Слайд 1Деловые
коммуникации
Автор:
доцент, кандидат философских наук
Чернышева Е.Н.
Российский экономический университет
им.
Г.В.Плеханова
Слайд 2Лекция № 1
Предмет дисциплины
«Деловые коммуникации».
Понятие «коммуникация».
Деловые коммуникации как социально-психологическая
проблема.
Структура коммуникативного процесса.
Генезис коммуникации.
Слайд 3Три основных значения термина коммуникация
средство связи любых объектов материального и
духовного мира(например, транспортная коммуникация, подземные коммуникации);
общение, передача информации от
человека (группы) к человеку (группе), специфическая форма их взаимодействия в процессе жизнедеятельности с помощью языка и других сигнальных форм связи;
передача и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его составные компоненты.
Слайд 4Определение коммуникации
Коммуникация (от лат. communicatio – сообщение) – специфический обмен
информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания.
Коммуникации
– это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.
Слайд 5Определение коммуникации
Американские ученые Ф.Дэнс и К. Ларсон проанализировали 126 дефиниций
определения термина «коммуникация».
Слайд 6Определение коммуникации Ч.Кули (основоположник американской социологии)
Коммуникация – это механизм, посредством
которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений – все
символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени…
Слайд 7Определение коммуникации английского ученого К. Черри
Коммуникация – это социальное объединение
индивидов, осуществляемое с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов
правил для различной целенаправленной деятельности.
Слайд 8Определение коммуникации российского ученого А. Д. Урсула
Коммуникация – это обмен
информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в
состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать.
Слайд 9Определение коммуникации российского ученого М. С. Кагана
Коммуникация – информационная связь
субъекта с тем или иным объектом – человеком, животным, машиной.
Слайд 10Определение коммуникации американского социального психолога Т. Шибутани
Коммуникация – это особый
способ деятельности, позволяющий облегчить взаимное приспособление поведения людей; обмен, который
обеспечивает кооперативную взаимопомощь и делает возможной совместную деятельность.
Слайд 11Какие науки изучают процесс коммуникации?
Коммуникация является объектом изучения многих наук:
семиотики, социологии, этнографии, психологии, риторики, а также кибернетики, информациологии и
ряда других естественнонаучных дисциплин.
Слайд 12Философские теории коммуникации
Ю́рген Ха́бермас (18 июня 1929) — немецкий философ и социолог:
Понятие
коммуникативного разума.
«Сознание», выступавшее в традиционной европейской онтологии в качестве
верховного судьи, лишается теперь своих прерогатив, и его место занимает универсальное коммуникативное сообщество.
При этом сама коммуникация не выступает в качестве высшей и последней инстанции, поскольку её результаты находятся в зависимости от общественных условий и на них может сказываться влияние отношений господства и подчинения.
Поэтому критике надлежит ещё раз проанализировать общество, чтобы отличить свободную коммуникацию от коммуникации, находящейся под воздействием отношений господства — подчинения.
Слайд 13Философские теории коммуникации
Карл-Отто Апель (15 марта 1922) — немецкий философ:
Первая философия
больше не является исследованием природы или сущности вещей или сущего,
не является она теперь и рефлексией над представлениями или понятиями сознания или разума, но представляет собой рефлексию над значением или смыслом языковых выражением (анализом языка)" (Трансформация философии / Пер. с нем. В. Куренного. 239 с.)
Слайд 14Структура коммуникативного процесса
В классическом представлении: субъект-объектная связь, где субъект передает
определенную информацию (знания, идеи, деловые сообщения и т.д.), а объект
выступает в качестве пассивного получателя информации, который должен ее принять, понять, усвоить и в соответствии с этим поступать.
Слайд 15Три варианта отношений участников коммуникации
Субъект-субъектное отношение в виде диалога равноправных
партнеров (т.е. общение).
Субъект-объектное отношение, свойственное коммуникативной деятельности в форме управления,
когда коммуникатор рассматривает реципиента как объект коммуникативного воздействия, средство достижения своих целей.
Объект-субъектное отношение, свойственное коммуникативной деятельности в форме подражания, когда реципиент целенаправлено выбирает коммуникатора в качестве образца для подражания.
Слайд 16три коммуникационные революции:
изобретение письменности;
изготовление печатного
станка;
внедрение
электронных
масс-медиа.
Слайд 17Результат генезиса коммуникации
После объединения в глобальную информационную сеть Internet компьютеры
стали самым мощным инструментом включения в систему массовых коммуникаций.
Слайд 18Лекция № 2
Деловая этика как средство повышения эффективности производства.
Средства
общения.
Слайд 19Что такое деловое общение?
Деловое общение – это, прежде всего, коммуникация,
то есть обмен информацией, значимой для участников общения.
Слайд 20Эффективная коммуникация предполагает решение следующих вопросов:
каковы средства коммуникации и
как правильно ими пользоваться в процессе общения?
как преодолеть коммуникативные барьеры
непонимания и сделать коммуникацию успешной?
Слайд 21Какие бывают средства общения?
Все средства общения делятся на две большие
группы: вербальные (словесные) и невербальные.
Слайд 22Какие средства общения играют более важную роль?
передача информации происходит за
счет вербальных средств (только слов) на 7%, звуковых средств (включая
тон голоса, интонации звука) - на 38%, а за счет невербальных средств - на 55%.
Слайд 23Виды вербальной коммуникации:
Устная передача информации осуществляется в процессе речевого диалога,
совещания, переговоров, презентаций, телефонного разговора, когда наибольший объем информации
передается посредством голосовой связи.
Письменные коммуникации реализуются через документы в форме писем, приказов, распоряжений, инструкций, положений, когда руководитель передает подчиненному письменные указания.
Слайд 24Виды невербальной коммуникации:
Невербальные коммуникации осуществляются посредством языка телодвижений и параметров
речи.
Язык телодвижений – главный компонент невербальных коммуникаций, оказывающих воздействие на
другого человека (до 55% всех коммуникаций).
Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения.
Слайд 25Что такое язык телодвижений?
К нему относятся одежда, осанка,
жесты, собственно телодвижения, фигура человека, поза, выражение лица,
контакт глазами, размер зрачков, расстояние между говорящими.
Слайд 26классификация невербальных средств общения
Слайд 27Наиболее значимые невербальные средства - кинесические средства
Это зрительно воспринимаемые движения
другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении.
К кинесике относятся
выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, месте, взгляде, походке.
Слайд 28Мимические коды эмоциональных состояний
Слайд 29Что еще необходимо учесть?
С мимикой очень тесно связаны взгляд, или
визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся
к обоюдности и испытывают дискомфорт, если мимика отсутствует.
Слайд 30Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.
Поза
- это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная
единица пространственного поведения человека.
Слайд 31Позы бывают открытые и закрытые
«закрытые» позы - когда человек как-то
пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше
места в пространстве;
«открытые» позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх; сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.
Слайд 32во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить
коммуникативные
(жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и
т.д.);
модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т.п.);
описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.
Слайд 33походка человека
То есть стиль передвижения, по которой довольно легко можно
распознать его эмоциональное состояние.
Слайд 34Голос – еще один вид невербальных средств
Его характеристики:
создают образ человека,
способствуют распознанию его состояний,
выявлению психической индивидуальности.
Слайд 35Характеристики голоса - просодические и экстралингвистические
Просодика - это общее название
таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр
голоса, сила ударения.
Экстралингвистическая система - это включение в речь пауз а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.
Слайд 36такесические средства общения
динамические прикосновения в форме рукопожатия,
похлопывания,
поцелуя.
Доказано,
что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не
просто сентиментальной подробностью человеческого общения.
Слайд 37Рукопожатия делятся на три типа:
доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз),
покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх)
и равноправное.
Слайд 38Общение всегда пространственно организовано.
Американский антрополог Э. Холл ввел сам термин
"проксемика", буквальный перевод которого означает "близость".
К проксемическим характеристикам относятся
ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними.
На проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы.
Слайд 39дистанции, характерные для североамериканской культуры
интимное расстояние (от 0 до 45
см) - общение самых близких людей;
персональное (от 45 до 120
см) - общение со знакомыми людьми;
социальное (от 120 до 400 см) - предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;
публичное (от 400 до 750 см) - при выступлении перед различными аудиториями.
Слайд 40Позиции общающихся сторон за столом
Если общение носит сопернический или оборонительный
характер, то люди садятся напротив;
при обычной дружеской беседе -
занимают угловую позицию;
при кооперативном поведении - занимают позицию делового взаимодействия с одной стороны стола;
независимая позиция выражается в расположении по диагонали.
Слайд 41Вербальные средства общения
Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения
людей, но деловое общение предполагает не только и не столько
передачу эмоциональных состояний сколько передачу информации.
Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную, или словесную форму.
При этом частично искажается смысл информации, частично происходит ее потеря.
Слайд 42Ф. Тютчев: "Мысль изреченная есть ложь"
Слайд 43цель речи в деловом общении
Речь в деловом общении направлена на
то, чтобы убедить собеседника в своей точке зрения и склонить
к сотрудничеству.
Убедительность определяется следующим:
психологическими факторами;
самой атмосферой беседы, которая может быть благоприятной или неблагоприятной, доброжелательной или недоброжелательной;
культурой речи.
Слайд 44Культура речевого общения включает в себя прежде всего свободное владение
языком.
Любой естественный язык имеет сложную структуру, составными частями которой являются:
литературный
язык, в котором выражена языковая норма;
просторечье;
профессиональная лексика;
ненормативная лексика.
Слайд 45В книге В. Зигерта и Л. Ланг "Руководить без конфликтов"
выделяются типичные ошибки, связанные с ориентацией на себя, а не
на собеседника
не организуем свои мысли перед тем, как их высказываем, а говорим спонтанно, надеясь, точнее требуя, чтобы другие "поспели" за нами;
из-за небрежности или неуверенности не выражаем свои мысли точно, поэтому они приобретают двусмысленность;
говорим слишком длинно, так что слушатель к концу нашего высказывания уже не помнит, что было вначале;
продолжаем говорить, даже не замечая, реагирует слушатель или нет.
Слайд 46Стоит ли злоупотреблять монологом?
Высказывания без ориентации на собеседника носят форму
монолога.
Сумма потерь информации при монологическом общении может достигать 50%, а
в некоторых случаях - и 80% от объема исходной информации.
Слайд 47два вида слушания: нерефлексивное и рефлексивное слушание
Нерефлексивное слушание - это
умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.
Рефлексивное
слушание представляет собой процесс расшифровки смысла сообщений. Выяснить реальное значение сообщения помогают рефлексивные ответы.
Слайд 48рефлексивные ответы
Выяснение: "Я не понял", "Что Вы имеете в виду?,
"Пожалуйста, уточним это" и т.п.
Перефразирование: "Как я понял Вас...", "Вы
думаете, что...", "По Вашему мнению...".
При отражении чувств: "Вероятно, Вы чувствуете...", "Вы несколько расстроены..." и т.д.
При резюмировании: "Вашими основными идеями, как я понял, являются...", "Если теперь подытожить сказанное Вами, то...".
Слайд 49Типичные ошибки
слушания
Перебивание собеседника во
время его сообщения.
Поспешные выводы заставляют
собеседника занять оборонительную позицию, что сразу же возводит преграду для
конструктивного общения.
Поспешные возражения часто возникают при несогласии с высказываниями говорящего.
Непрошенные советы обычно дают люди, не способные оказывать реальную помощь.
Слайд 50Лекция № 3
Нравственные основы делового общения.
Противоречивая сущность мотивации делового
общения.
Деловая этика как средство повышения эффективности производства.
Слайд 51Что такое этика?
Этика (от греч. ethos — обычай, нрав) —
учение о морали, нравственности.
Термин "этика" впервые употребил Аристотель (384-322
до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.
Слайд 52Что такое мораль?
Мораль (от лат. moralis — нравственный) — это
система этических ценностей, которые признаются человеком.
Это важнейший способ нормативной
регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни — семье, быту, политике, науке, труде и т.д.
Слайд 53Важнейшими категориями этики являются:
"добро", "зло", "справедливость", "благо", "ответственность", "долг", "совесть"
и т.д.
Слайд 54противоречивая сущность мотивации общения
С одной стороны, человек стремится вести себя
нравственно должным образом, а с другой, — ему необходимо удовлетворить
свои потребности, реализация которых очень часто связана с нарушением нравственных норм.
Особенно напряженно он проявляется в этике делового общения, потому что именно в этом виде общения основной предмет, по поводу которого оно образуется, является внешним для индивидов.
Слайд 55этика делового общения
совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение
и отношения людей в процессе их производственной деятельности.
Она представляет собой
частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.
Слайд 56Исторические типы ЭДО
Этика делового общения традиционного общества основана на общности
социальной жизни, коллективных представлениях, мифологическом сознании и межличностных отношениях, основным
механизмом делового общения являются ритуал, традиция и обычай.
Слайд 57Исторические типы ЭДО
Этика делового общения
в учении Конфуция
Правитель
должен быть правителем, а подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном".
• "Когда правитель любит справедливость, никто не осмелится быть непослушным, когда правитель любит правду, никто в народе не посмеет быть нечестным".
• "Благоговейно относись к делу и честно поступай с другими".
• "Слушаю слова людей и смотрю на их действия".
Слайд 58Исторические типы ЭДО
Особенности этики делового общения в западноевропейской культурной традиции
Человек
с "рыночным характером" (по определению Эриха Фромма) постоянно находится в
состоянии противоречия, характеризуется раздвоенным сознанием.
Слайд 59Человек с «рыночным характером»
С одной стороны, существующая рыночная реальность диктует
ему поведение по принципу "не обманешь — не проживешь", "не
подмажешь — не поедешь", "не пойманный — не вор",
а с другой стороны, моральный долг требует от него выполнения таких заповедей, как "не кради", "не обмани", "возлюби ближнего, как самого себя".
Слайд 60«Протестантская этика и дух капитализма»
Этика протестантизма и ее влияние на
развитие капиталистического предпринимательства исследованы Максом Вебером.
Под "духом капитализма" он
имеет в виду "строй мышления, для которого характерно систематическое стремление к законной прибыли в рамках своей профессии".
Слайд 61«Протестантская этика и дух капитализма»
Протестантская этика как раз и предполагает,
что в основу отношения к делу должна быть положена идея
профессионального призвания, отказ во имя достижения успехов в своей профессии от многих других занятий.
Эта идея, таким образом, предполагает значительный аскетизм в поведении и общении человека.
Слайд 62«Протестантская этика и дух капитализма»
По мере того, как ценности протестантской
этики начали преобразовывать мир "внешние мирские блага все сильнее подчиняли
себе людей и завоевали наконец такую власть, которой не знала вся предшествующая история человечества».
«Безудержные профессионалы, бессердечные сластолюбцы — и эти ничтожества полагают, что они достигли ни для кого ранее недоступной ступени человеческого развития» …
Слайд 63Современные взгляды на место этики в деловом общении
1. Считающие себя
прагматиками полагают, что в деловом общении и вообще в бизнесе
этика сама по себе не нужна.
2. Соблюдение этических норм в деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективности производства.
Слайд 64основной этический принцип
Поступай так, чтобы максима твоей воли была
совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и
допускала координацию интересов всех сторон.
Слайд 65Помните, что:
В морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди
людей.
Когда идет речь об этических промахах других, не следует делать
из "моральных мух" "моральных слонов". Когда речь идет о промахах своих, следует поступать наоборот.
В морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе.
Нравственное отношение окружающих к нам зависит в конечном счете только от нас самих.
Когда речь идет о практическом утверждении норм морали, основной императив поведения — «начни с себя».
Слайд 66Этика делового общения "сверху-вниз"
В деловом общении "сверху-вниз", т.е. в отношении
руководителя к подчиненному золотое правило этики можно сформулировать следующим образом:
"Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель".
Слайд 67Этика делового общения "снизу-вверх"
В деловом общении "снизу-вверх", т.е. в отношении
подчиненного к своему начальнику, общее этическое правило поведения можно сформулировать
следующим образом: "Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные".
Слайд 68Этика делового общения "по горизонтали"
Общий этический принцип общения «по
горизонтали", т.е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно
сформулировать следующим образом: "В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам".
Слайд 69Повышение уровня этики делового общения
разработка этических нормативов на предприятии;
создание комитетов
и комиссий по этике;
проведение социально-этических ревизий;
обучение этическому поведению.
Слайд 70Лекция № 4
Психологические аспекты делового
общения.
Факторы детерминации поведения
личности.
Ролевое поведение в деловых отношениях.
Социально-психологические стереотипы и их значение в трудовой деятельности.
Слайд 71факторы, детерминирующие ролевое поведение в деловом общении
Поведение любого индивида определяется
не только набором личностных качеств, особенностями конкретной ситуации, но и
не всегда учитываемой спецификой той социальной среды, в рамках которой реализуется его деловая активность.
Слайд 72Что же такое наше «Я» и какова его роль в
деловом общении?
"Я" — это самосознание личности, формирующееся в процессе общения
на основе языка и мышления.
Человеческое "Я" можно представить как результат выделения индивидом самого себя из окружающей среды.
Слайд 73Как можно получить жизненно необходимые для своего «Я» положительные импульсы?
Ответ
на поставленный вопрос дает открытый 3. Фрейдом бессознательный защитный психологический
механизм, получивший название инфантилизма (от лат. инфант — ребенок).
Суть инфантилизма заключается в том, что человек как бы снимает с себя ответственность за свою судьбу и делегирует свои права реальному или вымышленному лицу.
Слайд 74в каких формах наше "Я" проявляет себя в повседневной действительности?
1)
Каждый акт нашего самосознания, любое состояние нашего "Я" предполагает наличие
трех компонентов: разум, воля, чувства.
Разум позволяет дать описание ситуации,
чувства - ее оценку,
воля выступает источником предписания.
Слайд 75в каких формах наше "Я" проявляет себя в повседневной действительности?
2)
Не следует забывать, что эти три компонента проецируемы соотносимы не
только с внешним миром, но самим "Я" как таковым.
В этом случае можно говорить о том, что у каждого психически нормального индивида существует не одно, а целых три «Я»: «Я»-oбpaз, имидж, реальное «Я».
Слайд 76Что такое «Я»-образ?
«Я»-образ — это то, что мы о себе
думаем, наше знание о самом себе. У нормального человека это
знание обязательно является положительным, т. е. мы думаем о себе чаще всего лучше, чем мы есть на самом деле.
Самооценка здесь носит осознанный характер и выступает в форме самоуважения.
Слайд 77Что такое реальное «Я»?
Реальное "Я" — это то, что мы
есть на самом деле.
Здесь на первом плане уже не
знание, а оценка, причем, как правило, не осознаваемая и не всегда положительная, часто формируемая в раннем детстве.
Слайд 78Что такое имидж?
Имидж - умение управлять теми впечатлениями, которые возникают
по нашему поводу у других людей.
В отличие от других
сторон нашего "Я", это как бы "Я" — внешнее: как человек себя подает, какое впечатление он производит на окружающих.
Слайд 79Что такое макросреда?
Изучение особенностей группового и индивидуального поведения не может
быть успешным без учета общего культурно-исторического фона, именуемого макросредой личности.
Изучение
макросреды личности предполагает выявление и анализ объективных факторов, в той или иной мере обусловливающих поведение индивида.
Один из возможных подходов к проблеме предполагает изучение макросреды на двух уровнях: глобальном и региональном.
Слайд 80Каковы особенности современной глобальной макросреды?
Глобальной тенденцией развития современной макросреды следует
считать переход средств массовых коммуникаций на принципиально новый уровень манипулирования
сознанием масс.
Слайд 81Каковы особенности региональной макросреды?
На региональном уровне, наряду с уже рассмотренными
средствами массовой информации, на человеческое поведение наиболее активно влияют следующие
факторы макросреды:
демографический;
природно-экологический;
научно-технический фактор;
экономический;
политико-правовой;
социокультурный.
Слайд 82Что такое микросреда?
Не менее существенную роль в детерминации человеческого доведения
в деловом общении играет микросреда личности — та часть социальной
среды, с которой непосредственно взаимодействует личность в процессе социальной деятельности.
Это поле активной социальной деятельности личности, объективная совокупность материальных и идеологических факторов, с которыми личность непосредственно взаимодействует в процессе общения с другими людьми.
Слайд 83Что такое социальная группа?
Социальная группа — важный элемент микросреды, опосредующий
детерминирующее воздействие общества на личность.
Взаимодействие между личностью и обществом
в рамках микросреды выступает в качестве взаимодействия индивида и социальной группы.
Слайд 84Что такое рабочая группа?
Решающая роль в детерминации человеческого поведения в
рамках микросреды принадлежит рабочей группе.
Именно здесь происходит разрешение противоречия между
индивидуальными и общественными интересами, устанавливаются реальные границы и условия социальной деятельности, формируется вполне определенный тип личности.
Слайд 85Что такое значения?
Наиболее существенные, с точки зрения ориентации в реальных
жизненных ситуациях, целостные образы социальных явлений именуются знаковыми системами, или
значениями.
Усвоенные индивидом значения играют роль эталонов, регуляторов поведения.
Частным видом значений являются социальные стереотипы.
Слайд 86Что такое стереотипы?
Понятие "стереотип" впервые было использовано американским ученым Уолтером
Липпманом и в переводе с греческого означает "твердый отпечаток".
Это матрицы,
образцы восприятия и поведения для наиболее часто повторяющихся ситуаций.
Слайд 87Особенности и Функции социальных стереотипов
Они как бы предопределяют восприятие конкретной
жизненной ситуации…
Социальный стереотип "экономит мышление" за счет обезличивания и формализации
общения.
Каждый социальный стереотип включает в себя описание, предписание и оценку ситуации, хотя и в разной пропорции, что вполне соответствует компонентам человеческого "Я".
Стереотипы очень стойки и зачастую передаются по наследству, от поколения к поколению, даже если далеки от реальности.
Слайд 88манипулирование социальными стереотипами
Навешивание ярлыков
"Блистательная неопределенность«
Апелляция к большинству
Перенос
Простонародность
Диперсонификация
Слайд 89Что такое ролевое поведение?
Любой акт делового общения, детерминированный
рассмотренными выше факторами,
может быть представлен как ролевое поведение.
"Роль" — это способ поведения, задаваемый обществом. Она складывается из двух переменных — базовых психологических установок нашего "Я" и ожиданий других людей.
Слайд 90четыре вида установок по отношению к окружающим
"Я хороший —
ты хороший".
"Я хороший — ты плохой".
"Я плохой —
ты хороший".
"Я плохой — ты плохой".