Разделы презентаций


Деревенская проза

Содержание

ДЕРЕВЕ́НСКАЯ ПРО́ЗАДЕРЕВЕ́НСКАЯ ПРО́ЗА —тематическое направление в литературе 1950 — начале 1980-х гг., осмысляющее драматическую судьбу крестьянства, русской деревни в 20 веке. В русской литературе жанр «деревенской прозы» заметно отличается от других жанров. Дело

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Деревенская проза

Деревенская проза

Слайд 2ДЕРЕВЕ́НСКАЯ ПРО́ЗА
ДЕРЕВЕ́НСКАЯ ПРО́ЗА —тематическое направление в литературе 1950 — начале

1980-х гг., осмысляющее драматическую судьбу крестьянства, русской деревни в 20 веке. В

русской литературе жанр «деревенской прозы» заметно отличается от других жанров. Дело в том, что рамки этого жанра не ограничивались только описаниями сельской жизни. Появление «деревенской прозы» отразило потребность общества вспомнить свои вековые устои, традиции, духовные истоки народной жизни; задуматься над взаимоотношениями человека и природы.
К середине 1960-х «деревенская проза» достигает такого уровня художественности, чтобы оформиться в особое направление (фактически это направление оформилось после появления рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» (1963). Тогда же возник и сам термин.
Крупнейшими представителями направления считаются Виктор Петрович Астафьев («Царь-рыба», «Пастух и пастушка»), Валентин Григорьевич Распутин («Живи и помни», «Прощание с Матерой»), Василий Яковлевич Шукшин («сельские жители», «Любавины», «Я пришел дать вам волю») .

ДЕРЕВЕ́НСКАЯ ПРО́ЗАДЕРЕВЕ́НСКАЯ ПРО́ЗА —тематическое направление в литературе 1950 — начале 1980-х гг., осмысляющее драматическую судьбу крестьянства, русской деревни

Слайд 3Темы, которые раньше были запретными
Трагические последствия коллективизации («На Иртыше» С.

Залыгина, «Кончина» В. Тендрякова, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Кануны»

В. Белова и др.).
Изображение близкого и далекого прошлого деревни, ее нынешних забот в свете общечеловеческих проблем, губительное влияние цивилизации («Последний поклон», «Царь-рыба» В. Астафьева, «Прощание с Матерой», «Последний срок» В. Распутина, «Горькие травы» П. Проскурина).
В «деревенской прозе» этого периода наблюдается стремление приобщить читателей к народным традициям, выразить естественное миропонимание («Комиссия» С. Залыгина, «Лад» В. Белова).
Темы, которые раньше были запретнымиТрагические последствия коллективизации («На Иртыше» С. Залыгина, «Кончина» В. Тендрякова, «Мужики и бабы»

Слайд 4Виктор Петрович Астафьев (1924 – 2001)

«Повествование в прозе» «Царь-рыба» (1976; Государственная премия СССР, 1978) принесла

писателю известность, была переведена на многие языки мира.
Всего «Царь-рыба» включает 12 рассказов. Сюжет книги связан с путешествием автора - лирического героя - по родным местам автора- Сибири, тайге, реке Ангаре.
«В рассказах Астафьева заключен целый кодекс нравственности; кодекс взаимоотношений человека с природой» (А.Макаров)



Виктор Петрович Астафьев      (1924 – 2001) «Повествование в прозе» «Царь-рыба» (1976; Государственная

Слайд 5Валентин Григорьевич Распутин (1937-2015)

Повесть «Прощание с Матерой» (1976) подводит своеобразный итог

размышлениям Распутина о трагической судьбе деревни под колесами научно-технического прогресса,

осуществляемого жестокими, антигуманными методами. Усиливается трагическое мироощущение писателя. В этом произведении погибает под волнами искусственного моря Матера — русская патриархальная деревня.
Валентин Григорьевич Распутин (1937-2015)Повесть «Прощание с Матерой» (1976) подводит своеобразный итог размышлениям Распутина о трагической судьбе деревни

Слайд 6«Прощание с Матерой»
Остров Матера (от слова «мать»)- обетованная земля, исключительно

безгрешное пространство , населенное старухами –праведницами и безгрешными стариками –

попадет в зону затопления из-за строительства ГЭС. Триста лет обживали этот остров. Всех принимала Матера, всем становилась матерью, и дети отвечали ей любовью. Но уходит Матера – уходит и душа этого мира. «Что же должен чувствовать человек, ради которого жили поколения?..» -спрашивает Валентин Распутин.
«У кого нет памяти – нет жизни». «Эта повесть в определенном смысле для меня рубеж в писательской работе..» В.Распутин

«Прощание с Матерой»Остров Матера (от слова «мать»)- обетованная земля, исключительно безгрешное пространство , населенное старухами –праведницами и

Слайд 7Василий Макарович Шукшин (1929-1974)
В 1958 в журнале «Смена» был опубликован первый

рассказ Шукшина, в 1963 вышел его первый прозаический сборник «Сельские

жители».
При жизни Шукшина вышли также сборники его рассказов «Там, вдали» (1968), «Земляки» (1970), «Характеры» (1973), «Беседы при ясной луне» (1974). Подготовленный к печати сборник «Брат мой» был издан уже после смерти автора, в 1975.
Всего за свою жизнь Шукшин написал 125 рассказов. 
Героями его фильмов также чаще всего были деревенские люди, по разным причинам оказавшиеся в городе.

    
Василий Макарович Шукшин (1929-1974)В 1958 в журнале «Смена» был опубликован первый рассказ Шукшина, в 1963 вышел его

Слайд 8
Рассказы Шукшина, тематически относясь к «деревенской прозе», отличались от ее

основного потока тем, что внимание автора было сосредоточено не столько

на основах народной нравственности, сколько на сложных психологических ситуациях, в которых оказывались герои. Город и притягивал шукшинского героя как центр культурной жизни, и отталкивал своим равнодушием к судьбе отдельного человека. Шукшин ощущал эту ситуацию как личную драму. «Так у меня вышло к сорока годам, – писал он, – что я – не городской до конца, и не деревенский уже. Ужасно неудобное положение. Это даже – не между двух стульев, а скорее так: одна нога на берегу, другая в лодке. И не плыть нельзя, и плыть вроде как страшновато...» 
    Эта сложная психологическая ситуация и определяла необычное поведение героев Шукшина, которых он называл «странными людьми», «непутевыми людьми». В сознании читателей и критиков прижилось название «чудик» (по одноименному рассказу, 1967). Именно «чудики» являются главными героями рассказов, объединенных Шукшиным в один из лучших его сборников «Сельские жители» .

Рассказы В.М.Шукшина

Рассказы Шукшина, тематически относясь к «деревенской прозе», отличались от ее основного потока тем, что внимание автора было

Слайд 9В.А.Белов (родился в 1932 году)
Повесть “Привычное дело” (1966)

стала ярким явлением деревенской прозы. Большую известность принёс автору роман

“Кануны” (1976) о преддверии всеобщей коллективизации.
В.А.Белов  (родился в 1932 году)  Повесть “Привычное дело” (1966) стала ярким явлением деревенской прозы. Большую

Слайд 10Борис Андреевич Можаев (1923-1996 г.г.)
В 1966 году в

“Новом мире” было опубликовано произведение, поставившее Можаева в ряд самых

ярких представителей деревенской прозы, - повесть “Живой”.
Борис Андреевич Можаев  (1923-1996 г.г.)  В 1966 году в “Новом мире” было опубликовано произведение, поставившее

Слайд 11 О житье-бытье советской деревни Можаевым написаны трагикомическая “История

села Брёхова, писанная Петром Афанасьевичем Булкиным” (1968), “Старица Прошкина” (1966),

“Без цели” (1965) и другие рассказы. Но главным его произведением стал роман-дилогия “Мужики и бабы”.

О житье-бытье советской деревни Можаевым написаны трагикомическая “История села Брёхова, писанная Петром Афанасьевичем Булкиным” (1968),

Слайд 12Значение деревенской литературы
Деревенская проза обогатила современную литературу

целым рядом художественных открытий, создав запоминающиеся характеры мужественных и трудолюбивых

людей, героически преодолевающих бедствия, трудности, лишения, что из года в год омрачали их жизнь (тетралогия Ф. Абрамова: "Братья и сестры", 1958; "Две зимы и три лета", 1968; "Пути-перепутья", 1973; "Дом" 1978); мудрых старух Анны и Дарьи (повести В. Распутина "Последний срок", 1970, и "Прощание с Матёрой", 1976), бабушки - хранительницы народной мудрости, вековых традиций высокой нравственности ("Последний поклон" В.Астафьева, 1972-1975). Деревенская проза выдвинула яркие образы "бунтарей", пытающихся, утвердить в жизни свои принципы социальной справедливости и совестливости, - не желавших мириться с бюрократическим мышлением, с отношениями людей, основанными на расчете и соображениях выгоды (Федор Кузькин из повести Б. Можаева "Живой" (1966), Настя Сыроегина из повести В. Тендрякова "Поденка - век короткий" (1964), чудики В.Шукшина).
Значение деревенской литературы   Деревенская проза обогатила современную литературу целым рядом художественных открытий, создав запоминающиеся характеры

Слайд 13 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 14Источники
http://www.nrk.cross-ipk.ru/body/literature/Astafev/foto1.htm
http://vk.com/tzar_ryba
http://www.nrk.cross-ipk.ru/body/literature/Astafev/foto1.htm
https://godliteratury.ru/wp-content/gallery/rasputin-intervyu-70/Rasputin-2.jpg
https://i.livelib.ru/boocover/1000024667/o/013e/Vasilij_Shukshin__Mil_pardon_madam.jpeg





Источникиhttp://www.nrk.cross-ipk.ru/body/literature/Astafev/foto1.htmhttp://vk.com/tzar_rybahttp://www.nrk.cross-ipk.ru/body/literature/Astafev/foto1.htmhttps://godliteratury.ru/wp-content/gallery/rasputin-intervyu-70/Rasputin-2.jpghttps://i.livelib.ru/boocover/1000024667/o/013e/Vasilij_Shukshin__Mil_pardon_madam.jpeg

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика