Слайд 2ДЕРЕВЕ́НСКАЯ ПРО́ЗА
ДЕРЕВЕ́НСКАЯ ПРО́ЗА —тематическое направление в литературе 1950 — начале
1980-х гг., осмысляющее драматическую судьбу крестьянства, русской деревни в 20 веке. В
русской литературе жанр «деревенской прозы» заметно отличается от других жанров. Дело в том, что рамки этого жанра не ограничивались только описаниями сельской жизни. Появление «деревенской прозы» отразило потребность общества вспомнить свои вековые устои, традиции, духовные истоки народной жизни; задуматься над взаимоотношениями человека и природы.
К середине 1960-х «деревенская проза» достигает такого уровня художественности, чтобы оформиться в особое направление (фактически это направление оформилось после появления рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» (1963). Тогда же возник и сам термин.
Крупнейшими представителями направления считаются Виктор Петрович Астафьев («Царь-рыба», «Пастух и пастушка»), Валентин Григорьевич Распутин («Живи и помни», «Прощание с Матерой»), Василий Яковлевич Шукшин («сельские жители», «Любавины», «Я пришел дать вам волю») .
Слайд 3Темы, которые раньше были запретными
Трагические последствия коллективизации («На Иртыше» С.
Залыгина, «Кончина» В. Тендрякова, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Кануны»
В. Белова и др.).
Изображение близкого и далекого прошлого деревни, ее нынешних забот в свете общечеловеческих проблем, губительное влияние цивилизации («Последний поклон», «Царь-рыба» В. Астафьева, «Прощание с Матерой», «Последний срок» В. Распутина, «Горькие травы» П. Проскурина).
В «деревенской прозе» этого периода наблюдается стремление приобщить читателей к народным традициям, выразить естественное миропонимание («Комиссия» С. Залыгина, «Лад» В. Белова).
Слайд 4Виктор Петрович Астафьев
(1924 – 2001)
«Повествование в прозе» «Царь-рыба» (1976; Государственная премия СССР, 1978) принесла
писателю известность, была переведена на многие языки мира.
Всего «Царь-рыба» включает 12 рассказов. Сюжет книги связан с путешествием автора - лирического героя - по родным местам автора- Сибири, тайге, реке Ангаре.
«В рассказах Астафьева заключен целый кодекс нравственности; кодекс взаимоотношений человека с природой» (А.Макаров)
Слайд 5Валентин Григорьевич Распутин
(1937-2015)
Повесть «Прощание с Матерой» (1976) подводит своеобразный итог
размышлениям Распутина о трагической судьбе деревни под колесами научно-технического прогресса,
осуществляемого жестокими, антигуманными методами. Усиливается трагическое мироощущение писателя. В этом произведении погибает под волнами искусственного моря Матера — русская патриархальная деревня.
Слайд 6«Прощание с Матерой»
Остров Матера (от слова «мать»)- обетованная земля, исключительно
безгрешное пространство , населенное старухами –праведницами и безгрешными стариками –
попадет в зону затопления из-за строительства ГЭС. Триста лет обживали этот остров. Всех принимала Матера, всем становилась матерью, и дети отвечали ей любовью. Но уходит Матера – уходит и душа этого мира. «Что же должен чувствовать человек, ради которого жили поколения?..» -спрашивает Валентин Распутин.
«У кого нет памяти – нет жизни». «Эта повесть в определенном смысле для меня рубеж в писательской работе..» В.Распутин
Слайд 7Василий Макарович Шукшин
(1929-1974)
В 1958 в журнале «Смена» был опубликован первый
рассказ Шукшина, в 1963 вышел его первый прозаический сборник «Сельские
жители».
При жизни Шукшина вышли также сборники его рассказов «Там, вдали» (1968), «Земляки» (1970), «Характеры» (1973), «Беседы при ясной луне» (1974). Подготовленный к печати сборник «Брат мой» был издан уже после смерти автора, в 1975.
Всего за свою жизнь Шукшин написал 125 рассказов.
Героями его фильмов также чаще всего были деревенские люди, по разным причинам оказавшиеся в городе.
Слайд 8
Рассказы Шукшина, тематически относясь к «деревенской прозе», отличались от ее
основного потока тем, что внимание автора было сосредоточено не столько
на основах народной нравственности, сколько на сложных психологических ситуациях, в которых оказывались герои. Город и притягивал шукшинского героя как центр культурной жизни, и отталкивал своим равнодушием к судьбе отдельного человека. Шукшин ощущал эту ситуацию как личную драму. «Так у меня вышло к сорока годам, – писал он, – что я – не городской до конца, и не деревенский уже. Ужасно неудобное положение. Это даже – не между двух стульев, а скорее так: одна нога на берегу, другая в лодке. И не плыть нельзя, и плыть вроде как страшновато...»
Эта сложная психологическая ситуация и определяла необычное поведение героев Шукшина, которых он называл «странными людьми», «непутевыми людьми». В сознании читателей и критиков прижилось название «чудик» (по одноименному рассказу, 1967). Именно «чудики» являются главными героями рассказов, объединенных Шукшиным в один из лучших его сборников «Сельские жители» .
Рассказы В.М.Шукшина
Слайд 9В.А.Белов
(родился в 1932 году)
Повесть “Привычное дело” (1966)
стала ярким явлением деревенской прозы. Большую известность принёс автору роман
“Кануны” (1976) о преддверии всеобщей коллективизации.
Слайд 10Борис Андреевич Можаев
(1923-1996 г.г.)
В 1966 году в
“Новом мире” было опубликовано произведение, поставившее Можаева в ряд самых
ярких представителей деревенской прозы, - повесть “Живой”.
Слайд 11 О житье-бытье советской деревни Можаевым написаны трагикомическая “История
села Брёхова, писанная Петром Афанасьевичем Булкиным” (1968), “Старица Прошкина” (1966),
“Без цели” (1965) и другие рассказы. Но главным его произведением стал роман-дилогия “Мужики и бабы”.
Слайд 12Значение деревенской литературы
Деревенская проза обогатила современную литературу
целым рядом художественных открытий, создав запоминающиеся характеры мужественных и трудолюбивых
людей, героически преодолевающих бедствия, трудности, лишения, что из года в год омрачали их жизнь (тетралогия Ф. Абрамова: "Братья и сестры", 1958; "Две зимы и три лета", 1968; "Пути-перепутья", 1973; "Дом" 1978); мудрых старух Анны и Дарьи (повести В. Распутина "Последний срок", 1970, и "Прощание с Матёрой", 1976), бабушки - хранительницы народной мудрости, вековых традиций высокой нравственности ("Последний поклон" В.Астафьева, 1972-1975). Деревенская проза выдвинула яркие образы "бунтарей", пытающихся, утвердить в жизни свои принципы социальной справедливости и совестливости, - не желавших мириться с бюрократическим мышлением, с отношениями людей, основанными на расчете и соображениях выгоды (Федор Кузькин из повести Б. Можаева "Живой" (1966), Настя Сыроегина из повести В. Тендрякова "Поденка - век короткий" (1964), чудики В.Шукшина).
Слайд 14Источники
http://www.nrk.cross-ipk.ru/body/literature/Astafev/foto1.htm
http://vk.com/tzar_ryba
http://www.nrk.cross-ipk.ru/body/literature/Astafev/foto1.htm
https://godliteratury.ru/wp-content/gallery/rasputin-intervyu-70/Rasputin-2.jpg
https://i.livelib.ru/boocover/1000024667/o/013e/Vasilij_Shukshin__Mil_pardon_madam.jpeg