Слайд 4Понятие – это форма мышления, а слово форма языка. Не
следует отождествлять понятие и слово.
Слайд 5Другими словами, назначение слова - это служить наименованием предмета.
Слайд 6 Например, понятие человек для всех народов имеет один смысл –
обозначение человека. Но понятие человек на разных языках выражается разными
словами.
Французский – Homme ; Русский – челове́к
Испанский – Hombre; Итальянский – Uomo; Турецкий – adam; Немецкий - Mann ; Английский – man; Финский – Henki;
Слайд 9 Содержание понятия – определяется на основе существенного признака рассматриваемого объекта.
Так , содержание понятия человек связано с таким признаком, как
наличие разума. Содержание понятия мужчина определяют признаки: наличие разума и указание на половую принадлежность. Понятие русский мужчина, должен еще включать указание на национальность.
Слайд 10 Объем понятия – это количество объектов, охватываемых этим понятием. Так,
объем понятия человек гораздо больше, чем понятия мужчина или женщина.
Объем понятия город гораздо большой, чем объем понятия столица. Между объемом и содержанием понятия существует обратное отношение : чем больше содержание понятия, тем меньше его объем, и наоборот.
Слайд 11 Все понятия по объему делятся на несколько видов. Они бывают
единичными ,
т. е., входит один объект (например: Солнце, Москва,
Лев Толстой); общими , т.е. входят много предметов (например: небесное тело, город, писатель) и нулевыми , т.е. в объем не входят конкретные объекты(например: Баба –яга, Дед Мороз, вечный двигатель).
Слайд 12 Наиболее общие понятия считаются категориями мышления. Это, например, обоснованные в
философии понятия: материя, движение, пространство, время, необходимость, случайность, причина, следствие,
явление, сущность. При познавательном процессе первоначальную ориентацию задают общие категории мышления, они, словно, определяют поле познавательной деятельности. Категории человеческого мышления в основном носят атрибутивный характер, хотя в историческом масштабе времени они корректируются, наполняются новым содержанием. Большой вклад в понимание смысла и значения категорий в человеческом мышлении внесли Аристотель, Кант и Гегель.
Слайд 14
Понятия бывают собирательными
(рота солдат, коллектив, созвездие)
и не собирательными
(человек, растение, звезда).
По содержанию понятия бывают конкретными
(стол, гора, планета)
и абстрактными, обозначают не объект, а признак (мужество, глупость, темнота).
По содержанию понятия бывают положительными, обозначают наличие чего-нибудь (школа, правда, тактичность) и отрицательными, обозначают
отсутствие чего-нибудь (неправда, бестактность).
Слайд 15 Анализ понятий производят по схеме: сначала выявляют объем и
содержание, потом определяют каким оно является: единичным, общим или нулевым,
затем устанавливают: оно собирательное или не собирательное, конкретное или абстрактное, наконец, положительное или отрицательное. Например: Солнце единичное, не собирательное, конкретное, положительное понятие; Созвездие Ориона – единичное, собирательное, конкретное и положительное понятие.
Слайд 16 Понятие является определенным, когда оно имеет ясное содержание и четкий
объем. Например, мастер спорта является определенным понятием.
Понятие является неопределенным, когда
оно имеет неясное содержание и нечеткий объем. Например, хороший спортсмен, юный, старый являются неопределенными понятиями.
Если в количественном отношении между объемом и содержанием понятия существует обратная связь, то в качественном отношении эта связь прямая: ясное содержание понятия обуславливает его четкий объем, неясное содержание - нечеткий объем.
Слайд 17
Причин появления неопределенных понятий несколько:
1)многогранность и сложность мира;
2)изменение, развитие, действительности;
3)субъективное
восприятие реальности.
Понятие неопределенности. Апейрон Анаксимандра. Принцип неопределенности Гейзенберга. Понятие неопределенности
в «Теории игр», «Синергетике»…
Слайд 18 Метафора — незаменимое орудие разума, начальная форма отображения действительности. Искусство
и литература изобретают метафоры, наука их использует до появления логически
последовательных объяснений..
Слайд 19 Неопределенность в художественном познании.
Вот как описывает Чичикова Гоголь:«В бричке
сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, не
слишком толст, не слишком тонок, нельзя сказать, что стар, однако ж и не так чтобы слишком молод.»
Слайд 20 В логике отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых
схем Эйлера. Объемы понятий на них изображаются отдельными кругами.
К=Р.П.
Слайд 21 Понятия находятся в отношении пересечения, когда их объемы совпадают только
частично. Например, пересекающимися будут понятия школьник (Ш) и спортсмен (С):
есть школьники являющиеся спортсменами, и спортсмены являющиеся школьниками.
С
Ш
Слайд 22 Понятия находятся в отношении подчинения, когда объем одного из них
обязательно больше объема другого и подчиняется ему. Например, в отношении
подчинения находятся понятия карась (К) и рыба (Р), так как все караси — это обязательно рыбы, но рыбами являются не только караси, но и другие виды рыб.
РР
К
РР
Слайд 23 Понятия находятся в отношении соподчинения, когда их объемы не имеют
общих элементов, но в то же время входят в объем
какого-то третьего понятия, подчиняясь ему совместно. Например, понятия сосна (С) и береза (Б) являются соподчиненными: ни одна сосна не может быть березой, и наоборот. Но оба понятия являются деревья.
Б
С
Д
Слайд 24 Понятия находятся в отношении противоположности, если они обозначают какие-то взаимозаключающие
признаки, крайние состояния чего-либо, между которыми, однако, всегда есть некий
средний, переходный вариант.
Например, понятия высокий человек (В.ч.) и низкий человек (Н.ч.)
В.ч.
Н.ч.
Слайд 25 Понятия находятся в отношении противоречия, если одно из них представляет
собой отрицание другого, причем в отличие от противоположных понятий между
противоречащими понятиями не может быть среднего варианта. Например, в отношении противоречия находятся понятия высокий человек (В.ч) и низкий человек (Н.ч.).
В.ч.
Н.ч.
Слайд 26 До сих пор круговыми схемами Эйлера мы изображали в основном
отношения между двумя понятиями, но это можно сделать для большого
числа понятий. Например, отношения между понятиями боксёр (Б), негр (Н) и человек (Ч) изображаются следующей схемой Эйлера.
Б
Н
Ч
Слайд 27Рассмотрим отношения между понятиями дедушка (Д), отец (О), мужчина (М),
человек (Ч) с помощью схемы Эйлера.
Д
Ч
М
О
Слайд 28
Ограничения понятия, или переход от родового понятия к видовому, —
это уменьшение его объема, а значит — увеличение содержания. Вот
почему при добавлении каких–либо признаков к содержанию понятия автоматически уменьшается его объем. Например, если к содержанию понятия физический прибор (Ф.п.) прибавить признак измерять напряжение электрического тока, то оно превратиться в понятие вольтметр (В), которое будет видовым по отношению к исходному родовому понятию физический прибор.
В
Родовое
Ф.п.
Видовое
Слайд 29Если к содержанию понятия геометрические фигуры (Г.ф.) прибавить признак иметь
равные стороны и прямые углы, то оно превратиться в понятие
квадрат (К), которое будет видовым по отношению к исходному понятию геометрическая фигура.
К
Родовое
Г.ф.
Видовое
Слайд 30 Обобщение понятия — это логическая операция перехода от видового
понятия к родовому с помощью исключения из его содержания какого-либо
признака (или нескольких признаков).
Например, если от содержания понятия биология (Б) отбросить признак изучать различные формы жизни, то оно превратиться в понятие наука (Н), которое будет родовым по отношению к исходному видовому понятию биология (Б).
Б
Родовое
Н
Видовое
Слайд 31 Сложение понятий—это логическая операция объединения двух и более понятий, в
результате которой образуется новое понятие с объемом, охватывающим собой все
элементы объемов исходных понятий. Например, при сложении понятий школьник (Ш) и спортсмен (С) образуется новое понятие, в объем входят как все школьники, так и все спортсмены.
С
Ш
Слайд 32 Умножение понятий — это логическая операция объединения двух и более
понятий, в результате которой образуется новое понятие с объемом, охватывающим
собой только сопадающие элементы объемов исходных понятий. Например, при умножении понятий школьник (Ш) и спортсмен (С) образуется новое понятие, в объем которого входят только школьники являющиеся спортсменами, и спортсмены, являющиеся школьниками.
С
Ш
Слайд 34Рассмотрим сложность определения Информации