Слайд 1ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ И
СИСТЕМА РАСЧЕТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1. Денежный оборот на
предприятии и принципы организации безналичных расчетов.
2. Формы безналичных расчетов. Требования,
предъявляемые к расчетным документам.
3. Расчеты платежными поручениями, требованиями-поручениями, аккредитивами, чеками.
Слайд 2
1. Денежный оборот: наличный и безналичный.
Безналичный денежный оборот -совокупность платежей,
совершаемых путем безналичных перечислений по счетам плательщиков и получателей средств.
Слайд 3Система безналичных расчетов включает следующие элементы: принципы организации безналичных расчетов;
формы безналичных расчетов;
виды расчетных документов;
способы платежей;
права и обязанности
банков и клиентов в процессе контроля за безналичными расчетами.
Слайд 4Принципы организации безналичных расчетов:
- Осуществление расчетов между предприятиями производится через
кредитные учреждения.
- Обязательное хранение предприятиями денежных средств на счетах в
банке.
- Платежи идут вслед за отгрузкой товаров (оказанием услуг) или в порядке предоплаты (в соответствии с хозяйственным договором).
Слайд 5- Платежи производятся в пределах имеющихся остатков средств на счетах
либо в пределах открытого плательщику банковского кредита.
- Платежи производятся с
согласия плательщика или по его поручению.
- Целевой характер, срочность, обеспеченность платежей.
Слайд 6Безналичные расчеты:
расчеты по товарным операциям – связаны с товарооборотом и
оказанием услуг;
расчеты по нетоварным операциям – расчеты предприятий с
финансово-кредитной системой, вышестоящей организацией и др.
Слайд 72. Порядок осуществления безналичных расчетов в белорусских рублях и иностранной
валюте определяют
Положение о безналичных расчетах,
Инструкция о банковском переводе,
Банковский кодекс Республики Беларусь.
Слайд 8
Безналичные расчеты осуществляются в разных формах, каждая из которых имеет
особенности в характере и движении расчетных документов. Расчетный документ –
это оформленное в письменном виде требование и поручение предприятия на перечисление денежных средств в безналичном порядке. Формы безналичных расчетов – это урегулированные законодательством способы исполнения через банк денежных обязательств предприятий.
Слайд 9Формы безналичных расчетов:
платежные поручения; платежные требования; требования–поручения; аккредитивы; чеки;
банковские пластиковые карточки.
Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются
ими самостоятельно в хозяйственных договорах (соглашениях).
Слайд 10При выборе формы безналичных расчетов должны учитываться:
- характер хозяйственных
взаимоотношений между участниками расчетов;
- месторасположения поставщика и покупателя;
- трудоемкость операций;
-
гарантия оплаты и источники средств для платежа;
- скорость оборота товаров, денежных средств, документов;
- возможность взаимного контроля.
Слайд 11Расчетные документы, используемые при действующих формах расчетов, принимаются банком к
исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям и должны содержать
следующие данные:
- наименование расчетного документа, число, месяц, год его выписки;
- наименование плательщика, номер его счета в банке, наименование и код банка плательщика;
Слайд 12УНП (учетный номер плательщика, т. е. номер государственной регистрации организации
в Едином государственном реестре плательщиков налогов);
- наименование получателя средств, номер
его счета в банке, наименование и код банка получателя средств;
- УНП получателя средств;
- назначение платежа;
- сумма платежа (цифрами и прописью).
Слайд 13
3. Платежное поручение – это форма безналичных расчетов, при которой
плательщик представляет в обслуживающий его банк расчетный документ (платежное поручение),
содержащий письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной суммы денежных средств с его счета на счет получателя в срок, установленный в этом банке.
Схема расчетов платежными поручениями:
Слайд 141- выписка платежного поручения в соответствии с требованиями договора и
предъявление поручения в банк;
2- списание средств со счета покупателя и
зачисление на счет продавца;
3- выписка с расчетного счета покупателя о списании средств;
4- выписка с расчетного счета продавца о зачислении средств
Слайд 15
Расчеты платежными поручениями имеют ряд преимуществ по сравнению с другими
формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот; ускорение движения денежных
средств; возможность предварительно проверить качество оплачиваемых товаров или услуг; возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах; максимальное сближение моментов получения покупателями товаров и совершения платежа.
Слайд 16Платежное требование-поручение -требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных
к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленной по договору
продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
Слайд 17
Платежное требование-поручение выписывается поставщиком на основании фактической отгрузки продукции или
оказания услуг на стандартизированном бланке в трех экземплярах и вместе
с отгрузочными документами направляется в банк покупателя для оплаты.
Поскольку инициатива в расчетах платежными требованиями-поручениями исходит от поставщика, то оплата этих документов может быть произведена только с согласия (акцепта) покупателя.
Слайд 18
Аккредитив – это поручение банка покупателя банку поставщика произвести оплату
поставщику отгруженных товаров или оказанных услуг на условиях, предусмотренных в
аккредитивном заявлении покупателя, по представленным поставщиком соответствующим товарно-транспортным документам.
Слайд 19Аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств
покупателя, либо за счет средств его банка.
Аккредитивы могут быть
двух видов: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные).
Слайд 20Покупатель
Банк покупателя
(банк-эмитент)
Продавец
Банк продавца
(исполняющий банк)
8
5
3
4
2
1
6
7
Схема расчетов с использованием депонированного аккредитива
Слайд 211 – предоставление в банк заявления об открытии аккредитива;
2 –
списание средств со счета покупателя и перечисление в исполняющий банк
для платежей по аккредитиву;
3 – уведомление продавца об открытии аккредитива;
4 – отгрузка продукции, выполнение работ, услуг;
Слайд 225 – предоставление в обслуживающий банк документов, свидетельствующих об отгрузке
в соответствии с условиями аккредитива;
6 – контроль исполняющего банка за
соблюдением условий контракта и зачисление средств на счет продавца;
7 – уведомление банка-эмитента об использовании аккредитива вместе с документами, свидетельствующими об отгрузке;
8 – уведомление покупателя об использовании аккредитива вместе с документами, свидетельствующими об отгрузке
Слайд 23
Расчетный чек – это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный
приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с
его счета на счет получателя средств (чекодержателя).