Слайд 1Деловое общение
ПОДГОТОВИЛ
Студент группы БГБ 16-12
Б. А. Васильев
Проверила К.И.Н. Э.А. Мухтасарова
Слайд 2Содержание
Введение.
Основные виды делового общения, их цель
основные этапы делового общения
Коммуникативная,
интерактивная, перцептивная стороны общения
Речевые и психологические правила делового общения
Порядок приветствий
и представлений в деловом общении
Что изучает психодиагностика
Условия, формирующие оптимальное деловое общение в коллективе.
Заключение
Список использованной литературы
Слайд 3Введение.
Деловое общение — это сложный многоплановый процесс развития
контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в
официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.
Слайд 4Основные виды делового общения, их цель.
Различают два вида делового общения: вербальное и невербальное. Вербальное общение (от лат.
«verbalis» – словесный) осуществляется с помощью слов. При невербальном общении средством передачи информации являются позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение .
Предметом делового общения является общее дело. Содержание делового общения составляет социально значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации.
Целью делового общения является организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности. Помимо общей цели делового общения в нем можно выделить и личные цели, реализуемые участниками общения:
1) стремление к личной безопасности в процессе социальной деятельности, что часто проявляется в уходе от ответственности;
2) стремление к повышению своего жизненного уровня;
3) стремление к власти, т.е. стремление расширить круг своих полномочий, продвинуться вверх по служебной лестнице, избавиться от бремени иерархического контроля;
4) стремление повысить свой престиж, что часто сочетается со стремлением укрепить престиж занимаемой должности и самой организации
Слайд 5основные этапы делового общения
Подготовительный этап
Этот этап предполагает непосредственную организацию встречи.
На первом этапе необходимо составить план с конкретными вопросами и
несколькими вариантами решения проблемы. Нужно проанализировать точки зрения партнёра по переговорам и выбрать наиболее выгодную стратегию взаимоотношений; рекомендуется сделать прогноз результата беседы. Завершают подготовительный этап организационные моменты: обозначение места и времени встречи.
Понимание собеседника
Психологический портрет собеседника, который складывается в ваших глазах, зависит от определенных обстоятельств, продолжительности знакомства, информации о человеке, полученной от других работников.
манера говорить (содержание, логичность, длительность, выразительность и особенности речи);
жестикуляция и мимика;
конкретные действия (передвижения и позы человека, расстояние между собеседниками, прикосновения);
телесные движения (прикосновение, похлопывание, поглаживание).
Слайд 6Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения
Коммуникативная сторона общения проявляется в содержании информационного процесса между людьми
как активными субъектами формирования, передачи и приема сообщений. Она осуществляется с учетом отношений между партнерами, их установок, целей, намерений и пр., что приводит не просто к «движению» информации, но и к уточнению представлений и обогащению знаний, которыми обмениваются общающиеся
Интерактивная сторона общения отражает процесс систематической смены коммуникативных ролей и взаимного воздействия партнеров по общению, т.е. взаимодействие между людьми в процессе общения (обмен знаниями, идеями, действиями, эмоциями и т.п.). В профессиональном общении данная сторона общения характеризует взаимодействие и построение отношений общающихся друг с другом, непосредственно влияя на организацию и результат совместной деятельности
Перцептивная сторона общения (от латинского «perceptio» -восприятие) - процесс, возникающий при человеческом взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания человека человеком.
Процесс перцепции зависит от эмоций, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.
Слайд 7Речевые и психологические правила делового общения
Специалисты по деловой коммуникации отмечают, что человек высказывает 80% из
того, что хочет сообщить; слышащие его воспринимают лишь 70%, понимают 60 %, а в памяти у них остается, по одним источникам, 24% сказанного, по другим - от 10 до 15%.
Возрастанию эффективности делового общения способствуют его необходимые составляющие, а именно: умение говорить и умение слушать.
В коммуникативном аспекте умение говорить предполагает соблюдение правил речевого общения. Все многообразие правил речевого общения можно разделить на три группы.
К первой группе относятся нормативные требования к речевой коммуникации, обусловленные ее профессиональными целями. Это:
1. Правило релевантности (от англ. relevant - уместный, относящийся к делу), которое предписывает:
- говорить по существу обсуждаемой проблемы;
- говорить то, что важно в данной ситуации;
- соотносить сказанное с ожиданиями партнера.
2. Правило качества информации, согласно которому необходимо:
- предъявлять правдивую и проверенную информацию, чтобы высказывания соответствовали истине,
- доказывать и аргументировать свои высказывания,
- не высказывать вслух то, для чего нет доказательств.
3. Правило необходимости и достаточности информации. В связи с этим целесообразно:
- говорить не больше и меньше, чем требуется в данной ситуации и для достижения результата.
4. Правило соответствия, которое выражается словами: «Не отклоняйтесь от темы»
Слайд 8 Вторая группа правил касается языковой нормативности и включает
требования:
1. Правильности речи - ее соответствия
грамматико-стилистическим нормам. Нарушение этого правила связано с такими ошибками, как употреб-ление слов не в соответствии с их значениями, игнорирование семантики слов, неумелое пользование антонимами, пропуски слов, необходимых для адекватного выражения смыслов, неудачный выбор синонимов, смешение паронимов (слов, имеющих сходство в морфологическом составе и, следовательно, в звучании, но различающихся по значению, например, надо: склонить голову, а не преклонить; красивая и практичная одежда, но не практическая); соединение просторечных слов с книжными, неправильное построение фраз, неправильные ударения и написание слов и др. ошибки;
2. Точности речи - ее соответствия мыслям говорящего. Согласно этому требованию нельзя использовать термины-синонимы в одном высказывании, неуклюжие словообразования (например, ксерить, разблюдовка), профессионализмы за пределами профессиональной среды, слова-паразиты, нельзя злоупотреблять штампами и канцеляризмами.
3. Ясности речи, что обеспечивает ее доступность пониманию слушающего. В связи с этим необходимо избегать в речи многозначных терминов или прояснять, в каком смысле используется в высказывании тот или иной многозначный термин. Чтобы сделать речь доступной, кроме того, необходимо использовать определения, сравнения, примеры, метафоры - обороты речи, заключающие скрытое уподобление, образное сближение слов на основе их переносного значения, аналогию.
Слайд 9 4. Краткости и четкости речи, отсутствия
в ней лишних слов, ненужных повторений. Речевые ошибки, возникающие вследствие
нарушения этого правила: использование плеоназмов (одновременное употребление близких по смыслу и потому лишних слов): темный мрак, предчувствовать заранее, главная суть и т.п.; .Данное правило также предписывает говорить короткими фразами, четко формулируя мысль и используя при этом предложения, состоящие из 8-15 слов. По другим данным, сознание обычно не воспринимает смысл фраз, составленных более чем из 13 слов, а согласно некоторым исследованиям - даже из 7 слов.
5. Логичности речи - ее соответствия законам логики.
6. Соблюдения правила конгруэнтности - совпадения слов и невербальных сигналов. Нарушение этого правила ведет е подозрительности и непониманию.
7. Соответствия речевых клише нормативным правилам официально-делового стиля; Усилению эффективности вербального воздействия (за исключением ситуаций делового общения, для которых предписан только официально-деловой стиль) могут способствовать такие характеристики речи как:
- простота речи - ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, «красивостей слога»; - богатство речи - разнообразие используемых в ней языковых средств; чистота речи - устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных терминов, употребляемых без особой необходимости;- живость речи - отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность, эмоциональность;- благозвучие речи - ее соответствие требованиям приятного для речи звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны Бороздина Г. В. Психология делового общения.
Слайд 10Порядок приветствий и представлений в деловом общении
Приветствие. Вежливость как главный атрибут воспитанного человека предполагает приветствие. Главным правилом
устного приветствия является принцип "снизу вверх", первым здоровается подчиненный с начальником, младший по возрасту со старшим, мужчина с женщиной.
Для рукопожатий действует принцип "сверху вниз", т.е. первым предлагает руку человек более старший по должности или по возрасту. Рукопожатия не всегда обязательны. Например, когда к руководителю входит посетитель, достаточно вежливо и корректно ограничиться словесным приветствием "Здравствуйте", при этом сделать легкий поклон головой и слегка улыбнуться.
Представление в деловой жизни является важным элементом вежливости. Посредством его можно установить нужные и полезные связи. Согласно деловому этикету представить кого-то — значит назвать его имя, фамилию, должность, организацию, в которой он работает.
По строгим правилам делового этикета знакомство должно происходить при содействии третьего лица, знающего обоих знакомящихся. Этот человек выступает гарантом порядочности представляемых друг другу людей. Но в сегодняшнем деловом мире роль гаранта может выполнить организация, в которой работают (или встретились на деловом мероприятии) сотрудники.
Слайд 11 Обращение. Чувство такта играет решающую роль в
выборе формы обращения, отражающей существующие между людьми отношения. Обращения предлагают
собеседникам общаться в определенном тоне, соблюдая определенные отношения: отношения людей близких или далеких, равных или неравных, отношения служебные, дружеские, фамильярные, почтительные и т.д
Переход от "вы" к "ты" или наоборот — всегда волнующее событие, утверждение новых отношений. Есть люди, которые быстро и легко переходят на "ты", другие, наоборот, делают это неохотно. Есть и те, которые отказ от "ты" рассматривают как сознательное отдаление и даже как личное оскорбление. Нет специальных правил, когда и при каких обстоятельствах можно переходить на "ты". Это полностью зависит от характера людей, отношений, обстановки. Вместе с тем никогда младший по возрасту не должен первым переходить на "ты" со старшим, подчиненный — с начальником, секретарь — с посетителем.
С предложением перейти на "ты" нужно быть достаточно осторожным, потому что отказ может вызвать чувство неловкости, особенно у того, кто сделал это предложение. Предлагаемое в последнее время на корпоративных тренингах общение на равных между участниками, независимо от их возраста и должности, — это ловушка. Лингвистическим и невербальным способом она как бы нарушает иерархию и создает иллюзию равноправия. Причем только иллюзию, поскольку настоящее равноправие между начальником и подчиненным практически невозможно.
Слайд 12Что изучает психодиагностика
Психодиагностика – это
область психологической науки, которая разрабатывает теорию, принципы, инструменты оценки и
измерения индивидуально – психологических особенностей личности.
Термин «психодиагностика» в научны обиход ввел Роршах, когда появилось его работа «Психодиагностика» . В переводе с греческого термин «психодиагностика» означает «различительное познание души»
В ранней отечественной монографии по психодиагностике Гуревич отмечает, что психодиагностика – это наука о методах, классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизическим признакам.
Бодалев и Сталин термин «психодиагностика» интерпретирует как науку и практику постановки психологичного диагноза. Акимова определяет психодиагностику как область психологичной науки, которая разрабатывает методы изучения человека и как область практики по выявлению психических и психофизических качеств и особенностей человека.
Таким образом в компетенцию психодиагностики входит: конструирование методик; разработка требований, которым должны соответствовать методики; выработка правил проведения обследования и способов обработки данных; интерпретация результатов; обсуждения возможностей и ограничений использования тех или иных методов.
Слайд 13 Основная задача психодиагностики – это постановка психологического
диагноза. Психологический диагноз – это установление категоризации и классификации тех
или иных особенностей личности (Свентиций)
Психологический диагноз – заключение о состоянии и свойствах испытуемого на осоновании комплексного анализа отдельных характеристик и показателей (Обчарова) Психологический диагноз – это описание актуального состояния личности, прогноз дальнейшего развития и разработка рекомендаций (Гуревич)
Психологический диагноз – это описание актуального состояния личности, прогноз дальнейшего развития и разработка рекомендаций (Гуревич)
По Гуревичу можно выделить 2 типа диагноза:
1.Диагноз на основе констотации наличия или отсуствия какого либо признака.
2. Диагноз, позволяющий находить место испытумого внутри обследуемой выборки.
В зависимости от типа диагноза клиента может быть направлен к врачу, педагогу –специалисту или психологу.
В структуре психологического диагноза специалисты выделяют 3 блока:
1.Соотвествие объекта психодиагностики феноменологическому уровню.
2.Отражение причинных оснований.
3.Описание предлогаемых мероприятий, которые находятся в компетентности практическогопсихолога.Также Бурлачук и Морозов отмечают, что диагноз может устанавливаться на разных уровнях: симптоматический, этнологический типологический
Психологический диагноз устанавливается на основании данных психологического заключения. Психологический диагноз не устанавливается на основании применения только одной методики.
Слайд 14Условия, формирующие оптимальное деловое общение в коллективе.
Пунктуальность (делайте
все вовремя). Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным.
Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 процентов к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы.
Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.
Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.
Слайд 15 Внимание к окружающим (думайте о других,
а не только о себе). Внимание к окружающим должно распространяться
на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.
Внешний облик (одевайтесь как положено). Главный подход — вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения — в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Важное значение имеют тщательно подобранные аксессуары. Нужно следить за выражением своего лица. В повседневном общении оно не должно быть угрожающим или надменным — это может стать психологическим барьером при разговоре с людьми.
Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов. Даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона.
Слайд 16Заключение
Умение вести себя с людьми
надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором,
определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми. В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как "деловой этикет").
Специфика делового общения заключается в том, что столкновение, взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование осуществляются в правовых рамках. Чаще всего люди вступают в деловые отношения, чтобы юридически оформить взаимодействия в той или иной сфере. Идеальным результатом взаимодействия и правового оформления отношений становятся партнерские отношения, построенные на основах взаимного уважения и доверия.
Слайд 17Список использованной литературы
1 Батаршев А. В. Тестирование: Основной инструментарий
практического психолога: Учеб. пособие.- М.: Дело, 2003. — 240 с.
2
Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2004. — 520 с.
3 Гуревич К. М., Горбачёва Е. И. Проблемы развития современной психологической диагностики// Вопросы психологии.- 2006.- №5. с. 14-22
4 Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. Пед. учеб. заведений:
В 3 кн. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.-М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 632 с.
5 Носе И. Н. Введение в технологию психодиагностики.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 251 с.
6 Психологические тесты. В 2 т./ Под ред. А. А. Карелина.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007.-Т.1. — 312 с.
7 Щербина В.В. Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование / М.: Независимый институт гражданского общества, 2004. - 520 стр.