Разделы презентаций


Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина Капитанская дочка

Содержание

Достоинства пушкинского романа, с которым мы познакомились, общепризнанны в русской литературе. Это классический образец, о котором Гоголь писал: «... Здесь нет ... никакого наружного блеска, все просто, все исполнено внутреннего блеска,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Подготовка к написанию сочинения  по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Слайд 2 Достоинства пушкинского романа, с которым мы познакомились, общепризнанны в русской

литературе. Это классический образец, о котором Гоголь писал: «... Здесь

нет ... никакого наружного блеска, все просто, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг... Слов немного, но они так точны, что означают все». Сам Пушкин предъявлял такие требования к прозе: «Точность, краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».
И хотя мы с вами пишем не повести и романы, а чаще всего письма, доклады, сообщения, сочинения, понять, что такое точность, ясность, емкость слова, мы можем, вчитываясь в пушкинский текст.

Достоинства пушкинского романа, с которым мы познакомились, общепризнанны в русской литературе. Это классический образец, о котором Гоголь

Слайд 3Вспомним изученное о романе

Вспомним изученное о романе

Слайд 4 Какие события легли в основу «Капитанской дочки»
А. С. Пушкин работал

над «Капитанской дочкой» с 1833 по 1836 год. В основе

произведения – крупное событие из истории России второй половины XVIII века: восстание под предводительством Емельяна Пугачева 1773–1774 гг.
Пушкина увлекла мысль изучить развитие пугачевского движения – один из ключевых моментов русской истории – еще в 1832 г., когда он знакомился с эпохой царствования Петра I. В двадцатом томе «Полного собрания законов Российской империи» он обнаружил множество материалов, связанных с восстанием: Манифест Екатерины II, ее именные указы, а также сенатские указы, заполненные материалами судебных разбирательств для плененных мятежников Пугачева и его товарищей.
Но только в 1833 г. Пушкин более тщательно знакомится с этим периодом истории: он изучает архивные документы, посещает те места, где происходило восстание (Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск, Берды); собирает сведения о Пугачеве и его сподвижниках у живых свидетелей.


Какие события легли в основу «Капитанской дочки» А. С. Пушкин работал над «Капитанской дочкой» с

Слайд 5 Какова история замысла романа
Документальный материал разрушил первоначальную схему «Капитанской

дочки»: в центре сюжета должна была быть судьба дворянина Шванвича,

врага Орловых, перешедшего на сторону Пугачева. Когда 19 октября 1836 года Пушкин поставил точку на рукописи «Капитанской дочки», он уже не думал о крестьянском восстании под предводительством дворянина. Шванвич был превращен в предателя Швабрина, а центральным персонажем сделался верный долгу и присяге и одновременно гуманный человек «жестокого века», странный приятель вождя крестьянского бунта Гринев.
Какова история замысла романа 		Документальный материал разрушил первоначальную схему «Капитанской дочки»: в центре сюжета должна

Слайд 6 Жанр «Капитанской дочки»
«Капитанская дочка» – исторический роман, который в

основном соответствует художественным принципам, выработанным Вальтером Скоттом, автором наиболее авторитетных

образцов исторических сочинений XIX века:
в центре авторского внимания – эпоха, показанная через судьбу главного героя и определяющая различные перипетии его жизни;
главные герои – вымышленные персонажи (Гринев);
в произведении присутствуют и исторические, реально существующие лица, но по отношению к любовной интриге они второстепенны (Екатерина II, Пугачев);
центральной в сюжете является любовная линия, которая развивается на фоне исторических событий (любовный треугольник: Гринев – Маша – Швабрин).
Пушкин не только усваивал опыт Вальтера Скотта, но и преодолевал свойственные его произведениям недостатки, обновляя жанр исторического романа. Новаторство Пушкина проявлялось в том, что в центре произведения – описание бунта, а любовная линия, составляющая основу сюжета, после кульминационного момента – получение письма от родителей Гринева – ослабевает, и на первый план выходит изображение пугачевского бунта.

Жанр «Капитанской дочки»		«Капитанская дочка» – исторический роман, который в основном соответствует художественным принципам, выработанным Вальтером Скоттом,

Слайд 7 Основная тема произведения. Проблемы, которые затрагивает Пушкин в романе
Основная

тема романа – противопоставление понятий «честь» и «бесчестие», а также

тема народного восстания. В романе ставятся и вопросы внутренней политики, и проблемы обязанностей дворянства перед народом, государством, и столкновение интересов дворянства и крестьян, делающее конфликт между ними фатально неразрешимым.
Пушкин поднимает проблемы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства, долга, чести.
Основная тема произведения.  Проблемы, которые затрагивает Пушкин в романе 	Основная тема романа – противопоставление

Слайд 8Своеобразие композиции «Капитанской дочки»
Композиция «Капитанской дочки» своеобразна. В ней можно

условно выделить 2 части: историческая повесть о Пугачевском восстании и

семейно-бытовой роман. Обе части композиционно неразрывны друг от друга: «пугачевщина» обусловила судьбы Гринева и Маши Мироновой.
«Не любовь, но события восстания стали школой воспитания 17-летнего офицера; он возмужал, многое узнал, душевно обогатился, сохранил свою честь, проявил отвагу в беспримерных обстоятельствах, оказался способным отстоять и защитить в трудных испытаниях свое счастье. Оттого эти два года жизни надолго запомнились ему, оттого он счел себя обязанным рассказать о пережитом и, прежде всего, о своих «странных» приятельских отношениях с Пугачевым. Закономерно и Пугачев занял в романе центральное место.
Своеобразие композиции  «Капитанской дочки»		Композиция «Капитанской дочки» своеобразна. В ней можно условно выделить 2 части: историческая повесть

Слайд 9Почему Пушкин делает рассказчиком Петра Гринева?
Рассказчик выступает в двух

лицах. Мы видим Гринева в молодости и в старости. Между

ними не только временная, но и нравственная дистанция. В молодости героя отличает непосредственность в восприятии окружающего мира, субъективность в оценке событий. 50-летний Гринев-мемуарист старается быть объективным, делая сообщения и выводы с высоты прожитых лет: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
Выбор рассказчика продиктован стремлением Пушкина объективно показать развитие исторических событий: мемуарист Гринев – истинный дворянин (принадлежал к старой дворянской семье, где слово «честь» и «служба» не разделяются), он убежденный противник насильственных потрясений, но в то же время чувствовал себя обязанным рассказать правду о восстании и о его руководителе Емельяне Пугачеве.

Почему Пушкин делает рассказчиком Петра Гринева? Рассказчик выступает в двух лицах. Мы видим Гринева в молодости и

Слайд 10Насколько объективно автор показывает в романе своего героя – Пугачева?
На

первый план выступает образ Пугачева как народного героя. Пугачев кровно

связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой.
Пушкин наделяет героя чертами русского национального характера: умом, сметливостью («Сметливость его и тонкость чутья меня изумляли»), широтой натуры («Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай», «А разве нет удачи удалому?»), способностью совершать благородные поступки, смелостью и отвагой («Картечь хватили в самую середину толпы. Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди».
Но автор не идеализирует Пугачева. Показывая сцены жестокой расправы пугачевцев по указанию своего предводителя над теми, кто не признал его государем и никогда бы не согласился служить ему, Пушкин откровенно протестует против жестокости и насилия. Самое страшное, по мысли автора, – это то, что насилие и жестокость становятся жизненной нормой и почти ни у кого не вызывают естественной человеческой реакции – жалости, сочувствуя и милосердия. Жестокость порождает жестокость, но оправдать ее невозможно никакими высокими идеями.
Насколько объективно автор показывает в романе своего героя – Пугачева?На первый план выступает образ Пугачева как народного

Слайд 11 С помощью каких художественных средств автор создает образ предводителя крестьянского

восстания?
Пушкин широко использует фольклорные изобразительные средства. Речь Пугачева насыщена народными

поговорками и образными иносказаниями: «Долг платежом красен», «Утро вечера мудренее», «Закурим, запоем и ворота запрем».
Сказка старой калмычки об орле и вороне объясняет жизненную позицию народного героя-самозванца: не может человек орлиной натуры жить по законам ворона.
А с помощью эпиграфа к главе «Приступ» и бурлацкой песни, в которых появляется мотив виселицы, автор показывает трагическую предрешенность судьбы Пугачева.
С помощью каких художественных средств автор создает образ предводителя крестьянского восстания? Пушкин широко использует фольклорные

Слайд 12В чем привлекательность образа Маши Мироновой?
Маша простая, незаметная девушка, но

в ней столько чисто женского обаяния и моральной чистоты, она

обладает чуткостью сердца, которая помогает ей разбираться в людях. В любви Маши нет жеманства, она очень искренна. У нее есть нравственные устои: героиня не может строить свое счастье на несчастье других. Любовь ее бескорыстна. Обрушившееся на Машу горе (казнь родителей) не сломало ее: она оказалась способной проявить сопротивление домогательствам Швабрина, остаться верной своему возлюбленному и защитить свое счастье.

В чем привлекательность образа Маши Мироновой?	Маша простая, незаметная девушка, но в ней столько чисто женского обаяния и

Слайд 13Смысл названия романа
«Впервые у Пушкина появилась героиня, борющаяся за счастье.

И борьба эта была лишена эгоистического начала. Поэтому Пушкин и

назвал свою повесть именем Маши Мироновой – «Капитанская дочка», - писал Г. П. Макагоненко .
«Капитанская дочка» оказалась своего рода завещанием Пушкина. Открывая читателю выстраданную правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами социального развития России и судьбы русского народа.

Смысл названия романа		«Впервые у Пушкина появилась героиня, борющаяся за счастье. И борьба эта была лишена эгоистического начала.

Слайд 14Технология написания сочинения
Выбрать «свою» тему сочинения .
Помнить об основной мысли

сочинения.
Тщательно отобрать рабочий материал.
Определить, какой тип и стиль речи будет

использован в работе.
Составить план сочинения.
Технология написания сочиненияВыбрать «свою» тему сочинения .Помнить об основной мысли сочинения.Тщательно отобрать рабочий материал.Определить, какой тип и

Слайд 15Структура плана
Чтобы не попасть в капкан,
Чтобы в темноте не заблудиться,
Чтобы

никогда с пути не сбиться,
Чтобы в нужном месте приземлиться, приводниться


Начерти на карте план ( песенка Алисы).

ПЛАН
I.Введение
II.Основная часть
III.Заключение


Структура планаЧтобы не попасть в капкан,Чтобы в темноте не заблудиться,Чтобы никогда с пути не сбиться,Чтобы в нужном

Слайд 16Как эпиграф романа «Капитанская дочка» связан с ее содержанием?
Вступление.
Краткая справка

о создании романа, об особенностях жанра. Почему А.С. Пушкин обратился

к теме Пугачевского восстания и почему эпиграфом выбрана пословица «Береги честь смолоду»?
Что такое «честь» в вашем представлении? (можно обратиться к толковому словарю) Как вы понимаете смысл пословицы?
Каким образом (герои, композиция, приемы) решается основной конфликт романа, связанный с эпиграфом? (подвести к образам Гринева и Швабрина)
Как эпиграф романа «Капитанская дочка» связан с ее содержанием?Вступление.Краткая справка о создании романа, об особенностях жанра. Почему

Слайд 17Основная часть.
Образ Гринёва как представителя русского дворянства (обязательно упомянуть о

завете отца!).
Образ Швабрина.
Что у них общего? Что их отличает

друг от друга? (см. сравнительную характеристику – таблицу):
* Отношение героев к людям.
* Поведение героев в ситуациях нравственного выбора (осада крепости, отношение к Пугачеву и его восстанию, отношение к Маше Мироновой (до приступа, дуэль, после приступа, в сцене спасения Маши, во время ареста и суда).

Основная часть.Образ Гринёва как представителя русского дворянства (обязательно упомянуть о завете отца!). Образ Швабрина.Что у них общего?

Слайд 18Заключение.
Как судьба героев соотносится с эпиграфом к роману?
Кто из героев

вам ближе и почему? (ваша оценка).
О Гриневе: во всех тяжёлых

жизненных ситуациях нужно сохранять доброту, благородство и честь.



Заключение.Как судьба героев соотносится с эпиграфом к роману?Кто из героев вам ближе и почему? (ваша оценка).О Гриневе:

Слайд 19Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II, простившая Гринева,

или Емельян Пугачев, пощадивший его?
Вступление.
Краткая справка о создании романа, об

особенностях жанра. Почему А.С. Пушкин обратился к теме «народ и власть», к теме Пугачевского восстания?
Как вы понимаете выражение «великодушный государь»?
Каким образом (герои, композиция, приемы) решается одна из тем романа «народ и власть» (подвести к образам Емельяна Пугачева и Екатерины II, указать, что они представлены не столько как исторические личности, сколько как обычные – и вместе с тем необычные люди).

Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II, простившая Гринева, или Емельян Пугачев, пощадивший его?Вступление.Краткая справка о

Слайд 20Основная часть.
Образ Пугачева:
* Первое и последующие появление Пугачёва на страницах

романа (4 встречи: в чем, по отношению к кому и

каким образом проявляется его великодушие).
* Портретная характеристика героя.
* Черты характера (психологический портрет), противоречивость натуры Пугачёва.
* Пугачев и Гринев.
* Пугачёв и народ (речь героя, сказка, песня).
* Сочувствие , сострадание рассказчика Пугачёву. * Смысл последней встречи на казни.


Основная часть.Образ Пугачева:	* Первое и последующие появление Пугачёва на страницах романа (4 встречи: в чем, по отношению

Слайд 21Основная часть.
Образ Екатерины II:
* встреча с императрицей на страницах романа

(до Маши Мироновой – отношение к бунтовщикам: жестокость);
* императрица и

Маша Миронова (портрет и психологическая характеристика: речь, обращение к сироте, ее истории, участие в судьбе Гринева).
Основная часть.Образ Екатерины II:	* встреча с императрицей на страницах романа (до Маши Мироновой – отношение к бунтовщикам:

Слайд 22Заключение.
- Отношение Пушкина к историческим персонажам романа: кому из них,

в каких эпизодах и почему , на ваш взгляд, симпатизирует

писатель?
- Емельян Пугачев и Екатерина II - реальные фигуры, которые в произведении обрели много вымышленных черт, превратились в художественные образы, служащие для выражения авторской позиции, взглядов Пушкина на историю, проблему власти и народа, судьбы, тему идеального правителя («великодушного государя»).
Заключение.- Отношение Пушкина к историческим персонажам романа: кому из них, в каких эпизодах и почему , на

Слайд 23Самостоятельная работа
написать черновик сочинения (не менее 250 слов);
проверить

его, сделав необходимые пометки;
следить за своими словами, чтобы речь была

выразительной, точной, яркой;
прочитать дома вслух работу; если необходимо, то откорректировать написанное;
к 06.12.2019 сдать готовое сочинение.

Самостоятельная работа написать черновик сочинения (не менее 250 слов); проверить его, сделав необходимые пометки;следить за своими словами,

Слайд 24Домашнее задание: написать сочинение по одной из тем (до 06.12.2019)
Работу

выполнить на двойном листе в линейку.
Титульный лист:
Пропустив сверху 10 строчек,

посередине 11-й и далее написать:
Сочинение по литературе
ученика 8а класса ГБОУ Школа № 1400-5ШК
Иванова Павла.
- пропустить 1 строку -
Как эпиграф романа… (Кто больше заслуживает…) (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).
На последней строчке посередине
26 ноября 2019 года
3. На следующей странице приступить к написанию сочинения.

Домашнее задание: написать сочинение  по одной из тем (до 06.12.2019) Работу выполнить на двойном листе в

Слайд 25Требования к работе.
Писать аккуратным, разборчивым почерком!
Если тема сочинения не является

цитатой, она записывается без кавычек, (если название темы сочинения цитата,

её записываем в кавычках).
Каждую новую часть начинать с красной строки, придерживаясь плана сочинения.
Если в сочинении встречаются даты, их пишем цифрами: год и число – арабскими, век – римскими, другие числительные пишем прописью. Если вы запишите век арабскими цифрами, это не будет считаться ошибкой и не повлияет на снижение оценки, но лучше этого не делать.

Требования к работе.Писать аккуратным, разборчивым почерком!Если тема сочинения не является цитатой, она записывается без кавычек, (если название

Слайд 265. Основная часть сочинения - это развернутая, раскрытая главная мысль

сочинения, ответы на вопросы, которые мы сформулировали раньше при анализе.

Приводим доказательство наших слов, обязательно подкрепляем их фактами (эпизоды, герои, их речь, можно использовать цитаты). Стараемся раскрыть тему сочинения более полно, с разных сторон. Будет очень хорошо, если Вы станете рассуждать с разных позиций. Голос автора сочинения должен присутствовать, сочинение - это Ваше произведение, не нужно писать чужие мысли как свои, но их анализ приветствуется.

6. Цитаты нужно использовать обдуманно, большое количество которых убьет Вашу авторскую составляющую. Каждая цитата должна быть к месту. Цитаты - это очень сильный инструмент, который нужно использовать по следующим правилам:
- Ни в коем случае нельзя сокращать цитату, или заменять в ней слова, изменяя её смысл, забыли точное написание, замените, что не помните многоточием.
- Допускается пересказ цитаты словами близкими к тексту.
5. Основная часть сочинения - это развернутая, раскрытая главная мысль сочинения, ответы на вопросы, которые мы сформулировали

Слайд 27ЖЕЛАЮ УСПЕХА!!!

ЖЕЛАЮ УСПЕХА!!!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика