Слайд 1Что такое даймонд?
При характеристике, сравнении
двух противоположных понятий используется приём «Даймонд». Это небольшое стихотворение из
семи строк. Важный момент в задании — встреча, столкновение, соприкосновение двух противоположных явлений.
Слайд 2Английское (Diamond) от греческого «алмаз, бриллиант»
Слайд 3Правила написания даймонд
Первая строка - одно слово, существительное. Седьмая -
одно существительное - антоним.
Вторая - два слова: прилагательное или причастие,
относящиеся к существительному в первой строчке.
Третья строка - три глагола, которые тоже относятся к первому существительному.
Четвертая - два нераспространенных предложения противоположных по смыслу. В качестве подлежащих выступают слова из первой и последней строчки.
Пятая и шестая строчки - зеркально повторяют вторую и третью, только относятся они уже к последнему существительному из седьмой строчки.
Слайд 4Примеры даймонд
1. Любовь,
2. Нахлынувшая, внезапная,
3. Будоражит, волнует, окрыляет.
4. Любовь в
настоящем. Ненависть в прошлом.
5. Разбивает, опустошает, низвергает
6. Испепеляющая, убивающая
7. Ненависть.
Слайд 5Примеры даймонд
Любовь,
Нахлынувшая, внезапная,
Будоражит, волнует, окрыляет.
Любовь в настоящем. Ненависть в прошлом.
Разбивает, опустошает, низвергает
Испепеляющая, убивающая
Ненависть.
Слайд 6Цели использования приема «Даймонд» на уроке
1. Умение написать это короткое
литературное произведение развивает речь детей, обогащает словарный запас.
2.Составление даймонд
требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях, то есть подготавливает их к краткому пересказу.
3. Автор даймонд должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказывать его по определённым правилам, таким образом учит формулировать идею(ключевую фразу).
4. Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
Слайд 7Смысл противопоставления Остапа и Андрия
Использование приема «Даймонд» при создании характеристики
героев повести
Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Слайд 8Смысл противопоставления
Остапа и Андрия
Слайд 10Смысл противопоставления
Остапа и Андрия
Остап,
Мужественный, суровый,
Сражается, защищает, погибает.
Остап- герой.
Андрий- отступник.
Воюет, влюбляется, предает
Красивый, страстный.
Андрий.
Слайд 12Добро и зло в сказке Пушкина
Царица-мачеха
Царевна
Слайд 13Сравнительная характеристика образов
царицы-мачехи и царевны
Царского происхождения
Красивы внешне
Умны
«Высока, стройна, бела…»
«Белолица,
черноброва…»
Слайд 14Сравнительная характеристика образов
царицы-мачехи и царевны
Характер, поведение
Горда,
ломлива, своенравна, ревнива,
завистливая,
злая,
ленивая,
грубая,
надменная,
жесткосердная
Скромная,
милая,
приветливая,
кроткая,
бескорыстная,
трудолюбивая,
вежливая
Слайд 15Добро и зло в сказке Пушкина
Царевна.
Добрая, кроткая.
Верит, ждет, не скучает.
Царевна любит и побеждает.
Царица ненавидит и гибнет.
Ругается, ревнует, мстит.
Гордая, злая.
Царица.
Слайд 16Добро и зло в сказке Пушкина
Царевна.
Молода, красива.
Растет, хорошеет, любит.
Царевна расцвела, а царица умерла.
Ворчит,
завидует, ненавидит.
Своенравна, горделива.
Царица.
Жилин.
Смелый, добрый.
Наблюдает, помогает, бежит.
Жилин – отвага. Костылин - страх.
Предает, скучает, мешает.
Ленивый, безразличный.
Костылин.
Жилин.
Храбрый, ответственный.
Не унывает, планирует, бежит.
Жилин – герой. Костылин – «слабак».
Унывает, бездельничает, ноет.
Безвольный, слабохарактерный.
Костылин.