Слайд 1Деловое общение и его основные принципы
Слайд 2Учебно-методическое обеспечение курса
Слайд 3Учебно-методическое обеспечение курса
Слайд 4Учебно-методическое обеспечение курса
Слайд 5Учебно-методическое обеспечение курса
Слайд 6Учебно-методическое обеспечение курса
Слайд 7Учебно-методическое обеспечение курса
Слайд 8План
1.Понятие, виды и принципы делового общения.
2.Виды делового общения.
3.Специфика делового взаимодействия.
4.
Особенности корпоративного делового общения.
Слайд 9Деловое общение
Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в
ходе которого происходит обмен деятельностью, информацией и опытом.
Слайд 10Деловое общение
В деловой коммуникации предметом общения является совместная деятельность (общее
дело), а партнер по общению всегда выступает как личность, значимая
для другого.
Продуктивное сотрудничество, сближение целей и позиций, улучшение партнерских отношений – основные задачи деловой коммуникации.
Слайд 11Элементы совместной деятельности
единая цель;
общность мотивов, побуждающая индивидов к совместной
деятельности; взаимосвязанность участников;
наличие единого пространства и времени выполнения индивидуальных
действий;
разделение единого процесса деятельности на отдельные функции и их распределение между участниками;
координация индивидуальных действий, необходимость управления ими.
Слайд 12Особенности делового общения
Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития
контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в
официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.
Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т.е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
Слайд 13Виды делового общения
По способу обмена информацией различают устное и письменное
деловое общение.
Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на
монологические и диалогические.
Слайд 14Виды делового общения
К монологическим видам относятся:
приветственная речь;
торговая речь (реклама);
информационная речь;
доклад
(на заседании, собрании).
Слайд 15Виды делового общения
Диалогические виды:
деловой разговор – кратковременный контакт, преимущественно на
одну тему;
деловая беседа – продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто
сопровождающийся принятием решений;
переговоры – обсуждение с целью заключения соглашения по какому-либо вопросу;
интервью – разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения;
дискуссия;
совещание (собрание);
пресс-конференция;
контактный деловой разговор – непосредственный, «живой» диалог;
телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.
Слайд 16Виды делового общения
По содержанию общение может быть разделено на:
материальное –
обмен предметами и продуктами деятельности;
когнитивное – обмен знаниями;
мотивационное – обмен
побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;
деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
Слайд 17Виды делового общения
По средствам общения возможно деление на такие четыре
вида:
непосредственное – осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу:
руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;
опосредованное – связанное с использованием специальных средств и орудий;
прямое – предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;
косвенное – осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
Слайд 18Этапы делового общения
Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека,
представление себя другому человеку.
Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка
паузы.
Обсуждение интересующей проблемы.
Решение проблемы.
Завершение контакта (выход из него).
Слайд 19Специфика делового взаимодействия
Обязательность контактов участников общения, независимо от их симпатий
и антипатий, формальные ограничения.
Конвенциональные ограничения, т.е. соблюдение правовых, социальных
норм, следование регламентации (например, действия по инструкциям, протокол, соблюдение правил внутреннего распорядка, следование традициям организации и пр.).
Слайд 20Специфика делового взаимодействия
Соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия с учетом должностных ролей,
прав и функциональных обязанностей, придерживаясь при этом субординации и делового
этикета.
Деловое общение является в значительной степени формализованным, отстраненным, «холодным». Это связано с достаточно жесткой регламентацией целей и мотивов общения, способов осуществления контактов между сотрудниками.
За каждым сотрудником в организации закреплен определенный стандарт поведения в виде устойчивой структуры формальных прав и обязанностей.
Слайд 21Принципы корпоративного общения
В деловом корпоративном общении невозможно прекратить взаимоотношения с
партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон).
Значительную часть
делового общения занимает служебное общение, т.е. взаимодействие людей, осуществляемое в рабочее время, в стенах организации.
Однако деловое (корпоративное) общение – понятие более широкое, чем служебное, т.к. включает в себя взаимодействие и наемных работников, и собственников-работодателей, которое происходит не только в организациях, но и на различных деловых приемах, семинарах, выставках и пр.
Слайд 22Принципы корпоративного общения:
принцип создания условий для выявления творческого потенциала
и профессиональных
знаний личности;
принцип полномочий и ответственности;
принцип поощрения и наказания;
принцип рационального
использования рабочего времени.
Слайд 23Корпоративное общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и
косвенное (между партнерами существует пространственно-временная дистанция). Прямое деловое общение обладает
большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное.
Слайд 24Формы корпоративного общения:
деловая беседа;
деловые переговоры;
спор, дискуссия, полемика;
деловое
совещание;
публичное выступление;
телефонные разговоры;
деловая переписка.
Слайд 25Функции корпоративного общения
организация совместной деятельности;
формирование и развитие межличностных отношений;
познание людьми друг друга.
Слайд 26Профессиональные навыки:
формулировать цели и задачи общения;
организовывать общение;
разбирать
жалобы и заявления;
владеть навыками и приемами, тактикой и стратегией
общения;
вести переговоры, управлять деловым совещанием;
предупреждать конфликты и разрешать их;
доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, достигать согласия, вести беседу, дискуссию, диалог, спор;
осуществлять психотерапию, снимать стресс, чувство страха у собеседника, управлять его поведением.