Слайд 1Януш Корчак:
Человек – легенда
Презентацию приготовил Усачев Илья,12 лет
Руководитель:педагог-библиотекарь Лобастова Елена
Анатольевна
Слайд 2
Генрик Гольдшмит
педагог, писатель, врач
родился в Варшаве в 1878
г.
Слайд 3Он жил ради детей, во имя детей и вместе с
детьми принял смерть в газовых камерах фашистского лагеря смерти Треблинка.
Его подвиг известен всему миру.
Слайд 4 Настоящее имя писателя - Генрик Гольдшмит. Родился в интеллигентной
еврейской семье. Литературный псевдоним – Януш Корчак. Он стал одним
из самых любимых детских писателей и великим педагогом.
Слайд 5Творчество
Корчак написал замечательные книги: “Как любить детей”, «Право ребенка на
уважение. И в дальнейшем он всего себя отдаёт детям, обездоленным,
бедным.
Слайд 6«Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя,
убил. У простодушного ребёнка выманили игрушку; у взрослого - подпись
на векселе. Легкомысленный ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты все своё состояние. Детей нет - есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств...»
Слайд 7Деятельность
Детский дом Корчака. Продолжает действовать по сей день
С
1911 года до конца своей жизни он работал в «Доме
сирот», где жили еврейские дети, и в детском доме для польских детей - «Наш дом».
Слайд 8Януш Корчак с оркестром детского дома в Варшаве.
Слайд 11В 1939 году Польшу оккупировали нацисты.
1939 год: оккупация Польши немецкими
войсками.
Фото из «Истории второй мировой войны 1939-1945» (т.3)
Слайд 12Холоко́ст
Холоко́ст - преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии,
на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во
время Второй мировой войны; систематичное преследование и уничтожение европейских евреев нацистской Германией на протяжении 1933—1945 годов.
Уничтожение евреев в годы Второй мировой войны во многих языках получило название «Холокост». В иврите, однако, существует другой термин — Шоа— бедствие, катастрофа.
Слайд 14Жителей Варшавского гетто отправляют в Треблинку. В 1943 году началось
восстание. В ходе боёв с нацистами приблизительно 7 тысяч жителей
было убито и 6 тысяч сгорело.
Восстание было подавлено частями СС. Оставшиеся жители были отправлены в концлагеря, большинство — в Треблинку.
Слайд 15Фотография из рапорта Юргена Штропа, руководившего подавлением восстания в Варшавском
гетто. Оригинальная подпись гласила: «Штурмовая группа».
Слайд 16В 1940 году Корчак вместе с воспитанниками "Дома сирот" перемещён
в Варшавское гетто. Отклонил все предложения не евреев-почитателей своего таланта
вывести его из гетто и спрятать на "арийской" стороне. Когда в августе 1942 пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской (1886-1942) и 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку. Отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.
Слайд 171940 г. Ноябрь
Гитлеровцы приказали перевести «Дом сирот» в гетто, изолированный
район города, окруженный высокой каменной стеной с колючей проволокой
Отчаянными усилиями Корчак доставал еду для детей.
Слайд 19
Дорога в концлагерь «Треблинка», по которой 5 августа 1942 года
ушел эшелон с Корчаком и его детьми
Слайд 21Чуть заметные от пули дырочки –
Одежонки – целый грузовик!..
Сколько
же вас –
Сенечки да Фирочки?
Сколько пуль
прервали детский
крик?!
Дни и ночи о погибших спрашивай,
Растревожь людей живых покой, -
Сколько же расстрелянных и иль заживо
Перемешанных с сырой землёй?
Слайд 22Память
1978 год был объявлен ЮНЕСКО годом Корчака( в честь 100-летия
со дня рождения Я. Корчака)
Слайд 23 В честь 70-летия
этого подвига Польша объявила 2012 год
Годом Корчака.
Слайд 25Памятник «Я. Корчак с детьми»,
Б. Сакциер, Яд ва-Шем, Иерусалим
Слайд 28Каждый год 23 марта в Польше и Белоруссии в воздух
запускается воздушный змей в память о Януше Корчаке и детях,
убитых в гетто.
Слайд 29В августе этого года исполнилось 70 лет со дня уничтожения
детского дома Януша Корчака - детей, самого Корчака и его
помощницы Стефы Вильчинской - в Треблинке. Ицхак Скалка (слева), один из "детей" Корчака, запускает воздушные змеи в небо Иерусалима, Яд ваШем, август 2012 г.
Слайд 30С 2004 года в России ежегодно проводится конкурс «Педагогические инновации»,
лауреатам которого вручаются медали имени Януша Корчака
Слайд 31Медаль общества Дом Януша Корчака в Иерусалиме "За вклад в
дело защиты детства и развитие международного корчаковского движения
Слайд 32Приложение:
материалы для проведения беседы
Слайд 33Рецензия На выступления Ильи Усачева на тему: «Януш Корчак –
человек-легенда»
Илья Усачев не только приготовил презентацию, но и выступил с
ней перед учащимися школы. Он провел беседу в продленной группе 1-4-х классов. Ребята внимательно слушали Илью, задавали много вопросов. Также 15 октября Илья выступил на классном часе в своем 6-м классе. Состоялось обсуждение подвига великого педагога. Выпустил стенгазету, посвященную 70-летию подвига Корчака.
Лобастова Е. А.
Слайд 41С началом Второй мировой войны нацисты захватили страны и области
с местами компактного проживания еврейского населения — Польшу, Прибалтику, Украину,
Белоруссию.
В крупных городах создавались еврейские гетто, куда сгонялось всё еврейское население города и окрестностей. Крупнейшее гетто было создано в Варшаве, в нём содержалось до 480 000 евреев.
Слайд 42
Уничтожение евреев в годы Второй мировой войны во многих языках
получило название «Холокост». В иврите, однако, существует другой термин —
Шоа— бедствие, катастрофа.
Слайд 43Они шли колонной, и зелёное знамя с вышитым на нём
"Щитом Давида" развевалось над ними. Долгие годы он учил детей
жить, сейчас он вёл их в последний путь. И в Корчаке, сгорбившемся, постаревшем, ведущем за руки двух маленьких детей, и во всех остальных было столько достоинства, что полицейские гетто вытянулись по стойке смирно, отдавая Корчаку честь, и немцы, поражённые этим шествием, чувствовали в нём невольное к себе презрение. Говорят, что, протиснувшись к вагону, немецкий офицер сказал Корчаку: "Вы свободны". – "А дети? " – "А дети поедут". – "Ошибаетесь, не все негодяи". Таким был этот диалог.
Слайд 44Яд ва-Ше́м— национальный мемориал Катастрофы (Холокоста) и Героизма. Находится в
Иерусалиме на Горе Памяти.
Слайд 46Мемориал был основан в 1953 году с целью увековечить память
о евреях — жертвах нацизма в 1933—1945 годах, разрушенных еврейских
общинах; а также отдать дань уважения борцам против фашизма и праведникам мира, спасавшим евреев, рискуя собственной жизнью.
Слайд 47. Мемориал ежегодно посещает более миллиона человек.
Название комплекса переводится как
«память и имя»
Слайд 48В начале августа 2011 г. в иерусалимском мемориале Холокоста «Яд
Вашем» отметили 69-летие трагической даты депортации Корчака и детей в
лагерь смерти. В мемориальной церемонии принял участие и бывший воспитанник Дома сирот, ставший художником и посвятивший своё творчество памяти Корчака, 88-летний Ицхак Бельфер, поделившийся своими воспоминаниями.
Слайд 49Мемориальная церемония, участие в которой приняли члены молодежного движения «Ха-маханот
Ха-олим» и бывший воспитанник Дома сирот Ицхак Бельфер, прошла на
площади Януша Корчака в Иерусалиме.
«Я очень любил своего учителя,
— поделился воспоминаниями 88-летний Бельфер, — я попал в приют, когда мне было семь лет. Мне дали возможность учиться у Корчака, и это были самые важные годы в моей жизни. Он никогда не смотрел на нас свысока, просто любил и заботился. В приюте мы научились верить людям и верить во все хорошее, что было в нас самих».
Слайд 50Рисунки ицхака бельфера, посвященные своему педагогу
Слайд 59
5 августа 2012 года в «Яд ва-Шем» прошла церемония памяти
в связи 70-летием гибели воспитателей и детей Дома Сирот. На
ней присутствовали трое бывших воспитанников Корчака.
Слайд 60Описание памятника Я. Корчаку в Яд ва-Шем
Кажется, какая-то неведомая сила
влечёт их вверх, от земли к небу. Тонкие фигурки детей
прильнули к Корчаку, слились с ним, стали частью его. А он почти вровень с ними.
Только голова Корчака выделяется среди детских голов – голова отца, учителя, друга. И глаза, знакомые корчаковские глаза, с этой навечно застывшей в них болью.
Слайд 61Она, эта рука, обнимала их всех, как обнимает сейчас, прижав
к груди, в скульптурной группе Баруха Сакциера на одной из
аллей в «Яд ва-Шеме». Её тепла могло хватить на всех детей земного шара, но это было последнее объятие перед разлукой. Больше он ничем не сможет им помочь, только разделит с ними их участь и вместе с ними уйдёт в вечность.
Слайд 62Десять заповедей для родителей Януша Корчака.
Не
жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким,
как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. Каждый раз, читая его книги и даже отдельные страницы, я открываю для себя что-то новое. Мне кажется это ценно для будущих и настоящих родителей.
Не требуй от ребенка платы за то, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь. Как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, это и есть необратимый закон благодарности.
Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и пожнешь.
Не относить к проблемам ребенка свысока. Жизнь дана каждому по силам, и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может и больше, поскольку у него нет опыта.
Не унижай!
Не забывай, что самые важные встречи человека – его встречи с детьми. Обращай на них как можно больше внимания – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
Слайд 63 Не мучь себя, если не можешь сделать что-то
для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни,
для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
Ребенок – не тиран, который завладевает твоей жизнью, и не только плод твоей плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в ней творческого огня. Ребенок – разворачивающаяся, как свиток, любовь матери и отца, у которых будет расти не "наше", не "свое", не "собственное" дитя, но таинственная душа, данная на хранение и сопровождение, пока неопытна и беззащитна.
Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
Люби своего ребенка любым – неталантливым, некрасивым, неудачливым, люби глупым, неуправляемым, маленьким, люби нескладным, эгоистичным, сердитым подростком, люби не оправдавшим надежды и ожидания, скрытным, странным, несчастным взрослым... Общаясь с ним – радуйся, радуйся всегда с полным правом, потому что ребенок – это твой праздник, который пока с тобой.
Слайд 64Korczak - Music and performance: Zlata Razdolina, Lyrics Jiro Kondo
http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=2BCZO-37kYY