Слайд 1Детская одаренность - как психолого-педагогическая проблема
Слайд 2История психологии одаренности
Одним из первых, кто подошел к проблеме изучения
одаренности, был выдающийся английский антрополог сэр Френсис Гальтон, он заслужил
почётное право на особое место в истории психологии одаренности. Ф.Гальтон первым пытался доказать, что одаренность-результат наследственных факторов. Его книга «Наследственность таланта - его законы и последствия» стала одним из популярных психологических трудов второй половины 20 века. Ф.Гальтоном была создана наука - евгеника (от греч. Рождение более лучших).
Также особое место в разработке данной отрасли психологии принадлежит французскому ученому Альфреду Бине, он занимался познавательной деятельностью, разработал тесты интеллекта.
Слайд 3ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ОДАРЕННОСТИ
Самое продолжительное исследование принадлежит Льюису Термену в США,
его уникальные разработки сыграли большую роль в психологии одаренности.
К числу
наиболее популярных в современной психологии относится концепция американского ученого Джозефа Рензулли, который разработал множество тестов для исследования креативности, интеллектуальных способностей человека.
Можно отметить, что проблемой одаренности занимались ученые уже с давних времен, накопленный ими опыт используется до сих пор.
Слайд 4ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ОДАРЕННОСТИ
Увидеть одаренного ребенка очень сложно, по сей день
не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к
категории «одаренных».
Что означает само понятие «одаренность» - это системное, развивающиеся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
А «одаренный ребенок» - ребенок, выделяющийся яркими, выдающимися достижениями, в том или ином виде деятельности.
Слайд 5ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННОСТИ
Одарённость ребенка проявляется очень рано. Самый интенсивный
период его развития 2 – 5 лет. В этом возрасте
закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности.
Слайд 6ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННОСТИ
В дошкольном возрасте одаренность проходит несколько этапов:
-
первый этап(2-3года) на данном этапе ребенок получает первые сенсорные впечатления;
-второй
этап(3-4года) происходит погружение в деятельность, проявляются начальные признаки природного материала, ребёнок очень активен, ему необходимо предоставить широкий спектр в различных видах деятельности.
Слайд 7ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННОСТИ
-третий этап (4-5лет)этап творческого поиска ребенка, возможно, объединять
детей имеющих способности в группы для дополнительных занятий;
-четвертый этап(5-6лет) ребёнок
стремится к достижению положительного результата;
-пятый этап(6-7лет)само проявление одаренности.
Слайд 8ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННОСТИ
Следующий период проявления одарённости (11 – 14
лет) вопросы приобретают структуру гипотез, носит исследовательский характер.
Итоговый период проявления
одарённости(15-20 лет).
Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Слайд 9ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННОСТИ
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть
охарактеризован следующими признаками: повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной
действительности либо к определенным формам собственной активности, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
Слайд 10ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННОСТИ
Ярко выраженный интерес к тем или иным
занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом. Наличие
столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.
Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
Слайд 11ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННОСТИ
Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных,
типичных заданий и готовых ответов.
Высокая критичность к результатам собственного труда,
склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству
Слайд 12Виды одарённости
Актуальная одаренность – психологическая характеристика ребенка с
такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в
более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой.
Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности
Слайд 13
Виды одарённости по критерию
«форма проявления»
Явная одарённость проявляется в
деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы “сама по
себе”), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.
Скрытая одарённость проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме.
Слайд 14Психологические особенности одаренных детей:
Одаренные дети имеют характерное опережающее развитие, то
есть
-дети отличаются широтой восприятия;
-отличной памятью;
-ранним языковым развитием, обладают широким словарным
запасом;
-высокой концентрацией внимания.
Слайд 15ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
В поведенческой сфере одаренные дети обладают
высоким чувством справедливости, обладают хорошим чувством юмора, в то же
время они порывисты, нетерпеливы,проявляют нередко черты эгоцентризма, для них характерны страхи, повышенная чувствительность.
Из это вытекает ряд проблем в воспитании и обучении ребенка.
Слайд 16ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Неприязнь к школе
Игровые интересы
Конформность
Погружение в философские проблемы
Несоответствие между
физическим,
интеллектуальным и социальным развитием
Стремление к совершенству
Ощущение неуязвимости
Нереалистические цели
Сверхчувствительность
Потребность во внимании взрослых
Нетерпимость
Слайд 17ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННОСТИ
Как бы мы ни рассматривали роль и вес
природно – обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания
на развитие личности и одарённости ребенка, значение семьи является решающим.
Особенно важно для становления личности одарённого ребенка прежде всего повышенное внимание родителей.
Развитию одарённости таких детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей.
Слайд 18ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННОСТИ
В воспитании ребенка родители всегда должны выходить за
круг бытовых проблем, в их общении должна быть представлена так
называемая совместная познавательная деятельность – общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем.
Родителей и детей должны объединять общие познавательные интересы, на основе которых наблюдается ускоренный темп умственного и общего возрастного развития
Слайд 19ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННОСТИ
Одарённые дети представляют собой совершенно особую часть детского
населения, которой требуется индивидуализированное обучение. Наиболее подходящая для обучения одарённых
дошкольников коллективная форма организации обучения, когда дети являются субъектами педагогического процесса. Система свободных, не организуемых жестко занятий дает каждому ребенку возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в индивидуально выбранном направлении.
Слайд 20ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННОСТИ
Вывод: важную роль в воспитании и обучении принадлежит педагогу,
обладающему творчеством, профессиональной компетентностью и заинтересованность семьи.
Важно помнить, что одарённость – «дело штучное», и по отношению к каждому такому ребенку важно найти именно индивидуальный подход.
Слайд 21ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к
проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в
системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
Слайд 22ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни
качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных
результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Слайд 23ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться
уже в дошкольном возрасте.
В их числе интеллектуальная одаренность, которая во
многом определяет склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности.
Слайд 24ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:
высоко
развитая любознательность, пытливость;
способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их
решать, активно экспериментируя;
высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);
раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно – следственных связей
Слайд 25ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому,
необычному; способность к творческому преобразованию образов, импровизациям; раннее развитие сенсорных
способностей;
оригинальность суждений, высокая обучаемость;
стремление к самостоятельности.
Слайд 26ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ
ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
1) Вовлечение дошкольников в свободные
игры со сверстниками;
2) Моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости
деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;
3) Акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)
4) Разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;
Слайд 27ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ
ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
5) Использование в обучении дошкольников
провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет
известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;
6) Привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;
Слайд 28ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
7) Обеспечение предметно-информационной насыщенности
развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов
в данной микросреде, в т.ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми);
8) Стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;
9) Использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;
10) Создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.
Слайд 29ЦЕЛИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка
одарённых детей;
создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность
на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
Слайд 30ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
групповые занятия;
конкурсы; интеллектуальные игры;
участие в олимпиадах; презентации;
работа
по индивидуальным планам;
исследовательская деятельность.
исследования динамики развития.
Слайд 31ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Составить самостоятельно
Слайд 32ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Анкетирование родителей с целью получения первичной информации
о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
Родительское собрание
“О талантливых детях, заботливым родителям”.
Совместное составление ин6дивидуального плана или программы развития ребенка.
Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.
Совместные проекты исследовательской деятельности детей.
Слайд 33Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми, имеющими склонность к математике
Сформулировать
мероприятия ро развитию интеллектуальной сферы детей, имеющих склонность к математике
Слайд 34НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
организация индивидуальной работы с ребенком по усвоению знаний и
развитию логического мышления
использование средств занимательной математики
организация дополнительного образования
Слайд 35ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ СКЛОННОСТЬ К МАТЕМАТИКЕ
В
работе с детьми применяются различные виды занимательного материала:
занимательные вопросы, задачи-шутки,
способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности; задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;
Слайд 36группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует
развитию образного и логического мышления, пространственных представлений;
наглядные логические задачи: на
заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.
Слайд 37ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
Цель: развитие логических приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа,
синтеза, абстрагирования, классификации, аналогии, формирования математических представлений.
Программа направлена на развитие
интеллектуальных способностей детей, развитие любознательности, коммуникабельности.
План – программа работы с одаренными детьми строится на следующих принципах:
- научности;
- деятельного подхода;
- системности;
- самоценности детства.