Слайд 1Деньги
Маркович
Николай
Представляет
Слайд 3Понятие денег
Деньги и их функции
Товарные деньги
Кредитные деньги
Понятие и
структура денежной массы
Спрос на деньги
Предложение денег
Понятие инфляции
Причины инфляции
Формы и виды
инфляции
Вопросы
Слайд 4Деньги и их функции
Следует отличать деньги от других товаров.
Деньги
– товар, который имеет две функции: мера стоимости и средство
обращения.
Деньги выполняют три функции:
Средство платежа;
Средство накопления;
Мировые деньги.
Слайд 5Природа денег
По своей природе деньги произошли из:
- мира товаров;
- кредитных
отношений.
Слайд 8Кредитные деньги по своей сути – это долговые обязательства.
Например,
долговые обязательства ЦБ (наличные деньги), или долговые обязательства частного лица
(вексель).
Все современные бумажные деньги – это кредитные деньги.
Различают три вида кредитных денег:
1) вексель;
2) банкнота;
3) чек.
Слайд 9Понятие и структура денежной массы
Слайд 10Денежная масса
Денежная масса – совокупность денежных компонентов, или т.н. «денежных
агрегатов» - М0, М1, М2, М3, L.
Ликвидность отдельных компонентов денежной
массы различна.
Денежная масса обычно структурируется по степени ликвидности ее компонентов.
По мере снижения ликвидности в число компонентов денежной массы последовательно включаются активы, все в меньшей мере способные выполнять функцию средства платежа и все в большей степени пригодные служить средством сохранения ценности, так что само понятие денег приобретает все более широкий смысл, а объем денежной массы увеличивается.
Слайд 11Денежные агрегаты
Не существует какой-либо единой, принятой всеми номенклатуры агрегатов денежной
массы.
Состав денежной массы и ее структура различны в разных
странах и определяются прежде всего уровнем развития и характером денежного рынка в каждой стране, а также особенностями политики, проводимой ее ЦБ.
Слайд 12Денежные агрегаты
М0 — банкноты и монеты, находящиеся в обращении вне
банковской системы (наличные деньги);
Ml — М0 плюс вклады в коммерческих
банках до востребования (без депозитов органов государственного управления);
М2 — сумма Ml и среднесрочных (до 4-х лет) вкладов в коммерческих банках;
M3 — сумма М2 и долгосрочных вкладов в коммерческих банках.
Слайд 14Причины и альтернативные издержки владения деньгами
Активы
в наиболее
ликвидной
форме
Дорого,
т.к.
мы теряем
потенциальные
доходы
Нужно
иметь
определенное
количество
для
осуществления
покупок
Слайд 15Мотивы держать деньги на руках
Трансакционный
выплаты и поступления не всегда совпадают
по времени:
то есть, деньги нужны для покупок и сделок
зависит от
дохода и порядка платежей
Из Мотива Предосторожности
по причине неопределенности:
люди держат деньги чтобы быть готовыми к непредвиденным расходам
зависит от (номинальной) процентной ставки
Спекулятивный мотив
люди могут держать деньги, а не облигации если ожидается, что цены на облигации упадут, или наоборот
зависит от ставки процента и ожиданий по поводу цен облигаций
Слайд 16Уравнение количественной теории денег (уравнение Фишера)
M x V= P x
Y
Для экономики в целом номинальный доход равен произведению уровня цен
на выпуск (Р х Y), отсюда получаем формулу:
М = k РY,
где М – номинальный спрос на деньги, k – коэффициент ликвидности, Р – уровень цен в экономике, Y – реальный выпуск.
k = 1/V
Слайд 17Спрос на деньги: резюме
Спрос на деньги зависит от:
реального дохода
номинальной процентной
ставки (альтернативной стоимости хранения денег)
уровня цен (который полагается фиксированным)
ожиданий по
поводу будущих процентных ставок
Слайд 19Предложение денег
Предложением денег называется наличие всех денег в экономике, т.е.
это денежная масса.
Компоненты денежных агрегатов делятся на:
наличные деньги
и
безналичные «квази-деньги».
К наличным деньгам относятся банкноты и монеты, находящиеся в обращении, т.е. вне банковской системы.
Денежные агрегаты М2, М3 и L – это квази-деньги.
Деньгами является только денежный агрегат М1
Слайд 20Инфляция
Что мы уже наверняка знаем? Инфляция - это:
постоянный рост уровня
цен,
процесс обесценения денег,
переполнение каналов денежного обращения денежными знаками.
Слайд 21Инфляция
Что мы должны знать про инфляцию кроме того, что есть
в учебной литературе?
как любое явление инфляция – это структура «+»
и «-»,
инфляция порождается изменениями в структуре (цен, отраслевой эффективности, …)
инфляция удерживает пропорции обмена в рамках сложившихся стоимостных отношений;
инфляция порождает процессы перераспределения стоимости;
инфляция способствует сохранению status quo в стоимостных отношениях.
Слайд 22Инфляция
Термины, которыми мы пользуемся:
Инфляция (от лат. inflatio - вздутие)
- долговременное повышение уровня цен и снижение покупательной способности денег.
Дефляция - долговременное снижение уровня цен.
Дезинфляция - замедление темпов инфляции.
Уровень инфляции при ее открытой форме определяется темпом прироста уровня цен.
Слайд 23Инфляция
Термины, которыми мы пользуемся:
Инфляционные ожидания - представления участников
национального хозяйства о будущем уровне цен.
Различают открытую и
скрытую или подавленную инфляцию (пример СССР).
Ползучая инфляция - инфляция с ростом цен не более 10% в год.
Гиперинфляция - инфляция с ростом цен от 50% в месяц или более 1000% в год.
Слайд 24Базовая инфляция (core inflation)
Термины, которыми мы пользуемся:
В настоящее время
кроме ИПЦ (consumer price index) используется индекс цен, “очищенный” от
влияния факторов не зависящих от действий ЦБ (колебаний мировых цен, административного регулирования цен, сезонных колебаний цен и т. п.).
Такой индекс называется индекс «базовой инфляции» (core inflation index).
Опасность = скорректированный показатель будет существенно отличаться от регулярно рассчитываемого и публикуемого индекса потребительских цен.
Поэтому использование “удобного” показателя инфляции вводит в заблуждение, подрывает общественное доверие к проводимой денежно-кредитной политике.
Слайд 25Базовая инфляция (core inflation)
Термин "базовая инфляция" (core inflation) не имеет
ясного значения.
Сore inflation — это еще один общий индекс
цен, такой же, как ИПЦ, индекс розничных цен, индекс цен производителей и т.п., но более "тонко" построенный, принимая во внимания определенные требования.
Слайд 26Подходы к определению причин инфляции (как минимум)
инфляция спроса, причиной которой
служит увеличение совокупного спроса;
инфляцию издержек, причиной которой является сокращение совокупного
предложения, что происходит в результате роста издержек;
инфляция вследствие увеличения денежной массы.
Слайд 27В современной экономике инфляция может начаться благодаря самым разным причинам:
1.
Эмиссия денег сверх требований закона денежного обращения.
Такое обычно
происходит при нехватке денег у государства в условиях каких-то чрезвычайных обстоятельств, например, войнах.
2. Монополизация рынков.
Известно, что такая монополизация нередко осуществляется именно потому, что она дает возможность повышать цены на продаваемые товары.
3. Превышения госрасходов над доходами.
Слайд 284. «Импорт» инфляции.
Масштаб ее во многом определяется долей
импортных товаров в общей товарной массе. Как правило это возникает
при девальвации национальной валюты.
5. Нарушение воспроизводственных пропорций, вызывающее инфляцию спроса и инфляцию издержек.
Инфляция может возникнуть из-за повышения доходов покупателей, не обеспеченного соответствующим ростом предложения товаров.
6. Рост в какой-то отрасли производительности труда сверх среднего уровня.
Это повышение вызывает требования повышения зарплаты в других отраслях без соответствующего повышения производительности труда. Когда такие требования удовлетворяются, то возникает общее превышения спроса над предложением товаров и рост общего уровня цен.