Разделы презентаций


Деепричастие как особая форма глагола

Содержание

Цель урока: сформировать представление о деепричастииЗнать:1)что такое деепричастие; основные признаки деепричастия; типичные суффиксы деепричастий;2) признаки глагола и наречия, свойственные деепричастиюУметь:1) отличать деепричастие от причастия;2) разграничивать основное и добавочное действие;3) опознавать деепричастия

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Деепричастие как особая форма глагола


Деепричастие как особая форма глагола

Слайд 2Цель урока: сформировать представление о деепричастии
Знать:
1)что такое деепричастие; основные признаки

деепричастия; типичные суффиксы деепричастий;
2) признаки глагола и наречия, свойственные деепричастию
Уметь:
1)

отличать деепричастие от причастия;
2) разграничивать основное и добавочное действие;
3) опознавать деепричастия по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам

Цель урока: сформировать представление о деепричастииЗнать:1)что такое деепричастие; основные признаки деепричастия; типичные суффиксы деепричастий;2) признаки глагола и

Слайд 3
Рассказчик вспомнил что-то и замолчал.
Рассказчик, вспомнивший что-то, замолчал.
Рассказчик, вспомнив что-то,

замолчал.

В каком из предложений действия выступают как равноправные,

а в каких выделяется главное и второстепенной действие?

Сравните предложения

Рассказчик вспомнил что-то и замолчал.Рассказчик, вспомнивший что-то, замолчал.Рассказчик, вспомнив что-то, замолчал.  В каком из предложений действия

Слайд 4
Деепричастие - это особая форма глагола, которая отвечает на вопросы

что делая? что сделав?

Деепричастие - это особая форма глагола, которая отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Слайд 7 Деепричастие – особая форма глагола.
К истокам слова
Прочитай сведения

о толковании слова «деепричастие»
В термине «деепричастие» мы хорошо понимаем вторую

часть. Но что же означает первая? Её мы тоже можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный.
Из краткого этимологического словаря русского языка под редакцией Н. М. Шанского узнаём, что в XVII веке учёный Мелентий Смотрицкий ввёл в русскую грамматику термин «деепричастие». Он состоит из двух частей: дее + причастие, и объяснить его можно как «причастность к действию». Действительно, эта форма глагола обозначает добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, потому что не изменяется. А когда-то деепричастия были краткими причастиями, изменялись по падежам и были определениями. Со временем эти свойства утратились, деепричастия стали походить на наречия и полностью зависят от сказуемого.
(Из книги В. А. Ивановой, З. А. Потихи, Д. Э. Розенталя «Занимательно о русском языке»)

Меню

Деепричастие – особая форма глагола. К истокам словаПрочитай сведения о толковании слова «деепричастие»В термине «деепричастие» мы

Слайд 8Запомним определение Сравни свой вывод с правилом.
Деепричастие – особая форма глагола,

которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. В

деепричастии совмещены признаки глагола и наречия. Подобно другим формам глагола, деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида, например: улыбаясь – несовершенного вида. Вопросы, котрые ставятся к деепричастиям, напоминают вопросы к глаголам несовершенного и совершенного вида: что делая? и что сделав?
Зависимое слово – существительное или местоимение – ставится при деепричастии в том же падеже, что и при глаголе, от которого образовано деепричастие, например: покрасить (что?) стену (В.) – покрасив (что?) стену (В.). С наречием деепричастие сходно тем, что не изменяется (не склоняется и не спрягается).
В предложении деепричастие бывает обстоятельством, например:
Космонавт, улыбаясь, рассказывает о полёте. – Рассказывает (как?) улыбаясь.
Приземлившись, он с радостью посмотрел вокруг. – Посмотрел (когда?) приземлившись.

меню

Запомним определение Сравни свой вывод с правилом.Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном

Слайд 9Тренировочные упражнения Задание 1
Определи, о каких основных и дополнительных действиях говорится

в отрывке из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»? Подчеркни

глаголы и деепричастия с зависимыми от них словами как члены предложения. При определении деепричастий воспользуйся алгоритмом рассуждения в рамке.


Внимание!
Применяя данное выше
определение,
рассуждай так:
Выглянув в окно,
Петя увидел. – Петя
увидел – выглянув;
увидел – основное действие,
а добавочное –
выглянув, значит, выглянув –
деепричастие.

меню

Тренировочные упражнения Задание 1Определи, о каких основных и дополнительных действиях говорится в отрывке из повести Н. В.

Слайд 10 А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в

литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами. И

стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло все поле, а запорожцы все палили, не переводя дух.
Н.В. Гоголь
О каких основных действиях говорится в отрывке?
Какими средствами языка Н.В. Гоголь добивается яркого, образного описания этих действий?

Прочитайте текст


А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные

Слайд 11Текст
А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры

и трубы.
Подбоченясь, выезжали паны, окружённые несметными слугами. И

стали наступать они, тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили и палили, не переводя дух.

текст

ТекстА из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы.  			Подбоченясь, выезжали паны, окружённые

Слайд 12 Задание 2
Определи, какие действия совершают действующие

лица (предметы)? Подчеркни глаголы, обозначающие основные действия, и деепричастия, обозначающие

дополнительные действия, как члены предложения, рядом с деепричастиями запиши в скобках соответствующие глаголы по образцу 1-го предложения.
1. Схватив (схватил) котелок, Димка помчался за водой.
2. Спускаясь (____________________) по тропинке, Димка вдруг остановился.
3. Он пополз, спотыкаясь (____________________) о разбросанные остатки кирпичей.
4. У берегов вода тихонько играла, перекатываясь (____________________) через мелкое каменистое дно. (А. Гайдар)

меню

Задание 2Определи, какие действия совершают действующие лица (предметы)? Подчеркни глаголы, обозначающие основные действия,

Слайд 13Задание 2
1. Схватив (схватил) котелок, Димка помчался за водой.
2.

Спускаясь (спускался) по тропинке, Димка вдруг остановился.
3. Он пополз,

спотыкаясь (спотыкался) о разбросанные остатки кирпичей.
4. У берегов вода тихонько играла, перекатываясь (перекатывалась) через мелкое каменистое дно. (А. Гайдар)




Проверь себя

Задание 21. Схватив (схватил) котелок, Димка помчался за водой. 2. Спускаясь (спускался) по тропинке, Димка вдруг остановился.

Слайд 14Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями, по вопросам определите вид деепричастия.


Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки.
Море играло

маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом.
Товарищи заметили его беспокойство и ушли.
Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.

Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями, по вопросам определите вид деепричастия. Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму

Слайд 15Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки.

Герасим шел,

не торопился, не отпуская Муму с веревки.
Герасим шел, не торопясь,

не отпуская Муму с веревки.
Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки.Герасим шел, не торопился, не отпуская Муму с веревки.Герасим

Слайд 16Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало

друг с другом.
Море играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой

пены, сталкивая друг с другом.
Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивая друг с другом.
Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом.Море играло маленькими волнами, рождая

Слайд 17Товарищи заметили его беспокойство и ушли.

Товарищи, заметив его беспокойство, ушли.

Товарищи заметили его беспокойство и ушли.Товарищи, заметив его беспокойство, ушли.

Слайд 18Оно бывает разного цвета:
Чёрное, белое и фиолетовое.
Ещё про него говорят,

что солёное,
Большое, бушующее или спокойное.
А летом стремятся поближе к

нему.
Вы догадались, о чём говорю?

Море

Оно бывает разного цвета:Чёрное, белое и фиолетовое.Ещё про него говорят, что солёное, Большое, бушующее или спокойное.А летом

Слайд 19Николай Дубовский. Море.

Николай Дубовский. Море.

Слайд 20Работа с текстом
Картина «Море» вызывает

восхищение, пор..жает своей красотой. Тиш..ной, спокойствием веет от этой картины.

Море ещё неподвижно, но лё..кий ветерок уже играет п..русами, надувает их и заст..вляет скользить по морской глади. Небо сл..вается с морем, подхватывает его оттенки и настроение. Кричат чайки, носятся над бе..брежной водяной гладью.
Художник постарался передать нам своё настроение, использовал не звуки, а краски.
Работа с текстом    Картина  «Море» вызывает восхищение, пор..жает своей красотой. Тиш..ной, спокойствием веет

Слайд 21КЛЮЧ
Картина «Море» вызывает восхищение, поражая своей красотой. Тишиной,

спокойствием веет от этой картины. Море ещё неподвижно, но лёгкий

ветерок уже играет парусами, надувая их и заставляя скользить по морской глади. Небо,, сливаясь с морем, подхватывает его оттенки и настроение. Крича, чайки носятся над безбрежной водяной гладью. Художник постарался передать нам
своё настроение, используя не звуки,
а краски.
КЛЮЧ  Картина «Море» вызывает восхищение, поражая своей красотой. Тишиной, спокойствием веет от этой картины. Море ещё

Слайд 22Выборочно – распределительный диктант
Отражаясь в воде
Скользя по глади
Задумавшись о цвете
Поверив

настроению
Надувая паруса
Забежав вперед
Сливаясь вдали
Замерев от восторга
Меняясь неуловимо
Охватив взглядом

Выборочно – распределительный диктантОтражаясь в водеСкользя по гладиЗадумавшись о цветеПоверив настроениюНадувая парусаЗабежав впередСливаясь вдалиЗамерев от восторгаМеняясь неуловимоОхватив

Слайд 23КЛЮЧ

КЛЮЧ

Слайд 24Принимаем участие в игре «Найди лишнее»
В каждой из четырёх

групп слов есть одно лишнее, найди его.
1. (Не) написав,
(не)

слушая,
(не) домогая,
(не) зная,
(не) соглашаясь.

2. (Не) хотя,
(не) взлюбив,
(не) досыпая,
(не) понимая,
(не) навидя

3. (Не) читая,
(не) люблю,
(не) поднимаясь,
(не) уезжая,
(не) сказав.

4. (Не) скошено,
(не) глядя,
(не) спросив,
(не) услышав,
(не) умолкая

меню

Принимаем участие в игре  «Найди лишнее» В каждой из четырёх групп слов есть одно лишнее, найди

Слайд 25 «Найди лишнее»
1. Недомогая
2. Не понимая
3. Не люблю
4. Не скошено
Проверь себя
Проверь

себя

«Найди лишнее»1. Недомогая2. Не понимая3. Не люблю4. Не скошеноПроверь себяПроверь себя

Слайд 26Н.Н. Дубовский. Море.

Н.Н. Дубовский. Море.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика