Слайд 1Что такое кейсы и с чем их едят
Введение в
case-study
Слайд 2Откуда это взялось
Кейс (от англ. сase) — это описание
конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской
и т. д. Как правило, кейс содержит некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах.
Решить кейс — это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение.
В современном виде кейс-метод зародился в 1870-е годы в Гарвардской школе права, а в бизнес-обучении утвердился с 1920-х годов
Слайд 3В чем вся «СОЛЬ»?
Сочетание практической задачи + востребованность профессиональных
знаний = способность и готовность практического применения знаний к ситуации
Межпредметность, междисциплинарность, контекстность
Нет однозначного решения – как и в жизни
Не ЗУНы, а компетенции: hard skills + soft skills
Требует мышления: анализ, моделирование, конструирование
Командная работа
Решение кейса может иметь реальную практическую ценность
Слайд 4Soft skills
Системное мышление, критическое мышление
Работа с информацией (поиск,
анализ)
Моделирование, проектирование, конструирование
Самостоятельность
Принятие решений
Готовность к
изменениям и гибкость
Практикоориентированность (ориентация на задачу)
Организация коммуникации и командной работы
Слайд 5Элементы кейса
Описание ситуации: что дано (действующие лица и их
характеристики); контекст (внешние условия); ограничения (по ресурсам, времени и т.п.)
Разрыв в ситуации (в чем конфликт/ разрыв? Интересов, намерений, притязаний, ограничение ресурсов… )
Задача на решение (через позицию решающего).
Слайд 6Структура кейса – задача
ДАНО: субъекты (заказчик, директор, сотрудники, компания, регион,
жители города, администрация и т.д.), объекты (выбросы, воздух, продукт, прибыль,
проект, инфраструктура и т.д.), процессы (производство, коммуникация, продажи, работа отдела, переговоры, поставки и т.д.)
УСЛОВИЯ: характеристики субъектов (заказчик недоволен, директор хочет уволить, жители бастуют, город нуждается, администрации необходимо урегулировать и т.д.), характеристики объектов (производство загрязняет, коммуникация в команде не налажена, поставки не в срок, проект задерживается)
НАЙТИ: какую проблему и как кто вы решаете?
Слайд 7Основные понятия
«СИТУАЦИЯ»
содержит в себе несколько смысловых контекстов
содержит в себе определённые противоречия
характеризуется высокой степенью нестабильности
открыта для действия
имеет потенциал к изменению
действует множество сил
Слайд 8Основные понятия
«АНАЛИЗ»
проблемный анализ: анализ проблемного содержания ситуации; анализ проблемных
условий ситуации; анализ проблемных последствий ситуации.
системный анализ: какова
структура ситуации? Какие функции обеспечивают элементы системы?
праксеологический анализ: анализ путей оптимизации деятельности; алгоритмизация и моделирование деятельности.
прогностический анализ: формирование предсказаний относительно будущего развития ситуации. Прогноз будущего исходя из трендов. Способы достижения будущего.
Слайд 9Этапы решения
знакомство с ситуацией, ее особенностями;
построение модели
ситуации: какие типы элементов и как они связаны?
субъективизация: как
кто мы решаем кейс? Из какой позиции и для кого?
выделение основной проблемы (в чем противоречие, в чем разрыв), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать (кто субъекты, что им надо);
предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
анализ последствий принятия того или иного решения;
предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.
Слайд 10Кейс «Уволим пол команды»
Есть проектная команда: программисты, тестировщики, аналитики и
менеджер проекта, за которого мы предлагаем вам поиграть в этом
кейсе.
То есть, вам нужно будет спроектировать модель поведения менеджера проекта для устойчивого решения создавшейся ситуации.
Слайд 11Основные условия
Команда ведет разработку ИТ-системы. Она поставляется заказчику месячными
итерациями. То есть, перед началом каждого месяца, команда выбирает и
оценивает тот объем работы, который она сможет поставить заказчику. В работы входит анализ требований на итерацию, разработка или доработка кода системы, тестирование новой версии системы, ее развертывание и конфигурирование на стенде заказчика.
Работа с заказчиком ведется около года, на текущий момент, с учетом государственных праздников и сезонов отпусков, заказчику было поставлено 10 версий продукта.
Заказчик не просто принимает промежуточную версию системы и ждет следующую, а использует поставленное ПО для автоматизации существенного участка бизнес-процессов. На инфраструктуре заказчика в системе находятся реальные данные. Если в процессе поставки, развертывания или эксплуатации новой версии системы возникают ошибки или задержки, работа большого подразделения компании заказчика теряет рабочее время примерно 300-400 пользователей.
Слайд 12В чем проблема
Несмотря на отлаженную процедуру оценки объема итерации,
команда проекта в 4 итерациях из 10 срывала сроки поставки
новой версии продукта (от 1 до 4-5 рабочих дней).
Причины срыва каждый раз разные: проблема с развертыванием и обновлением ПО на инфраструктуре заказчика; возникшие критические ошибки, которые повлекли исправления и повторную поставку; изменения в составе реализуемых требований и недооценка сроков на реализацию изменений. Какой-то одной системной проблемы на ретроспективе после «проблемных» поставок выявить не удалось.
Последствия от срыва сроков для бизнеса заказчика также каждый раз разные: проблемой является простой подразделения заказчика, а не просто сам факт задержки даты поставки.
Слайд 13ВЫЗОВ
Последние 2 срыва сроков поставки случились подряд в двух
месяцах один за одним. Срыв запуска новой версии на 3
дня привел к простою всех 400 сотрудников подразделения заказчика сроком на 3 дня. Разгневанный заказчик в ультимативной форме потребовал у руководства вашей компании принять меры по наведению порядка в проекте.
Технический директор компании, в которой работает проектная команда, вызвал главного героя кейса и донес до него следующее управленческое решение:
Если следующая итерация, в начале которой сейчас находится проект, будет сорвана по срокам, то с целью наведения дисциплины и создания показательного прецедента для других 15 проектных команд компании (всего в вашей компании работает более 1.000 сотрудников) из вашей команды будет уволена половина сотрудников, а проект будет переформатирован по составу людей и срокам будущих поставок.
Слайд 14Задача
Поставьте себя на место менеджера проектной команды, до которого
было донесено такое управленческое решение со стороны его начальства, и
попробуйте ответить на несколько вопросов:
Говорить или не говорить команде о решении руководства?
Если говорить, то что именно и какими словами говорить команде или отдельным ее членам?
Какими будут ваши дальнейшие действия? Будете работать? Не будете? Как будете вести проект дальше? К каким последствиям может привести выбранная вами модель поведения?
Слайд 15Дополнительные данные
Команда работает ровно. Явных аутсайдеров или звезд в
команде нет. Предыдущие проблемы не несли системного характера.
Ранее
вы уже озвучивали команде, что срыв сроков может повлиять на будущее проекта: в практике вашей компании были депремирования сотрудников и увольнения как менеджеров, так и инженеров. Но срывы повторялись. Объяснения есть всегда.
Слайд 16Решение №1 «Не говорить»
Аргументация: чтобы не сеять панику, чтобы никто
не отвалился сам (как только узнает о нависшей угрозе), чтобы
не возник раскол в команде (кого уволят?), чтобы никто не пошел вместо работы над своими задачами искать другую работу и т.д.
Минусы и риски:
Информация может стать известна команде не от вас – рост недоверия к менеджеру (вам), неуверенность в ситуации и своем будущем
Слайд 17Решение №2 «сказать как есть»
Минусы и риски:
Неуверенность в
ситуации и своем будущем
Поиск «козла отпущения»
Поиск новой работы
Слайд 18Решение №3 «А есть ли оно?»
Модель устойчивости для менеджера –
3 ориентира:
Интересы бизнеса
Интересы команды
Собственная репутация
Слайд 19Подсказка
Разрешение противоречия «сказать – не сказать»: убрать риск потери
доверия, убрать риск «подковерных игр»
Оптимизировать риски добровольного увольнения сотрудников
Снять «неуверенность» и «неопределенность», повысить мотивацию