Слайд 1Источники международного таможенного права
Слайд 3Понятие и виды источников
Источниками международного таможенного права являются формы закрепления (внешнего
выражения) норм
Единственным способом создания норм в международном праве является соглашение
его субъектов. Такое соглашение может иметь определенно выраженную форму и служить источником международно-правовых норм.
Круг источников международного права определен в ст. 38 Статута Международного суда ООН. В этой статье говорится, что, решая споры на основании международного права, Суд применяет конвенции, обычай, общие принципы права, признанные цивилизованными народами. В качестве вспомогательного средства для определения правовых норм могут применяться судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов. К перечисленным следует добавить также такое важное вспомогательное средство выяснения существования и содержания норм, как резолюции международных организаций.
Таким образом, основными источниками международного таможенного права как отрасли международного права являются:
1) международные договоры в области таможенного дела;
2) международно-правовые таможенные обычаи;
3) специальные принципы международного таможенного права.
Слайд 5Международный договор
Международный договор – это родовое понятие для всех нормативных
международных актов в договорной форме. Данное понятие охватывает все международные
соглашения, существующие в самых различных наименованиях и формах: договор, соглашение, конвенция, устав. Международные договоры могут заключаться в виде протокола, меморандума, декларации, пакта, путем обмена письмами и нотами, а также иметь другие наименования. В соответствии со ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. международный договор – это "международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования" (договор, конвенция, соглашение, пакт, акт, протокол, обмен нотами, письмами и др.).
Таким образом, основными источниками международного таможенного права являются международные договоры в области таможенного дела, которые часто называются международными таможенными конвенциями.
Слайд 6Международная таможенная конвенция
Международные таможенные конвенции или международные договоры в области
таможенного дела представляют собой международные договоры, устанавливающие взаимные права и
обязанности государств и иных субъектов международного права в сфере международного таможенного сотрудничества.
Международные таможенные конвенции – это двусторонние или многосторонние международные соглашения, регулирующие вопросы международного таможенного сотрудничества.
В международном таможенном праве существует два вида таможенных конвенций: универсальные и специальные.
Универсальные международные таможенные конвенции – это многосторонние международные договоры, которые содержат наиболее общие международно-правовые таможенные нормы, регулирующие важнейшие вопросы таможенного дела. Они направлены на регулирование международных таможенных отношений, представляющих интерес для всех государств. Кроме того, универсальные международные таможенные конвенции по составу государств-участников имеют наибольшее представительство и носят многосторонний характер.
К числу важнейших многосторонних международных таможенных конвенций можно отнести:
– Таможенная конвенция о карнете A.T.A. для временного ввоза товаров (заключена в Брюсселе 06.12.1961)
Слайд 7Международная таможенная конвенция
Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением
книжки МДП (Конвенция МДП)" (Заключена в г. Женеве 14.11.1975);
– Таможенную
конвенцию, касающуюся контейнеров (Женева, 2 декабря 1972 г.);
– Конвенцию о согласовании условий проведения контроля грузов на границах (Женева, 21 октября 1982 г.);
– Международную конвенцию о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Найроби, 9 июня 1977 г.);
– Конвенцию о создании Совета таможенного сотрудничества (Брюссель, 15 декабря 1950 г.);
– Конвенцию о создании международного союза публикации таможенных тарифов (Брюссель, 5 июля 1890 г.).
Перечислим основные международные таможенные конвенции, направленные на сближение таможенных законодательств государств: 1) Киотская конвенция сближает таможенные законодательства в целом; 2) Конвенция о ГС унифицирует классификацию и кодирование товаров; 3) Соглашение о порядке применения ст. VII ГАТТ 1994 г. унифицирует правила определения таможенной стоимости товаров; 4) Стамбульская конвенция сближает правовое регулирование временного ввоза товаров.
Еще один пример: на основе правил Конвенции, заключенной в Найроби, таможенные органы организуют международное сотрудничество по выявлению и пресечению международных каналов контрабанды наркотических и психотропных веществ, оружия и боеприпасов, алкоголя и табака, предметов антиквариата, а также иных нарушений таможенного законодательства.
Специальные международные таможенные конвенции – это международные договоры, объект и цель которых представляют интерес для небольшого круга государств. Специальные конвенции могут быть как многосторонними, так и двусторонними международными договорами.
Больше всего по количеству, конечно же, специальных таможенных конвенций. Например, только Россия заключила межправительственные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (более 80) с Великобританией, Данией, Швецией, Норвегией, Финляндией, Литвой, Чехией, Словенией, Польшей, Болгарией, Германией, США, Китаем, Монголией, Южной Кореей, Югославией, Индией, Израилем, государствами СНГ, также в качестве примера можно привести Договор о ЕАЭС
Слайд 8Международно-правовой таможенный обычай
Международно-правовой таможенный обычай как источник международного таможенного права
является вторым по значимости и распространенности источником международного права вообще
и международного таможенного права в частности. Международно-правовой обычай – это наиболее древняя форма образования норм международного таможенного права.
Статья 38 Статута Международного суда ООН так определяет это понятие: международный обычай есть доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.
Международно-правовой обычай – это правило поведения государств, приобретающее применение и признание государствами в качестве обязательной нормы. Выделяют два элемента обычая как источника права: 1) общепринятое поведение, а также 2) признание его юридической нормой.
В современном международном праве существует два вида обычных норм.
Первый вид – это традиционные международно-правовые обычаи, представляющие собой сложившиеся в практике неписаные правила, за которыми признается юридическая сила.
Второй вид является достаточно новым видом, к которому относятся нормы, создаваемые не путем длительной практики, а признанием в качестве таковых правил, содержащихся в нескольких или даже в одном акте.
Слайд 9Международно-правовой таможенный обычай
Обычно-правовые нормы второго вида сначала формулируются либо в
договорах, либо в таких актах неправового характера как резолюции международных
совещаний и организаций, в дальнейшем же за ними признается статус норм общего международного права. Таким образом, юридически эти нормы существуют как обычай, а соответствующие акты служат доказательствами их содержания.
При этом к актам международного права, содействующим становлению международно-правового обычая как источника в данном случае мы относим не только резолюции международных организаций, но и любые их решения, рекомендательные нормы, направленные на становление той или иной обычно-правовой нормы. В международном таможенном праве резолюции ВТАО (всемирная таможенная организация) способствуют формированию обычных норм международного таможенного права. Например, Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли 2005 г., которые государства применяют как обязательные, фактически являются обычно-правовыми.
Пример первых обычаев – свобода транзита.
В международном таможенном праве становление и действие международно-правовых обычаев носит побочный характер и является следствием добровольного исполнения государствами норм, зафиксированных в международных таможенных конвенциях. Часто международные договоры действуют также и в отношении государств к ним не присоединившимся, которые, однако, в добровольном порядке выполняют положения, установленные этими международными договорами. Нормы таких договоров применяются такими государствами как обычно-правовые. Это имеет место в международном таможенном праве. Как считает А. Н. Козырин, значение конвенционных норм в сфере таможенных отношений настолько велико, что даже положения международных договоров, участницей которых Россия не является, регулирующих международную торговую и таможенную практику, оказывают непосредственное влияние на способы правового регулирования в России. Например, положения обновленной Киотской конвенции Россия учла при разработке положений нового ТК ТС, а затем ТК ЕАЭС.
Слайд 11Принципы международного таможенного права
принцип содействия становлению нового экономического порядка, основанного
на подлинной справедливости, суверенном равенстве национальных экономик, взаимозависимости, общности интересов,
взаимной и равной выгоде в таможенном сотрудничестве между всеми государствами независимо от их экономических и социальных систем;
— принцип запрещения прямых или косвенных действий, имеющих целью препятствовать осуществлению экономического суверенитета государств;
— принцип обеспечения постоянного и все возрастающего расширения и либерализации международной торговли, основывающейся на универсальном применении режима наиболее благоприятствуемой нации;
— принцип равноправного использования государствами преимуществ международного разделения труда, способствующего развитию широкого разностороннего торгового обмена товарными массами с соблюдением равноправия всех форм собственности на основе использования выгод от исторически сложившихся форм интернационализации хозяйственной жизни;
— принцип содействия экономическому росту развивающихся стран и преодоления имеющегося экономического разрыва между промышленно развитыми и развивающимися странами в целях укрепления экономического суверенитета развивающихся стран;
— принцип совершенствования организационного механизма международного таможенного сотрудничества в рамках организаций, конференций универсального, континентального, регионального и субрегионального масштаба как средства укрепления мира, повышения уровня благосостояния народов и их экономического суверенитета;
Слайд 12Принципы международного таможенного права
— принцип невзаимности. Этому принципу в практике
международных отношений развивающихся стран придается большое значение.
Содержание последнего принципа составляют
таможенные, торговые и иные льготы и уступки развитых промышленных стран развивающимся государствам, предоставляемые без взаимности. Следует отметить, что развивающиеся страны («Группа 77») добились утверждения этого принципа в рамках ГАТТ и ЮНКТАД. Однако пути и формы его имплементации развивающимися странами различны. Важным следствием применения принципа невзаимности для развивающихся государств является предоставление их экспортным товарам тарифных уступок, или преференций, на рынках промышленно развитых стран.