Слайд 1Департамент образования и науки Тюменской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Тюменской области
«Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»
Культура Руси XVI-XVII века.
Выполнил: студент группы То-1-19, Гаюков.Д.
Проверил: преподаватель, Пелевина Е.С.
Тюмень 2019
Слайд 2Развитие русской культуры
Развитие русской культуры XVI-XVII века было
обусловлено противоречивостью исторического процесса этого периода, который ,как отмечал Л.В.Черепнин
, шел не по прямой, а по кривой или ломаной линии:XVII век был переломным этапом в истории России, когда решалась ее дальнейшая судьба.
Слайд 3
Поступательное движение было прервано событиями опричнины, установлением крепостного права,
Ливонской войной, потрясениями иностранной интервенции и Смуты. После преодоления их
последствий развитие возобновилось, вновь.
Слайд 4Образование и книгопечатание
Важным условием и показателем развития культуры
является распространение грамотности и просвещения. Этот процесс стимулировался ростом городов
и количества городского населения, а также усложнением и расширением бюрократического аппарата и активизацией международных связей. По подсчетам отечественных историков, в конце столетия среди купечества грамотных было от 75% до 96%, среди посадских людей — 23%-52%. Овладение грамотой для посадского человека давало возможность поступления на государственную службу и выхода из тягла.
Слайд 5Иван Федоров и напечатанная им книга «Апостол»
Слайд 6
Появление книгопечатания было неизбежно. Первые печатные
издания в России относят к 1553 г., но поскольку они
были анонимными и не датировались, началом книгопечатания считают 1563 г., когда по распоряжению Ивана Грозного недалеко от Кремля был построен Печатный Двор. В 1564 году Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили первую книгу «Апостол», в 1565 г. — сборник ежедневных молитв «Часослов», а в 1574 г. был напечатан первый русский букварь.
Слайд 8
Растущее стремление к грамоте вызвало большой спрос
на печатные и рукописные пособия. Самыми большими тиражами издавалась с
1634 г. «Азбука» Василия Бурцова-Протопопова. В 1648 г., впервые в России, вышла «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. С 1682 г. распространялось «Считание удобное для купующих или продающих» — таблица умножения. Существовали также и рукописные прописи, азбуковники и пособия по арифметике.
Слайд 9
В Москве печатное дело продолжало развертываться. Характерная черта его
развития в XVI веке – непрерывность. Но более широкое развитие
печатное дело приобретает в первой половине XVII века.
Слайд 10Архитектура
В начале XVI. завершилось строительство ансамбля Московского Кремля, большую
роль в создании которого сыграли итальянские архитекторы Пьетро Антонио Солари,
Аристотель Фьораванти, Марк Фрязин и Алевиз Новый.
Слайд 11Московский Кремль
Зубчатые стены, башни, увенчанные рубиновыми звездами, Спасская башня, на
которой установлены кремлевские куранты,- все то Московский Кремль. Вместе с
лежащей рядом Красной площадью. Кремль – сердце нашей Родины.
Слайд 12Кремль как символ объединения русских земель
Расположенная на удобных торговых путях
Москва богатела, Московское княжество становилось все больше и могущественнее. Начался
процесс объединения русских земель вокруг Москвы в единое государство. И кремль сыграл немало важную роль в объединении всех земель. У него было уже не только оборонное значение, но и политическое: Кремль воплощал силу Москвы-столицы освободившегося от монголо-татарского ига единого Русского государства.
Слайд 13
В русской архитектуре появился шатровый стиль, основанный на
национальных традициях русского зодчества, ярким примером этого стиля является церковь
Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), построенная в честь рождения сына Василия III, Ивана.
Слайд 14
В XVII в. происходило постепенное сближение культового и гражданского
каменного зодчества. Церкви становились похожи на светские хоромы
Слайд 15
В 40-70 гг. зародился новый стиль московское,
или нарышкинское барокко: симметрия, многоярусность, резьба по белому камню, сочетание
белого и красного цветов (церковь Покрова в Филях — усадебный храм Л.К.Нарышкина).
Слайд 16Живопись
Изобразительное искусство XVI в. имело две характерные черты: усиление
светских мотивов и стирание границ местных школ. Основой общерусской национальной
школы стала московская школа. Крупнейшим представителем московской школы живописи начала XVI вв. был Дионисий (около 1440 — после 1503 гг.). Он написал иконы и переписал несколько фресок для Успенского собора Московского Кремля, расписал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Его творчеству свойственны пышная декоративность, яркий колорит и утонченный рисунок.
Слайд 17Свадьба в Кане
Дионисий. Фреска. Около 1502. Собор Рождества Богородицы в
Ферапонтовом монастыре
Слайд 19
В конце XVII в. появились первые парсуны
(портреты), написанные маслом на холсте. Меняется манера письма: если раньше
техника была иконописной (изображения царя Федора Ивановича и князя М.В.Скопина-Шуйского), то теперь более пристальное внимание уделяется человеку, реалистичности мира, естественным пропорциям тела (портреты царей Алексея Михайловича В и Федора Алексеевича, дяди Петра I — Л.К. Нарышкина, Г.П. Годунова).
Слайд 20Портрет царя Алексея Михайловича в большом наряде
Слайд 21Прикладное искусство
Рост количества городов и городского населения, развитие ремесла
в XVI в. способствовали достижению высокого уровня русского декоративно прикладного
искусства. Центром прикладного творчества этого периода была Москва, где в царских и митрополичьих мастерских собирались лучшие ремесленники страны. Поразительно разнообразие ремесел того времени: резьба по дереву, художественное шитье (серебром и золотом с драгоценными камнями), медное литье, серебряное дело, чеканка, эмаль, литье колоколов и т. д.
Слайд 24
Главным центром расцвета прикладного искусства В XVII веке являлись
мастерские Московского Кремля (Оружейная, Золотая, Серебряная, Царицына и другие). В
них работали собранные со всей Руси талантливые оружейники, ювелиры, мастерицы плетения кружев, золотого шитья. Помимо московских мастеров широкую известность приобрели ярославские серебряники, холмогорские и устюжские мастера художественной росписи.
Слайд 25Театр
В 1672 г. в Москве впервые был создан придворный театр.
В нем играли приглашенные немецкие актеры, все роли исполнялись мужчинами.
Репертуар состоял из пьес на библейские или легендарно-исторические сюжеты. Этот придворный театр просуществовал всего лишь четыре года. При Славяно-греко-латинской Академии сложился школьный театр. Пьесы писались преподавателями, сюжеты были как евангельские, так и житийные. Все роли исполняли учащиеся, представления давали по праздникам.
Широкое распространение получил бродячий театр, продолжавший национальные традиции: народные обряды, колядование с участием ряженных, праздники (проводы Масленицы), выступления скоморохов.