Слайд 1Деловая коммуникация
Выполнили: Прокопьев Ян, Саввина Алеанна, Сивцева Лена ЗТ-11
Слайд 2 Деловая коммуникация: основные характеристики
План
Понятия «общение», «коммуникация», «деловое общение». Особенности
деловой коммуникации.
Психологические и этические основы делового общения.
Невербальные и вербальные
средства общения. Слушание в деловой коммуникации.
Особенности межкультурной деловой коммуникации.
Слайд 3Общение – это очень сложный процесс взаимодействия людей. Общение –
понятие, описывающее взаимодействие между людьми и характеризующее базовую потребность человека
– быть включенным в социум и культуру.
Общение - человеческие контакты, приводящие к социальным результатам и последствиям.
Под общением (в широком смысле) понимается любая форма контактов между людьми, подразумевающая коммуникацию между людьми.
Слайд 4Коммуникация – это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по
общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств.
Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.
Деловое общение является особой формой взаимодействия людей в различных сферах трудовой деятельности. Важное значение оно приобретает для людей, занятых в управлении.
Деловая коммуникация - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Это – межличностное общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: управленческой, производственной, коммерческой и т.д. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.
Слайд 5Три стороны деловой коммуникации
коммуникативная - аспект, связанный с обменом
информацией.
интерактивная - аспект, связанный с обменом действиями (что делает
партнер в общении, чего он хочет, какие цели преследует).
перцептивная - аспект, связанный с восприятием и пониманием делового партнера.
Слайд 6Содержанием деловой коммуникации является то дело, которым заняты люди в
процессе деятельности, а не проблемы, затрагивающие их внутренний мир.
Деловое общение
может быть:
1. необходимым;
2. желательным;
3. нейтральным;
4. нежелательным.
Цель деловой коммуникации – организация плодотворного сотрудничества, создание оптимальных условий для успешного решения задач, стоящих перед организацией и отдельными сотрудниками.
Слайд 7В зависимости от различных признаков деловую коммуникацию можно разделить на
следующие виды:
контактное – дистанционное (по положению коммуникантов в пространстве и
времени);
2. непосредственное – опосредованное (по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата»);
3. устное – письменное (с точки зрения формы существования языка);
4. монологическое – диалогическое (с точки зрения постоянной и переменной позиции я-говорящего и ты-слущающего);
5. официальное – неофициальное (с учетом обстановки общения и взаимоотношений общающихся).
Слайд 8Деловая коммуникация имеет свои специфические особенности:
регламентированность;
строгое соблюдение его участниками
формально-ролевых принципов взаимодействия;
повышенная ответственность участников за его результат;
строгое отношение к
использованию его участниками речевых средств.
наличие разных типов отношений между его участниками (субординационные и партнерские отношения)
Слайд 9Деловая коммуникация требует соблюдения
ряда условий:
обязательность контактов всех участников общения независимо
от их симпатий и антипатий;
взаимозависимость всех участников и в достижении
конечного результата, и при реализации личных намерений;
формальные ограничения (конвенциональные, ситуативные, эмоциональные, насильственные).
Слайд 10Виды (формы) устного делового общения:
Публичное выступление
Деловая беседа
Деловое совещание
Деловые переговоры
Дискуссия
Разговор по
телефону
Презентация
Письменная деловая речь – это все виды деловых писем (письмо-запрос,
письмо-предложение, письмо-просьба, письмо-приглашение, письмо-напоминание и т.п.) и документов, фиксирующих социально-правовые отношения, регулирующие управленческие, организационные, финансовые и другие действия организаций или отдельных должностных лиц.
Слайд 11Этика (ëthicá от ēthos (греч.) - обычай, нрав, характер) -
это совокупность принципов и норм, идеалов поведения, принятых в данной
эпохе и в данной социальной среде.
Этика делового общения - это совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной и социальной деятельности.
Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере человеческого общения, важной составляющей которого является общение людей в процессе совместной деятельности.
Слайд 12Нравственные принципы, на которых должны строиться взаимоотношения руководителя и подчиненного:
признание
и защита прав и свобод человека и
гражданина;
принцип гуманизма;
принцип справедливости;
принцип ответственности;
принцип законности.
Нравственные нормы служебного поведения:
единая мораль для всех;
единство слова и дела;
проявление внимания к подчиненным;
проявление максимума корректности, вежливости и тактичности.
Слайд 13Виды общения
Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но
и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию,
мимику, жесты.
Слайд 14Невербальное общение (от англ. «non-verbal» - без использования слов, несловесный)
– общение без помощи слов, наиболее древняя и базисная форма
коммуникации.
Ф. Ларошфуко: «В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов».
Виды невербальных средств коммуникации:
кинетические (или кинесические) – жест, поза, взгляд, прикосновение, мимика и др.;
фонационные - интонация и ее составляющие: тон, сила звучания, тембр, пауза и др.
Слайд 16К вербальным средствам общения относится
человеческая речь.
Современный деловой человек
за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3
тысяч слов в час.
Д. Уэбстер: «Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел».
В зависимости от намерений коммуникантов возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка.
Язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.
Слайд 17Язык используется в самых разных функциях:
Коммуникативная;
Познавательная;
Аккумулятивная;
Конструктивная;
Эмоциональная;
Контактоустанавливающая;
Этническая;
Образное мышление.
Слайд 18Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими
людьми человек использует язык.
Виды речевой деятельности:
говорение - использование языка
для того, чтобы что-то сообщить;
слушание - восприятие содержания звучащей речи;
письмо - фиксация содержания речи на бумаге;
чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации.
С точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников - на межличностное и массовое.
Слайд 19Модель вербального коммуникативного процесса включает 5 элементов:
КТО? (передает сообщение) -
Коммуникатор
2. ЧТО? (передается) - Сообщение (текст)
3. КАК? (осуществляется передача) -
Канал
4. КОМУ? - Аудитория
5. С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? - Эффективность.
Слайд 21В процессе вербального общения мы:
формируем идею;
облекаем
идею в слова;
говорим или пишем слова;
партнер
получает сообщение;
партнер его воспринимает:
выделяет и интерпретирует информацию;
оценивает и удерживает смысловую часть;
партер реагирует и посылает сообщение
обратно.
В вербальном общении приходится не только излагать свою точку зрения письменно или устно, но и воспринимать мнения других людей.
Слайд 22Россия представляет собой чрезвычайно сложный поликультурный исторический феномен. Основную типологическую
особенность российской культуры составляет ее бинарный характер. Как подчеркивают многие
исследователи, Россия - это страна великих контрастов, любой тезис относительно ее истории и культуры
имеет и антитезис.
К национальным особенностям русских специалисты относят склонность к коллективизму, самопожертвованию, терпение, упорство, неравномерный ритм работы, способность в критический момент мобилизоваться и напрячь все силы, неуважительное отношение к закону. Многие отмечают, что в основном это очень теплые, душевные люди,
отзывчивые на добро и любовь.
Слайд 23Умение правильно и адекватно вести себя во время делового общения
– одно из основных составляющих успеха делового человека и руководителя.