗВАНА ПРИДАТЬ НЕКИЙ СМЫСЛ ТОМУ, ЧЕМУ СМЫСЛ ПРИДАТЬ НЕВОЗМОЖНОЗдесь

Слайд 2822
НЕОБХОДИМО ДАТЬ ЛЮДЯМ ПОНЯТЬ, ЧТО ВОЙНА — ВОВСЕ НЕ ТЕАТР,

НЕОБХОДИМО УВЕКОВЕЧИТЬ ПАМЯТЬ О СОБЫТИЯХ МИРОВЫХ ВОЙН
Но мы тут же

задаемся вопросом: хороший в архитектурном смысле монумент — это хорошо? Качественный, стильный монумент — это тот случай, когда архитектура работает скорее как инструмент забвения, чем как инструмент памяти: как только вы нашли язык и стиль — вы выговорились, а значит, сняли напряжение. Получается, что монумент становится средством забвения, а не увековечения памяти. Не случайно мы видим, что Европа ничему не научилась после Первой мировой войны — и за ней последовала Вторая.

Рис. Вимийский мемориал в память о Первой мировой войне, Франция

22НЕОБХОДИМО ДАТЬ ЛЮДЯМ ПОНЯТЬ, ЧТО ВОЙНА — ВОВСЕ НЕ ТЕАТР, НЕОБХОДИМО УВЕКОВЕЧИТЬ ПАМЯТЬ О СОБЫТИЯХ МИРОВЫХ ВОЙННо

Слайд 2923
МОНУМЕНТЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ПОСТРОЕНЫ НА ПРИНЦИПЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ ИМЕН ЖЕРТВ, ПОТОМУ

ЧТО НАСТОЯЩАЯ ТРАГЕДИЯ — ЭТО УТРАТА СВИДЕТЕЛЬСТВА
Монументы Второй мировой —

уже другие; они построены на принципе возвращения имен жертв, потому что настоящая трагедия — это, по Бродскому, «гибель хора», утрата свидетельства. В XX веке архитектору приходится искать все более сильный инструментарий для того, чтобы зацепить зрителя. Иначе получается дежурный монумент, не обязывающий к переживанию (как на Поклонной горе, где даже фуршеты можно устраивать).

Монумент Победы в Парке Победы на Поклонной Горе, Москва

23МОНУМЕНТЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ПОСТРОЕНЫ НА ПРИНЦИПЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ ИМЕН ЖЕРТВ, ПОТОМУ ЧТО НАСТОЯЩАЯ ТРАГЕДИЯ — ЭТО УТРАТА СВИДЕТЕЛЬСТВАМонументы

Слайд 3024
«Умный» монумент делает так, что вы не можете устраниться, вы

один на один с переживанием.
Вашингтон, округ Колумбия, США - 19

декабря 2015 г

24«Умный» монумент делает так, что вы не можете устраниться, вы один на один с переживанием.Вашингтон, округ Колумбия,

Слайд 3125
АРХИТЕКТОР СТАВИТ ВАС В ФИЗИЧЕСКИ НЕУДОБНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, КОНТРОЛИРУЕТ ВАШЕ ДВИЖЕНИЕ,

ЛИШАЕТ СВОБОДЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ
На этом построена идеология сильных деконструктивистских монументов, когда

архитектор ставит вас в физически неудобное положение, контролирует ваше движение, лишает свободы перемещения. Но как жить с таким монументом? Либо вы каждый день должны переживать драму, либо вы просто отключаетесь от переживания. На вопрос, должен ли быть монумент умным или сильным, играть на тонких ассоциациях или бить по голове, тоже нет ответа.

Рис. Мемориал детским жертвам войны в Лидице, Чехия

25АРХИТЕКТОР СТАВИТ ВАС В ФИЗИЧЕСКИ НЕУДОБНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, КОНТРОЛИРУЕТ ВАШЕ ДВИЖЕНИЕ, ЛИШАЕТ СВОБОДЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯНа этом построена идеология сильных

Слайд 3226
ЭТОТ НЕОБЫЧНЫЙ ПАМЯТНИК УСТАНОВЛЕН НА БЕРЕГУ ДУНАЯ В ПАМЯТЬ О

РАССТРЕЛЯННЫХ В ЭТИХ МЕСТАХ ЕВРЕЯХ В 1944-45 ГГ
Будапешт, Венгрия. Этот

необычный памятник установлен на берегу Дуная в память о расстрелянных в этих местах евреях в 1944-45 гг. Перед тем, как погрузить на баржи и увести к месту гибели, жертв заставляли снимать обувь и оставлять ее на берегу. Теперь бронзовые ботинки, туфли и даже детская обувь стоят на этой набережной навечно в память о жертвах Холокоста.

Рис. Будапешт, Венгрия. в память о расстрелянных в этих местах евреях в 1944-45

26ЭТОТ НЕОБЫЧНЫЙ ПАМЯТНИК УСТАНОВЛЕН НА БЕРЕГУ ДУНАЯ В ПАМЯТЬ О РАССТРЕЛЯННЫХ В ЭТИХ МЕСТАХ ЕВРЕЯХ В 1944-45

Слайд 3327
МОНУМЕНТЫ — ЕЩЕ И ПРИМЕР ТОГО, ЧТО АРХИТЕКТУРА, ДАЖЕ КОГДА

ОНА РАБОТАЕТ НА ПОЛЕ СИЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЙ И ЧУВСТВ, ДОСТАТОЧНО СЛАБОЕ

ИСКУССТВО

У каждого из нас есть родители, бабушка или дедушка, которые пережили трагедию XX века; это настолько недалеко, что любое материальное свидетельство (письмо, часы погибшего человека — что угодно) воздействует сильнее, чем любая, самая утонченная, самая сложная архитектура. 

27МОНУМЕНТЫ — ЕЩЕ И ПРИМЕР ТОГО, ЧТО АРХИТЕКТУРА, ДАЖЕ КОГДА ОНА РАБОТАЕТ НА ПОЛЕ СИЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЙ И

Слайд 34ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
04

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ АРХИТЕКТУРЫ04

Слайд 3529
КАК ПРАВИЛО, АРХИТЕКТОР XX ВЕКА НЕРЕЛИГИОЗЕН, ОДНАКО ЕМУ ПРИХОДИТСЯ РАБОТАТЬ

И С ТАКОГО РОДА СЮЖЕТАМИ
В XX веке в западном мире

произошло переосмысление места религии в обществе и архитектуры как инструмента, выражающего сильные переживания. Переосмысление это было вынужденным: в середине века оказалось, что вся тонкая европейская культура с ее готическими соборами и старинными университетами совершенно не спасает от того, что люди начинают сжигать друг друга в печах.

Рис. Кафедральный собор в Милане

29КАК ПРАВИЛО, АРХИТЕКТОР XX ВЕКА НЕРЕЛИГИОЗЕН, ОДНАКО ЕМУ ПРИХОДИТСЯ РАБОТАТЬ И С ТАКОГО РОДА СЮЖЕТАМИВ XX веке

Слайд 3630
И, строя после войны церкви, нужно было породить новый язык,

создать вещи, столь же сильные в смысле эффектов, что и

раньше, но не похожие на традиционные храмы. И у заказчиков хватило смелости призвать после войны архитекторов, далеких от религии, как, например, Ле Корбюзье.

Рис. Церковь Сен-Пьер де Фирмини, Ле Корбюзье

30И, строя после войны церкви, нужно было породить новый язык, создать вещи, столь же сильные в смысле

Слайд 3731
Найти новый язык Ле Корбюзье удалось безупречно. Церковь Нотр-Дам-дю-О в

Роншане — самый важный пример: вроде бы «грибок», не похожий на

храм в традиционном смысле

Рис. Нотр-Дам-дю-О в Роншане

31Найти новый язык Ле Корбюзье удалось безупречно. Церковь Нотр-Дам-дю-О в Роншане — самый важный пример: вроде бы «грибок»,

Слайд 3832
При этом внутри возникает ощущение, как в крипте романской церкви,

сильное, тяжелое — для человека религиозного пространство здесь работает по

тем же законам и способно вызвать такие же переживания.

Рис. Нотр-Дам-дю-О в Роншане

32При этом внутри возникает ощущение, как в крипте романской церкви, сильное, тяжелое — для человека религиозного пространство

Слайд 3933
Найти новый язык ле корбюзье удалось безупречно. Церковь нотр-дам-дю-о в

роншане — самый важный пример

33Найти новый язык ле корбюзье удалось безупречно. Церковь нотр-дам-дю-о в роншане — самый важный пример

Слайд 4034
ЕСТЬ И ДРУГОЙ РОД ЦЕРКВЕЙ — СУРОВЫЕ, БРУТАЛЬНЫЕ, НЕКРАСИВЫЕ, ВРОДЕ

БЫ НЕ ПРЕДЛАГАЮЩИЕ НИЧЕГО СОКРОВЕННОГО
Скажем, церкви Готфрида Бёма. Здесь архитектура

не собирается давать вашему религиозному переживанию никаких подпорок и предполагает очень сильную внутреннюю дисциплину.

Рис. церковь Готфрида Бёма

34ЕСТЬ И ДРУГОЙ РОД ЦЕРКВЕЙ — СУРОВЫЕ, БРУТАЛЬНЫЕ, НЕКРАСИВЫЕ, ВРОДЕ БЫ НЕ ПРЕДЛАГАЮЩИЕ НИЧЕГО СОКРОВЕННОГОСкажем, церкви Готфрида

Слайд 4135
ИНТЕРЬЕР СОБОРА БОГОРОДИЦЫ

35ИНТЕРЬЕР СОБОРА БОГОРОДИЦЫ

Слайд 4236
Во второй половине xx века много таких несентиментальных церквей, без

каких бы то ни было «спецэффектов»

Рис. стенами старой церкви Баньос

36Во второй половине xx века много таких несентиментальных церквей, без каких бы то ни было «спецэффектов»Рис. стенами

Слайд 4337
Хотя в 1950–1960-х годах общим местом становятся и позднемодернистские церкви, где архитекторы

используют сильные метафоры, театральные эффекты, свет

Рис. церковь в стиле "хай-тек,

Сингапур
37Хотя в 1950–1960-х годах общим местом становятся и позднемодернистские церкви, где архитекторы используют сильные метафоры, театральные эффекты, светРис. церковь

Слайд 4438
Другой важный тренд в архитектуре второй половины XX века —

любовь к огромным размерам. Строится много храмов довольно дурного архитектурного качества

— но просто очень больших.

Рис. Собор Святой Марии, Токио, Япония — Кензо Танге, 1964

38Другой важный тренд в архитектуре второй половины XX века — любовь к огромным размерам. Строится много храмов довольно

Слайд 4539
Своя линия архитектуры — в северных протестантских странах, где церковь

предполагает большую свободу в обращении с пространством и с исторической

формой.
Вы входите туда — и вас должно пробить просто потому, что это огромное пространство. Своя линия архитектуры — в северных протестантских странах, где церковь предполагает большую свободу в обращении с пространством и с исторической формой: модернистская, выразительная, белая и стерильная, как из каталога IKEA.

Рис. Церковь воскресения, Амстердам, Нидерланды — Мариус Дуинтьер, 1954

39Своя линия архитектуры — в северных протестантских странах, где церковь предполагает большую свободу в обращении с пространством

Слайд 46АРХИТЕКТУРА — ИНСТРУМЕНТ МАНИПУЛЯЦИИ

05

АРХИТЕКТУРА — ИНСТРУМЕНТ МАНИПУЛЯЦИИ05

Слайд 4741
ТО, КАК МЫ ЧУВСТВУЕМ СЕБЯ В ПРОСТРАНСТВЕ, ЗАВИСИТ ОТ ОБЪЕКТОВ,

ЭТО ПРОСТРАНСТВО НАСЕЛЯЮЩИХ
То, как мы чувствуем себя в пространстве, зависит

от объектов, это пространство населяющих. XX век в совершенстве освоил технологии программирования самых разных впечатлений и эмоций: мы знаем, как поставить стол в кабинете начальника, чтобы подчиненный чувствовал себя никем, как покрасить стены, чтобы помещение казалось больше или уютнее, и так далее.
41ТО, КАК МЫ ЧУВСТВУЕМ СЕБЯ В ПРОСТРАНСТВЕ, ЗАВИСИТ ОТ ОБЪЕКТОВ, ЭТО ПРОСТРАНСТВО НАСЕЛЯЮЩИХТо, как мы чувствуем себя

Слайд 4842
ИМЕННО ПРОСТРАНСТВО И РАЗМЕР ОКАЗЫВАЮТСЯ ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ НЕ ТОЛЬКО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

ЭМОЦИЙ, НО И БУКВАЛЬНО ИНСТРУМЕНТОМ КОНТРОЛЯ
Именно пространство и размер оказываются

очень важным инструментом не только программирования эмоций, но и буквально инструментом контроля. Пространственный контроль — не менее важный, чем политический или экономический. Это хорошо знакомо москвичам, которые вынуждены всю жизнь ходить, преодолевать изрядные расстояния.

Вечерняя Москва

42ИМЕННО ПРОСТРАНСТВО И РАЗМЕР ОКАЗЫВАЮТСЯ ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ НЕ ТОЛЬКО ПРОГРАММИРОВАНИЯ ЭМОЦИЙ, НО И БУКВАЛЬНО ИНСТРУМЕНТОМ КОНТРОЛЯИменно пространство

Слайд 4943
Пространство может становиться социальным регулятором. С таким феноменом вы сталкиваетесь,

скажем, приезжая в Версаль: чтобы добраться из одной точки парка в

другую, вам нужно полчаса. Таким образом люди сразу начинают делиться на тех, кто ходит пешком, и тех, кто верхом, на тех, кого носят в портшезе, и тех, кто ходит сам.
Каждая культура имеет некие стандарты времени, которое считается допустимым расходовать впустую. Скажем, когда вы покупаете недвижимость, 15 минут от метро — это нормально, а 20 — уже многовато.

Рис. Версаль, Париж

43Пространство может становиться социальным регулятором. С таким феноменом вы сталкиваетесь, скажем, приезжая в Версаль: чтобы добраться из одной

Слайд 5044
Так и огромные площади, на преодоление которых вам нужно 30

минут (например, в советских проектах середины века), — это тоже

инструмент социального контроля, социального разделения.

Рис. Красносельская улица.
Жилой дом

44Так и огромные площади, на преодоление которых вам нужно 30 минут (например, в советских проектах середины века),

Слайд 5145
В ТОТАЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРЕ ПРОСТРАНСТВО МОЖЕТ БЫТЬ И ИСТОЧНИКОМ СВОБОДЫ —

ПОСКОЛЬКУ ВЕРОЯТНОСТЬ КОНТРОЛЯ ЗА КАЖДЫМ ОБРАТНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНА РАЗМЕРАМ АУДИТОРИИ
Не зря

в СССР был так популярен футбол — стадион был едва ли не единственным местом, где зажатый человек мог выплеснуть эмоции и ощутить своеобразную свободу. 

Поэтому технологии работы с пространством очень много говорят о культуре, для которой оно создано. Однако в тоталитарной культуре пространство может быть и источником свободы — поскольку вероятность контроля за каждым обратно пропорциональна размерам аудитории..

45В ТОТАЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРЕ ПРОСТРАНСТВО МОЖЕТ БЫТЬ И ИСТОЧНИКОМ СВОБОДЫ — ПОСКОЛЬКУ ВЕРОЯТНОСТЬ КОНТРОЛЯ ЗА КАЖДЫМ ОБРАТНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНА

Слайд 52 На сегодняшний день профессия архитектора заключается не только в

разработке фасадов и планов, но и в осмыслении процессов, которые

будут протекать в проектируемом архитектурном пространстве.

Архитектор не просто отражает философию и уклад жизни людей, но и влияет на их будущее развитие. Сейчас нам важно понять, как мы можем улучшить жизнь человека, сделать её комфортнее и плодотворнее. И в этом нам, несомненно, поможет осмысление опыта прошлых эпох, а также знания о психологическом влиянии различных свойств пространства.

Знание семиотических основ в архитектуре поможет улучшить жизнь будущих обитателей, даст им возможность совершенствоваться в грамотно спроектированном архитектурном пространстве.
На сегодняшний день профессия архитектора заключается не только в разработке фасадов и планов, но и в

Слайд 53Янковская, Ю. С. Семиотические механизмы архитектуры / Ю. С. Янковская

// Известия Уральского государственного университета. — 2004. — № 32.

— С. 81 – 88.
Шилин, В. В. Архитектура и психология. Краткий конспект лекций / В. В. Шилин - Нижний Новгород: Изд-во Нижегород. гос. архит.-строит. ун-та, — 2011. — 66 с.
Андреева, В. Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы / В. Андреева и др. — М. : Астрель, 2004. — 556 с.
Иевлева, М. А. Архитектура, как средство социального регулирования в тоталитарных странах. Автореф. дисс.... канд. / М. А. Иевлева. — Харьков, 2013. — 42 с.
Элькина, М. Карточный домик. Что архитектура говорит о власти. [Электрон. ресурс] / Новости AVA — Режим доступа: http://ava.md/2016/12/03/kartochnyy-domik-chto-arhitekturagovorit.html / (дата обращения: 27.03.2017).

Говорящая архитектура [Электрон. ресурс] / Cultnou. Культура и искусство России и мира. — Режим доступа: http://www.cultnow.ru/hooms-440-1.html / (дата обращения: 27.03.2017).
Лотман, Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. — СПб.: Искусство — СПб, 2000. — 704 с.
Тадао Андо [Электрон. ресурс] / Чудеса нашей планеты — Режим доступа: http://mirchudes.net/people/1397-tadao-ando.html / (дата обращения: 27.03.2017).
Элькина, М. Вчерашнее будущее архитектуры: город Шо [Электрон. ресурс] / Журнал architectural fantasy. — Режим доступа: https://artelectronics.ru/posts/vcherashnee-buduscheearkhitektury-gorod-sho.html/ (дата обращения: 27.03.2017).
Басс, В. Архитектура как средство коммуникации [Электрон. ресурс] / Университет Arzamas. — Режим доступа: http://arzamas.academy/courses/12/2 (дата обращения: 27.03.2017).

Янковская, Ю. С. Семиотические механизмы архитектуры / Ю. С. Янковская // Известия Уральского государственного университета. — 2004.

Слайд 54Багаутдинова Д.В. (студ.), Михайлов С.М. (преп.)
Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 2019
ya.galileogaliley@ya.ru

Багаутдинова Д.В. (студ.), Михайлов С.М. (преп.)Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 2019ya.galileogaliley@ya.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика