Слайд 1 Деревенская проза
в современной литературе
Обзор
Слайд 2Задача писателей - осмысление важных вопросов современности
Равновесие природы,
Равновесие души
Мы
теряем с каждым годом,
Хоть тужи,
Хоть не тужи.
Реки гаснут,
Лес мертвеет…
И наверно,
потому
Души добрые черствеют,
Чувства передав уму.
(В. Фирсов)
Слайд 3Определение понятия «деревенская проза»
Деревенская проза — направление в
русской советской литературе 1960—1980-х годов, связанное с обращением к традиционным
ценностям в изображении современной деревенской жизни.
Это уникальное явление в русской и мировой литературе 2-й пол. ХХ в., порождено страстным стремлением осмыслить те глубочайшие изменения, которые произошли с русской деревней, с родной землей, с «малой родиной» в ХХ в.
Слайд 4Связь с литературой
19 века
«Человек связан с природой
тысячью нерасторжимых нитей» — эта крылатая тургеневская фраза стала одним
из основных эстетических принципов «деревенской» прозы и поэзии. Трудно найти в мире национальную литературу, в которой уделялось бы столько внимания теме «природа и человек».
К середине 1960-х «деревенская проза» достигает такого уровня художественности,
который позволил ей оформиться в особое направление (большое значение имел рассказ Солженицына «Матрёнин двор»). Тогда же возник и сам термин.
Слайд 6Темы, которые раньше были запретными
Трагические последствия коллективизации («На Иртыше» С.
Залыгина, «Кончина» В. Тендрякова, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Кануны»
В. Белова и др.).
Изображение близкого и далекого прошлого деревни, ее нынешних забот в свете общечеловеческих проблем, губительное влияние цивилизации («Последний поклон», «Царь-рыба» В. Астафьева, «Прощание с Матерой», «Последний срок» В. Распутина, «Горькие травы» П. Проскурина).
В «деревенской прозе» этого периода наблюдается стремление приобщить читателей к народным традициям, выразить естественное миропонимание («Комиссия» С. Залыгина, «Лад» В. Белова).
Слайд 7Значение деревенской литературы
Деревенская проза обогатила современную литературу
целым рядом художественных открытий, создав запоминающиеся характеры мужественных и трудолюбивых
людей, героически преодолевающих бедствия, трудности, лишения, что из года в год омрачали их жизнь (тетралогия Ф. Абрамова: "Братья и сестры", 1958; "Две зимы и три лета", 1968; "Пути-перепутья", 1973; "Дом" 1978); мудрых старух Анны и Дарьи (повести В. Распутина "Последний срок", 1970, и "Прощание с Матёрой", 1976), бабушки - хранительницы народной мудрости, вековых традиций высокой нравственности ("Последний поклон" В.Астафьева, 1972-1975).
Слайд 8Деревенская проза выдвинула яркие образы "бунтарей", пытающихся, утвердить в жизни
свои принципы социальной справедливости и совестливости, - не желавших мириться
с бюрократическим мышлением, с отношениями людей, основанными на расчете и соображениях выгоды (Федор Кузькин из повести Б. Можаева "Живой" (1966), Настя Сыроегина из повести В. Тендрякова "Поденка - век короткий" (1964), чудики В.Шукшина).